(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Дворец Сан-Суси – немецкий Версаль и торжество рококо

Дворец Сан-Суси – немецкий Версаль и торжество рококо

Сан-Суси – летний дворец короля Пруссии Фридриха Великого, расположенный в Потсдаме, недалеко от Берлина. Его часто считают немецким соперником Версаля. Оба эти шедевра мировой архитектуры выполнены в стиле рококо, но немецкий дворец Сан-Суси, безусловно, менее вычурный. Дворец был спроектирован и построен Георгом Вензеласом фон Кнобельсдорфом в период между 1745 и 1747 годами с целью удовлетворить потребность короля Фридриха в частной резиденции, где он мог отдохнуть от пышности и церемонии берлинской жизни. Название дворца подчеркивает цели его строительства, ведь французская фраза (sans souci) переводится как «без проблем» или «без забот», символизируя, что дворец был местом для отдыха, а не местом власти.

Сан-Суси – это большая одноэтажная вилла, на самом деле более похожая на Шато-де-Марли, чем на Версаль. Дворец имеет всего десять основных комнат и был построен в центре террасного холма в сердце парка. Влияние личного вкуса короля Фредерика на дизайн и оформление дворца было настолько велико, что стиль, в котором он оформлен, эксперты стали называть «Фредерик Рококо». Из-за разногласий относительно места расположения дворца в парке Кнобельсдорфом даже был уволен в 1746 году. Закончил проект голландский архитектор Ян Боуман.

В XIX веке дворец стал резиденцией Фридриха Вильгельма IV. Он пригласил архитектора Людвига Персия для восстановления и расширения дворца, в то время как Фердинанду фон Арниму было поручено облагородить территорию и, следовательно, улучшить вид из дворца. Город Потсдам с его дворцами был излюбленным местом жительства немецкой императорской семьи до падения династии Гогенцоллернов в 1918 году.

После Второй мировой войны дворец стал одной из главных туристических достопримечательностей Восточной Германии. После воссоединения Германии в 1990 году тело Фредерика было возвращено во дворец и захоронено в новой гробнице с видом на сады, которые он создал. Сан-Суси и его обширные сады стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.

Выбор места расположения и создание проекта дворца Сан-Суси

Расположение Сан-Суси над великолепным виноградником представляет собой идеал гармонии между человеком и природой, в ландшафте, созданном человеческими руками. Холм, на котором Фредерик создал свой террасный виноградник, должен был стать местом расположения его резиденции. Сам небольшой, но роскошный дворец получил название «mein Weinberghäuschen», что в переводе с немецкого означает «Мой маленький дом виноградников». Фредерик хотел жить в этой живописной местности, достигая единения с природой и отвлекаясь от городской суеты и дворцовых интриг.

Дворец Сан-Суси – немецкий Версаль и торжество рококо
Фото: источник

Спустя двадцать лет после строительства скромного первого дворца Сан-Суси Фредерик построил Новый дворец (Neues Palais) в западной части парка. Этот гораздо более роскошный и большой дворец в стиле барокко находился в прямом контрасте с первым небольшим строением и был призван продемонстрировать силу и величие короля Фредерика. Дизайн Нового дворца должен был доказывать, что возможности Пруссии нисколько не изменились, несмотря на близкое поражение в Семилетней войне. Фредерик не скрывал своего намерения, даже ссылаясь на новое строительство как на свою «фанфароннаду» (хвастовство).

Роскошество Нового дворца имело исключительно демонстративный характер. Фредерик почти никогда не оставался в Новом дворце, кроме как в редких случаях, когда ему необходимо было развлечь и произвести впечатление на дипломатов.

Интересно, что до наших дней дошли эскизы самого Фредерика, который собственноручно изобразил будущий дворец на бумаге. Также имеется проект дворца, предложенный архитектором Георгом Вензеласом фон Кнобельсдорфом. Благодаря этим сохранившимся свидетельствам, можно сделать однозначный вывод, что король Фредерик не принял большинство предложений и идей профессионального архитектора и настоял на реализации своего «рисунка». Главное же отличие профессионального проекта от эскиза заказчика заключалось в том, что Кнобельсдорф предлагал построить во дворце большой подвальный этаж, предназначенный для размещения прислуги. Это должно было приподнять здание над поверхностью земли и предполагало строительство роскошной входной лестницы. Однако Фридрих хотел жить в скромном небольшом дворце и категорически отказался от идеи возведения помпезной и торжественной лестницы.

В парке, к востоку от дворца, находится картинная галерея Сан-Суси, построенная в период с 1755 по 1764 год под руководством архитектора Иоганна Готфрида Бюринга. Галерея стоит на месте бывшей теплицы, где Фридрих выращивал тропические фрукты. Картинная галерея – старейший сохранившийся музей, построенный специально для правителя Германии. Как и сам дворец, это длинное низкое здание, в котором доминирует центральный куполообразный холл.

После смерти Фредерика началась новая эра, очевидным признаком которой стало изменение архитектурных стилей. Неоклассицизм, популярный в других частях Европы, но проигнорированный Фридрихом, теперь нашел путь и в консервативные города Потсдам и Берлин во время правления нового короля Фридриха Вильгельма II. Он заказал строительство нового дворца в новом модном стиле и останавливался в Сан-Суси только изредка.

Гостиная и спальни были отремонтированы и полностью изменены сразу после смерти Фредерика. Реконструкцию проводил Фредерик Уильям фон Эрдманнсдорф – сторонник нового неоклассического стиля. В результате его влияния Сан-Суси стал первым из дворцов в Потсдаме и Берлине, который был перестроен в неоклассическом стиле.

Дворец Сан-Суси – архитектура, скульптура
Фото: источник

Архитектура, скульптура и лепнина дворца

Фредерик не случайно выбрал стиль архитектуры рококо для строительства и декорирования резиденции Сан-Суси. Этот легкий, воздушный, немного игривый архитектурный стиль лучше всего отражает назначение резиденции, которая строилась исключительно для отдыха и отвлечения от суеты городской жизни. Стиль рококо появился во Франции в начале 18-го века как вариация на тему стиля барокко, но, в отличие от более тяжелых форм и темных цветов барокко, рококо характеризовался богатством, изяществом и легкостью. Мотивы рококо были сосредоточены на беззаботной аристократической жизни, а не на героических битвах и религиозных деятелях.

Дворец имеет одноэтажный главный блок с двумя фланговыми боковыми крыльями. Здание занимает почти всю верхнюю террасу. Потенциальная монотонность фасада разрушается центральным куполом, возвышающимся над крышей, с названием дворца, написанным позолоченными бронзовыми буквами. Вторичные боковые крылья отделяются двумя симметричными рядами деревьев, каждый из которых заканчивается в свободно стоящих решетчатых беседках, богато украшенных золочеными орнаментами.

Дворец Сан-Суси – интерьеры
Фото: источник

Сад перед дворцом украшен резными скульптурами атласа и кариатид. Сгруппированные в пары между окнами, они поддерживают балюстраду. Эти фигуры обоих полов, созданные из гипса и песчаника, представляют собой спутников божества вина Вакха. Доставлены фигуры из мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глюма. В той же мастерской были созданы вазы, расположенные на балюстраде, и группы херувимов над окнами купола.

Северный входной фасад, напротив, более сдержан. Здесь расположены величественные сегментированные колоннады из 88 коринфских колонн. Особенностью колон стал выраженный изгиб наружу от дворцового здания, необходимый, чтобы окружить полукруглый двор. Как и на южной стороне, балюстрада с вазонами из песчаника украшает крышу главного корпуса.

Фланговые корпуса – это два вторичных крыла, обеспечивающие размещение большого количества обслуживающего персонала и хозяйственных помещений, необходимых для комфортной жизнедеятельности монарха 18-го века, также желающего уединения. Во времена Фредерика эти одноэтажные крылья были покрыты листвой вьющихся растений, чтобы показать их мирскую цель. В восточном крыле располагались комнаты секретарей, садовников и слуг, а западное крыло занимали дворцовые кухни, конюшни и ремиз (дом тренеров).

Фредерик регулярно занимал дворец, приезжая сюда каждое лето на протяжении всей своей жизни, но после его смерти в 1786 году резиденция длительное время оставалась незанятой. Правители Пруссии пренебрегали дворцом вплоть до середины 19-го века. В 1840 году, спустя 100 лет после восхождения Фридриха на трон, его великий племянник Фридрих Вильгельм IV и его жена заняли здесь комнаты для гостей. Королевская пара сохранила существующую мебель и заменила отсутствующие предметы мебелью, оставшейся со времен Фридриха. Комната, в которой умер Фридрих, должна была быть восстановлена ​​до первоначального состояния, но этот план никогда не исполнялся из-за отсутствия достоверных документов и свидетельств того времени. Однако кресло, в котором умер Фридрих, было возвращено во дворец в 1843 году.

Фридрих Уильям IV, художник, интересующийся архитектурой и ландшафтным дизайном, превратил дворец из уединенного и затворнического дома своего великого дяди в полностью функционирующий и фешенебельный загородный дом. Небольшие служебные крылья здания были увеличены в период между 1840 и 1842 годами. Это было необходимо, потому что в то время как Фредерик философствовал и играл музыку в Сан-Суси, он любил жить скромно и без блеска. В связи с этим полноценное функционирование загородного дома должен был обеспечивать и поддерживать большой штат слуг. Однако с возрастом его скромность превратилась в скупость. Он не разрешал ремонт внешнего фасада и допускал реставрацию отдельных комнат только изредка и с большой неохотой.

Дворец Сан-Суси – скульптура
Фото: источник

Увеличение хозяйственной части дворца предполагало некоторые изменения. Кухня была перенесена в восточное крыло. Маленький винный погреб Фредерика Великого был увеличен, чтобы обеспечить достаточные складские помещения для увеличенного дома, а на новом верхнем этаже располагались комнаты для персонала.

Западное крыло позже стало известно как «The Ladies ‘Wing», предоставлялось в качестве жилья для незамужних дам и гостей. В те времена это была обычная практика в домашних хозяйствах середины XIX века, в которых часто было обустроено также соответствующее «Бакалаврское крыло», предназначенное специально для не состоящих в браке мужчин, гостей и членов семьи. Номера были украшены сложными буисериями, панелями и гобеленами. Это новое жилье для дам было жизненно необходимо. Дело в том, что во времена Фредерика великого развлечения в Сан-Суси были не предусмотрены, и известно, что женщин там никогда не бывало, поэтому для них не было создано никаких удобств. Фридрих женился на Элизабет Кристин из Брансуик-Беверна в 1733 году, но отдалился от своей жены после его вступления на трон в 1740 году. Королева осталась одна во Дворце Шёнхаузена в Берлине после разлуки, а Фридрих предпочел полное уединение и тишину резиденции Сан-Суси.

Интересно, что внутреннее убранство комнат дворца также было разработано и придумано самим королем. При этом правитель доверил реализацию своих идей художникам и оформителям Иоганну Августу Нал, братьям Хоппенхаупт, братьям Шпиндлер и Иоганну Мельхиор Камбли. Они создали уникальные художественные, лепные и скульптурные объекты, которые были призваны удовлетворить жажду правителя Пруссии к искусству и красоте.

Сегодня резиденция Сан-Суси – символ немецкого рококо и реализация легкого воздушного архитектурного стиля, богатого великолепной лепниной и скульптурой. При этом дворец максимально гармонично вписывается в окружающую картину изысканного ландшафта и садов и позволяет ощутить единение человека с природой.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96