(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Альберто Джакометти: жизнь и творчество самого «дорогого» скульптора XX века

Альберто Джакометти: жизнь и творчество самого «дорогого» скульптора XX века

В наше время повсеместной монетизации искусство и творчество, как и любые другие сферы деятельности человека, стали нередко оцениваться по их материальной стоимости. С этой точки зрения самым «дорогим» и востребованным скульптором XX века стал великий и неповторимый Альберто Джакометти, чьи работы до сих пор остаются предметом споров и дискуссий ценителей скульптуры и искусствоведов по всему миру.

Сложно встретить человека, которого работы Альберто Джакометти оставят равнодушным, не вызвав трепетного восторга или резкого негатива. Так что же вдохновило мастера на создание столь неординарных скульптур и в чем секрет легендарного Альберто Джакометти?

Краткая биография скульптора

Альберто Джакометти (10 октября 1901 года — 11 января 1966 года) был швейцарским скульптором, художником и мастером гравюры. Он родился в южной альпийской долине Граубюнден Валь Брегалья старшим из четырех детей Джованни Джакометти, знаменитого художника-импрессиониста и Аннетты Джакометти-Стампа. Наблюдая за яркой творческой жизнью знаменитых родителей, Альберто с раннего детства начал интересоваться художественным искусством, что, безусловно, сыграло важную роль в развитии его карьеры.

Джакометти родился в городе Боргоново, который теперь является частью муниципалитета Швейцарии, однако расположен недалеко от итальянской границы. Он был потомком протестантских беженцев, спасающихся от инквизиции. Все четверо детей семьи добились выдающихся успехов. Альберто проходил обучение в Женевской школе изобразительных искусств. Его братья Диего (1902-85) и Бруно (1907-2012) также станут артистами. Кроме того, вместе с ними выросла Заккария Джакометти, позднее профессор конституционного права и канцлер Цюрихского университета, осиротевшая в возрасте 12 лет в 1905 году.

В 1922 году он переехал в Париж, чтобы учиться у скульптора Антуана Бурделле. Именно там Джакометти экспериментировал с кубизмом и сюрреализмом и стал одним из ведущих скульпторов-сюрреалистов. Среди его партнеров были Миро, Макс Эрнст, Пикассо, Брор Хьорт и Балтус.

Альберто Джакометти
Фото: источник

В период с 1936 по 1940 года Джакометти сконцентрировал свое творческое внимание на изображении головы и лица человека, сосредоточившись на взгляде. В качестве моделей Джакометти выбирал близких и хорошо знакомых ему женщин. В частности, ему позировала сестра и художница Изабел Роустхорн, известная под псевдонимом Изабель Дельмер. На ранних этапах творческого пути он создал серию скульптур, изображающих лицо художницы. За этим последовала фаза, в которой его статуи Изабеллы вытянулись и истончились, а конечности скульптур заметно удлинились. Одержимый созданием своих скульптур, благодаря своему уникальному взгляду на реальность, Джакометти часто вырезал до тех пор, пока они не становились такими же тонкими, как гвозди, и не уменьшились до размера пачки сигарет. Увлекшись творчеством, автор замечал это только на финишных этапах работы, что порой приводило его самого в ужас. Лучший друг скульптора однажды сказал, что если Джакометти решит вылепить вас, «он сделает вашу голову похожей на лезвие ножа».

Сильное влияние на творческий подход скульптора оказали перемены в его личной жизни. После его брака с Аннет Арм в 1946 году его крошечные скульптуры стали больше, но чем крупнее они становились, тем они становились и тоньше. Джакометти однажды сказал, что конечный результат его работы отражает ощущение, которое он испытывал, когда смотрел на любимую женщину.

В 1958 году Джакометти попросили создать монументальную скульптуру для здания банка Chase Manhattan Bank в Нью-Йорке, который в то время только начал строительство. По словам его биографа Джеймса Лорда, несмотря на многочисленные перформансы и реализованные амбициозные проекты, он «никогда не бывал в Нью-Йорке и ничего не знал о жизни в быстро развивающейся столице небоскребов и машин». Работа Джакометти над проектом привела к появлению четырех фигур женщин — его самых больших скульптур под названием Grande femme от I до IV (1960). Однако их установка таки и не была совершена, потому что Джакометти был недоволен отношениями между скульптурой и интерьером банка, и в конце концов отказался от проекта.

В 1962 году Джакометти был удостоен главного приза за скульптуру на Венецианской биеннале, а награда принесла ему всемирную известность. Даже когда он достиг популярности и его работы пользовались большим спросом, он все еще переделывал модели, часто уничтожая их или откладывая в сторону, чтобы вернуться к доработке годами позже.

В последние годы жизни и работы Джакометти его скульптуры были показаны на ряде крупных выставок по всей Европе. Пребывая на волне международной популярности и признания, и, несмотря на ухудшающееся здоровье, в 1965 году он отправился в Соединенные Штаты на выставку своих работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Жизнь Джакометти была наполнена творческими идеями и планами. Параллельно со скульптурами мастер занимался живописью. При жизни его картины и рисунки не получили должного признания, однако после смерти многие из них попали в значимые каталоги мирового искусства и выставляются в музеях по всему миру. В качестве своей последней работы он презентовал текст книги «Paris sans fin» — последовательность из 150 литографий, содержащих воспоминания обо всех местах, где он жил.

«Дорогая красота» — 7 знаменитых работ Альберто Джакометти

Начало творческого пути мастера сопровождалось созданием реалистичных скульптур, однако всемирную известность скульптору принесли его работы, выполненные в стиле сюрреализма и кубизма. Большое влияние на его творчество оказал длительный период изучения искусства Древней Греции, Африки, Океании и древней Америки. Также нельзя не отметить некоторую депрессивность знаменитых скульптур Альберто Джакометти, что, безусловно, связано с особенностями его личности. Вытянутые, тонкие и хрупкие на первый взгляд скульптуры заставляют задуматься об изолированности и одиночестве личности в мире. Сам автор стремился задействовать пустоту и пространство в качестве основного материала скульптурной композиции. Именно такая необычная техника принесла мастеру мировую славу и сделала его работы самыми дорогими за всю историю проведения аукционов.

«Композиция (Мужчина и женщина)» (1927)

Работа выполнена в стиле кубизма и состоит из большого количества отдельных деталей различной формы. Сами элементы напоминают промышленные конструкции или отдельные части музыкальных инструментов.

Авангардная скульптурная композиция строится вокруг ребристой поверхности, которая присутствует во многих работах мастера. Задумка скульптора сводится к отображению сложного и не всегда понятного танца женского и мужского начала. Круглые и овальные детали традиционно ассоциируются с женской фигурой, в то время как ровные прямоугольные элементы символизируют мужское начало.

Композиция (Мужчина и женщина) (1927)
Фото: источник

«Подвешенный шар» (1931)

Лаконичная скульптура представлена сочетанием сферической фигуры и серповидного элемента, парящими в воздухе. Скульптура стала воплощением сюрреализма и вызывает различные ассоциации у зрителей – от концентрации агрессии до эротических фантазий. Именно эта скульптура принесла Альберто Джакометти широкое признание среди коллег талантливых скульпторов и художников. В частности, она произвела сильное впечатление на таких мэтров мирового искусства, как Андре Бретон и Сальвадор Дали.

Подвешенный шар (1931)
Фото: источник

«Невидимый объект» (1934)

К 1934 году в творчестве автора наступил этап зрелости. Уйдя от сюрреализма, мастер вернулся к традиционному изобразительному искусству. При этом Джакометти сохранил свой совершенно неповторимый стиль и приверженность к задействованию пустоты в скульптурной композиции. Работа «Невидимый объект» изображает фигуру девочки, закованную в ровную металлическую раму.

Центральная часть скульптуры представлена невидимым объектом, который девочка как бы ощупывает руками. Созерцая работу, фантазия зрителя дополняет ее пространственным изображением невидимого образа. Работа положила начало целой серии скульптур, в которых мастер использовал схожую технику и максимально задействовал фантазию и воображение зрителей.

Невидимый объект (1934)
Фото: источник

«Рука» (1947)   

Одним из последних циклов творчества скульптора стала серия объектов в невесомости, которые как-бы парят в воздухе, растворяясь в пространстве. Апогеем этой творческой цепочки стала работа «Рука», которая изображает изможденную, тонкую руку человека, протянутую «в никуда». На создание столь противоречивой скульптуры мастера натолкнули размышления о жестокости и несправедливости Второй мировой войны, которая в те годы сотрясала всю Европу.

Рука (1947)
Фото: источник

«Человеческая голова на пьедестале» (1949-1951)

Одновременно страшным и великолепным произведением скульптурного искусства можно считать работу Джакометти «Человеческая голова на пьедестале». Скульптура изображает голову человека, зависшую в пространстве и издающую немой крик. Идея создания этой скульптуры пришла к мастеру еще в ранней молодости, когда он совершал свое первое путешествие по Италии. Во время поездки на его глазах внезапно умер попутчик, и мучительная картина его смерти преследовала скульптора долгие годы, пока не вылилась в его творчестве.

Человеческая голова на пьедестале (1949-1951)
Фото: источник

«Собака» (1951)

Сильнейшее скульптурное произведение «Собака» было создано Джакометти еще в молодости и выполнено из гипса. В 1951 году мастер отлил скульптуру в бронзе, подарив ей вторую жизнь. Работа изображает худую, изможденную голодом старую собаку, которая совершает шаги из последних сил, понуро опустив голову. Примечательна эта работа еще и тем, что сам автор на протяжении всей жизни называл ее своим автопортретом.

Собака (1951)
Фото: источник

«Шагающий человек I» (1960)

Несомненно, самая знаменитая скульптура Джакометти и самая дорогая в истории человечества — «Шагающий человек I», стала квинтэссенцией всего творческого пути мастера. Фигура представляет вытянутого, худого и совершенно обнаженного безликого человека, шагающего вперед. Сам автор писал, что на создание этого шедевра его вдохновило созерцание толпы, в которой он видел лишь призраки и тени людей, скованных своей болью и одиночеством. Человек совершает шаг, но его ноги влиты в мостовую, как расплавленный металл. Именно в тяжести человеческого пути кроется глубокий смысл и суть произведения.

Шагающий человек I (1960)
Фото: источник

Примечательна эта скульптура и тем, что изображение ее можно найти на ста франках. В 2010 году на аукционе Sotheby’s фигура “Шагающий человек” Джакометти была продана за рекордную сумму в 103,9 миллионов долларов.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696