(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Произведение искусства гипсовой скульптуры и живописи — архитектурный комплекс Цвингер в Дрездене

Произведение искусства гипсовой скульптуры и живописи — архитектурный комплекс Цвингер в Дрездене

Цвингер — это комплекс роскошных зданий и садов, богато украшенных гипсовой лепниной и скульптурой, расположенный в немецком Дрездене. Построенный под руководством знаменитого архитектора Пёппельмана и скульптора Бальтазара Пермозера, этот шедевр архитектуры, скульптуры и живописи стал одной из самых важных достопримечательностей в стиле барокко на территории Германии.

Находится Цвингер рядом с Фрауэнкирхе, самым известным памятником Дрездена. Его название (Цвингер) восходит к эпохе Средневековья, когда для обозначения укрепленной части между внешней и внутренней стенами крепости использовали именно этот термин. На самом же деле Цвингер не выполнял никакой защитной функции, соответствующей названию в начале строительства.

В 1709 году архитектурный комплекс Цвингер был дополнен озером и садом. Его богато украшенные лепные балюстрады, статуи, вазы и галереи свидетельствуют о великолепии времен правления курфюрста Фридриха Августа I (также «Август Сильный») и выражают таким образом его претензии на власть. В оригинальной концепции архитектора Цвингер был задуман как первый замок Дрездена, который должен был занять площадь до Эльбы. Планы возведения роскошного замка не были реализованы до смерти Фридриха Августа I. В результате с отходом моды на стилистику барокко Цвингер потерял свою значимость. Только спустя столетие, к его строительству и оформлению приступил архитектор Готфрид Земпер.

В 1855 году Цвингер стал одним из самых важных немецких музейных проектов 19-го века и позволил использовать дворец как музейный комплекс с 18-го века. Массивные авиа-бомбардировки в Дрездене, которые произошли 13 и 14 февраля 1945 года, привели к обширным разрушениям Цвингера, что было устранено только в ходе восстановительных работ, проходивших в 1950-х и 1960-х годах.

Цвингер – классика барокко и лепного декора

Цвингер находится недалеко от реки Эльбы и занимает площадь на северо-западной окраине, которая является частью исторического центра города Дрезден. Он расположен в непосредственной близости от других известных достопримечательностей этого знаменитого немецкого города. Внутренний двор Цвингера имеет почти квадратную форму и объединяет зеркально-симметричные арочные выступы к северо-западу и юго-востоку. На четырех углах площади расположены четыре двухэтажных угловых павильона — фарфоровый павильон, немецкий павильон, французский павильон и физико-математический салон.

Они соединены одноуровневыми аркадами, декорированными гипсовой лепкой и великолепными детализированными скульптурами.

Королевские ворота (Kronentor)

Kronentor или королевские ворота созданы Иоганном Вениамином Томоэ и являются портальным павильоном. Часто именно эту часть дворцового комплекса считают символом Цвингера. Первоначально ворота Кронентара позволяли получить доступ из-за пределов города через крепостную стену. Архитектура павильона навеяна великолепным ​​итальянским барокко, но она также напоминает древние триумфальные арки.

Произведение искусства гипсовой скульптуры и живописи — архитектурный комплекс Цвингер в Дрездене. Королевские ворота
Фото: источник

Ворота стоят посреди двух длинных галерей, немного выступая вперед. Проход представлен высокой сводчатой аркой, которая увенчивается классическим куполом. Вершина арки декорирована роскошной сложнейшей лепной и скульптурной композицией. Эту часть сооружения украшают несколько ваз и двенадцать фигур, отражающих смены сезонов и представляющие фигуру Геркулеса, как центральную тему скульптурного сюжета. Они выстраивают колпачок в виде купола, частично украшенного золоченой медной пластиной. На вершине арки расположены скульптурные изображения четырех польских орлов и представлена копия короны польского короля. Изначально Геркулес должен был увенчать ворота короны земным шаром, однако в процессе строительства концепция подверглась изменению.

Почти все скульптуры, вовлеченные в композицию Цвингера, изначально изготавливались для размещения на воротах Кронторторе, но лишь немногие были размещены на сводах арки. В нишах при переходе на Ланггалери находятся древние боги Вулкан (слева) и Вакх (справа) на стороне, обращенной к воде. На стороне, стоящей перед Цвингерхофом, находятся скульптуры Цереры (слева) и Помона (справа). Вулкан и Церера — это работы Пермосеров, а Кретцманн создал Вакх.

Математическо-физический салон (Mathematisch-Physikalischer Salon)

Математическо-физический салон, построенный между 1710 и 1714 годами, является одним из четырех угловых павильонов и находится между Уоллпавильоном и Ланггалери. В нем представлена коллекция математических и физических инструментов прошлого, что и послужило поводом для такого необычного На нижнем этаже Математическо-физического салона первоначально был грот-зал.

Салон на верхнем этаже, который был обшит панелями из саксонского мрамора, первоначально использовался как столовая, игровая комната или тантрический зал, но уже в 1729 году был преобразован в музейное помещение. На нижнем этаже Математическо-физического салона первоначально был грот-зал. Украшенный фонтанами и колодцами, этот зал сохранил свою первоначальную функцию дольше. Мелкие струи воды окружили и встретили людей, входящих в зал. Две мраморные статуи Аполлона и Минервы стояли в двух из пяти ниш грота. Они являются одной из первых работ Пермосер для Цвингера и теперь находятся в коллекции скульптуры в Альбертинуме. В результате военных событий 1813 года потолок грота рухнул, и был восстановлен лишь спустя несколько десятилетий.

Произведение искусства гипсовой скульптуры и живописи — архитектурный комплекс Цвингер в Дрездене. Математическо-физический салон
Фото: источник

Иоганн Кристиан Киршнер был создателем лепного декоративного обрамления окон и других скульптурных элементов этого здания. Томоэ создал королевские знаки отличия в математическом салоне, расположенные на фронтальных узких сторонах здания. Группа фигур раннего Аполлона, расположенная вдоль стен салона, — это работа Пола Хеермана.

Уолл-Павильон (Wallpavillon)

Стены павильона рассматриваются как структурная изюминка Цвингера. Оригинальным дополнением пышных скульптурных и лепных украшений становится уникальная комбинация лестниц павильона, что делает его одним из самых красивых европейских зданий в стиле барокко. Две лестницы окружают фонтан в интерьере павильона и ведут в ратушу, которая является задней частью здания. На верхнем этаже павильона находится банкетный зал с круглыми окнами, которые прерываются только узкими колоннами и лепными пилястрами.

Многочисленные скульптуры украшают экстерьер павильона. Здесь представлены статуи Геркулеса (Саксоник), принца Парижа с тремя богинями (Хеерманн), скульптуры четырех ветров (Кирхнер), а также скульптурные изображения Юноны и Юпитера (Томаэ).

Французский павильон (Französischer Pavillon)

Французский павильон вместе с галереей аркад соединяет Уоллпавильон и Семпергалери в ансамбле Цвингера. Его название было получено в связи большой коллекцией французских картин, которые были расположены здесь вплоть до 1945 года. Стены и полы на верхнем этаже были покрыты саксонским мрамором, в связи с чем большой зал верхнего яруса получил название мраморного зала. В послевоенный период в течение длительного времени здесь выставлялись объекты Дрезденского музея естествознания. С 2007 года коллекции скульптур выставлены на нижнем этаже французского павильона, а также в соседней галерее. Мраморный зал в настоящее время используется для организации концертов классической музыки.

Произведение искусства гипсовой скульптуры и живописи — архитектурный комплекс Цвингер в Дрездене. Французский павильон
Фото: источник

Художник Генрих Кристоф Фелинг украсил потолок зала роскошной фреской «Апофеоз Август Сильный и Эберхардине» в 1717 году. Работа была написана в дань уважения Августу Сильному и его жене Кристиане.

Городской или Глокеншпильпавильон (Glockenspielpavillon)

Бывшая ратуша, а ныне павильон современной колокольни были закончены в 1728 году, за исключением скульптурных работ. Малая лепная работа над павильоном продолжалась до 1732 года. Павильон был поврежден несколько раз. Впервые в 1849 году в непосредственной близости от старого оперного театра вспыхнул пожар, пламя которого распространилось на восточную часть Цвингера, уничтожив научную библиотеку. Во время воздушного нападения в 1945 году павильон снова был разрушен, и его реконструкция продолжалась до 1955 года.

Особенность Глокеншпиля — часы из фарфора Мейснера на фасаде. Они были установлены в 1933 году и не были повреждены во Второй мировой войне. Фасадная часть павильона также не пострадала во время бомбежек и сохранила всю сложность и изысканность лепнины и скульптуры.

Цвингер – один из немногих архитектурных центров, объединяющих классику барокко с элементами традиционного немецкого стиля. Огромную роль в формировании великолепного экстерьерного и интерьерного декора играет сложная гипсовая лепнина и уникальная скульптура, над созданием которой трудились лучшие мастера Германии.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696