(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Древняя Греция — колыбель гипсовой лепнины и скульптуры

Древняя Греция — колыбель гипсовой лепнины и скульптуры

Гипсовая лепнина – древнее художественное искусство, которое стало классикой архитектуры многих стран и народов. Несмотря на то что первые упоминания о составах подобных гипсу были обнаружены еще во время расцвета Египетской цивилизации, само слово «гипс» происходит от греческого «гипсос», что в переводе означает «кипящий камень».

Ученые считают, что именно на территории Балканского полуострова впервые были использованы техники гипсовой лепки, напоминающие современные технологии создания художественной лепнины.

Греческая классика гипсовой лепки – архитектурное искусство, дошедшее до наших дней

Первые примеры использования гипсовой лепнины в греческой архитектуре приходятся на процесс создания и декорирования колонн. Именно эти монументальные элементы здания, сегодня считаются традиционным признаком классической греческой архитектуры. Достаточно вспомнить Акрополь в Афинах, чтобы понять какое место колонны занимают в классической греческой архитектуре. Именно колонны декорировали гипсовой лепниной, создавая элегантные и изысканные мягкие линии монументальных строений.

Древняя Греция колонны
Фото: источник

При создании и оформлении колонн греки использовали несколько архитектурных концепций. Дорический ордер (стиль) отличался простотой и лаконичностью. Это позволяло создавать ощущение силы, мощи и величественности строения. Если колонны выполнены в дорическом стиле, украшающая их лепнина имеет лаконичные геометрические формы и отличается простотой. Совершенно другая декоративная концепция отмечается при рассмотрении колонн в ионическом ордере (стиле). Изящные, утонченные и элегантные художественные формы ионических колонн украшают более сложной и изысканной гипсовой лепкой. Здесь нередко встречаются и сюжетные картины, изображающие фигуры богов, героев и философов.

Кроме лепного оформления капителей колонн, древние греки использовали гипсовую лепку также в процессе создания художественных карнизов, рельефов и барельефов, медальонов и пилястров. Кроме того, мировая архитектура до сих пор использует другой дизайнерский ход, появившийся в Древней Греции, — арки, роскошно оформленные гипсовой лепниной. Такие арки использовали не только в качестве элемента, зонирующего помещение, но и как великолепный декоративный элемент интерьера.

Особенно широко гипсовая лепнина использовалась при оформлении многочисленных храмов, которые воздвигались в Древней Греции в виде демонстрации поклонения богам и богиням. В качестве прекрасного примера может служить знаменитый во всем мире греческий храм Парфенон, сооружение которого дополняется сорока шестью колоннами. Капители колоннады богато украшены гипсовой лепниной. Фасадную часть храма украшали всемирно известные кариатиды – изящные фигуры женщин, поддерживающие свод храма. Изначально кариатиды также были изготовлены из прочного гипсового состава.

Древняя Греция: лепные барельефы
Фото: источник

Наивысшую художественную ценность среди всего лепного творчества Древней Греции представляет знаменитая греческая скульптура. Именно греческие художественные мастера считаются родоначальниками европейского скульптурного искусства.

Гипсовая скульптура в Древней Греции

Античная скульптура считается одним из главных достижений греческой культуры. Использование гипса в процессе создания наиболее популярных шедевров античной скульптуры длительное время ставилось под сомнение. Дело в том, что до наших дней дошли только статуи из бронзы, кости и мрамора. Однако в ходе многочисленных исследований и раскопок были обнаружены остатки гипсовых прототипов всем известных творений античных мастеров. Ученые до сих пор не пришли к единому выводу, были ли эти гипсовые находки копиями бронзовых и мраморных скульптур, или представляли собой первоначальный вариант художественного творения.

Настоящими мастерами древнегреческой скульптуры считаются такие знаменитые античные скульпторы:

  • Мирон. Большинство работ античного скульптора Мирона, дошедших до наших дней, выполнены в бронзе. Однако имеются основания полагать, что в гипсе мастер творил также довольно много. Особенность художественного стиля Мирона заключается в том, что скульптура реалистично передает промежуточный момент между началом и завершением движения. Наиболее ярко это проявляется в самой известной работе Мирона, которая носит название «Дискобол». До наших дней дошла только мраморная копия Дискобола, однако даже она позволяет оценить, насколько точно скульптор передает напряжение тела в момент физической активности. Скульптура Дискобол изображает атлета, застывшего в момент, предшествующий броску. Еще одно великолепное творение мастера – бронзовая статуя «Афина и Силен Марсий». Сюжет скульптурной композиции заключается в том, что прекрасная Афина, пытается выбросить флейту, которую только что изобрела. Вторая часть статуи изображает обнаженного лесного демона Марсия, который пытается поймать брошенную Афиной флейту. Эта скульптура дошла до наших дней в бронзовом оригинале.

Древняя Греция: скульптура Мирона Дискобол
Фото: источник

  • Поликлет. Характерная особенность скульптур Поликлета, жившего и творившего в V веке до н.э., — пропорциональность и натуральность анатомии человека. Основная тема скульптурного творчества этого мастера – изображение героев-воинов и спортсменов, одержавших победы на соревнованиях. Самая знаменитая работа скульптора — «Диадумен». Идеально пропорциональная и реалистичная статуя изображает фигуру молодого юноши, который обвязывает голову повязкой. Ученые пришли к выводу, что данное действие ассоциируется с триумфом и победой атлета над соперниками.
  • Фидий. Работы одного из самых знаменитых древнегреческих скульпторов Фидия были представлены в крупнейших культурных центрах Балканского полуострова — Афинах, Дельфах и Олимпии. Самым значимым и весомым проектом Фидия считается реконструкция Акрополя. В частности, скульптор работал над оформлением знаменитого храма Парфенона. Здесь же представлена одна из самых знаменитых скульптур Фидия — монументальная статуя Афины высотой 12 метров. Прототип скульптуры был изготовлен из гипса, после чего проект был реализован в дереве. Далее деревянную основу покрыли пластинами, изготовленными из предварительно обработанной слоновой кости. Роскошь и великолепие скульптуры заключается в покрытии, выполненном из чистого золота. На изготовление скульптуры было выделено почти две тонны золота, которые долгое время считались неприкасаемым золотым запасом Греции. Казалось, что затмить великолепие Афины невозможно, однако позже Фидий превзошел сам себя, воздвигнув 14 метровую статую Зевса, сидящего на роскошно украшенном троне. Торс бога обнажен и выполнен из слоновой кости, в то время как одежда статуи декорирована тонкими золотыми пластинами. В одной руке Зевс удерживает небольшую статую Ники, богини победы, в то время как в другой у него символ власти — жезл.

Великолепие античной гипсовой скульптуры проявляется не только в шедевральных творениях знаменитых древнегреческих скульпторов, но и в изделиях массового производства. Остатки гипсовых статуэток и кукол, найденные на раскопках древнегреческих городов, указывают, что уже в те времена (V – VI век до н.э.) существовали технологии массового выпуска гипсовых декоративных статуэток и игрушек для детей. Прототип изделия изготавливался из глины и гипса вручную, после чего обжигался и доводился до эстетического образца. Далее по подобию первой статуэтки создавалось множество идентичных аналогов, которые реализовались массово.

Невозможно отрицать, что именно Древняя Греция стала колыбелью современной цивилизации и именно здесь зародилась художественная гипсовая лепнина и скульптура, дошедшая до наших дней. Сегодня гипсовая лепка стала символом архитектурной роскоши и классического интерьерного стиля.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696