(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Дворец в Виланове: загадки гипсовой лепнины

Дворец в Виланове: загадки гипсовой лепнины

Дворец-музей в польском городе Виланове часто сравнивают с Версалем. Мнения искусствоведов, архитекторов и дизайнеров здесь однозначны — дворец и прилегающий к нему архитектурно-парковый ансамбль уникальны и достойны представлять польскую национальную культуру в галерее мировых шедевров.

Знаменит музей не только интерьером и ценностями, выставленными в экспозициях, посетителей удивляет и приводит в восторг роскошная внутренняя и внешняя отделка дворца, щедро украшенная гипсовой лепниной. А искусствоведов и ученых уже много лет волнует вопрос необычной цветовой гаммы отделки. Попробуем вместе разгадать эту загадку?

История дворца в Виланове

Дворец, построенный в 17 веке, предназначался под резиденцию короля Яна III Собиески. Последующие владельцы неоднократно видоизменяли и достраивали основное здание. В 1805 году, новым владельцем дворца Станиславом Потоки было принято решение отдать часть дворца под публичный музей. Место в экспозициях заняли уникальные предметы европейского и восточного искусства, а также  картины, оружие и другие художественные ценности польской нации.

В 19 веке во владение дворцом вступила семья Браники, а в 1945 году права собственности перешли государству. Стоит отметить, что часть коллекционных предметов была вывезена нацистами, поэтому длительный период, вплоть до 1965 года музей был закрыт на реконструкцию.

В настоящее время посетители могут увидеть оригинальные интерьеры, заботливо восстановленные мастерами в первоначальном виде, прекрасные картины и скульптуры, разнообразные предметы декоративного искусства. Среди художественных ценностей, особенно интересны портретная галерея с изображениями Яна III и остальных владельцев замка, включая основателя музея С. Потоки, коллекции фарфора, серебра, бронзы, драгоценностей, саксонской мебели и оружия.

Архитектурные особенности

Архитектура дворцового ансамбля несколько необычна, архитекторы умело соединили традиции  европейского искусства и старо-польские особенности дизайна. Цокольный этаж и вся центральная часть здания оформлены в интерьерах 17-18-19 веков. Стены и потолки отделаны великолепной гипсовой лепниной, керамической плиткой и росписью. Но особенно удивляет и привлекает цветовая гамма дворца, которую часто называют противоречивой. В 2006 году внешняя отделка музея была отреставрирована, именно тогда и появился у него новый образ в стиле “загадочного барокко”.

Реставрация Виланово началась в 2003 году, когда скульптурные украшения фасадов дворца начали быстро разрушаться, и потребовали немедленного вмешательства специалистов. Сотрудники дворца-музея в сотрудничестве с Краковской Академией изящных искусств провели комплекс научно-исследовательских работ, включающий химических анализ штукатурки и пигментов. Также в работе применялись сканирующие лазеры, тепловизионные камеры и спектрофотометры, позволяющие измерять цветность максимально объективно. Именно на этих данных и основывались все последующие планы реконструкции.

Исходные цвета дворцовой отделки

В результате проведенных исследований был сделан ряд интересных открытий, которые помогли проверить и обновить сведения, собранные ранее. Оказалось, что цвета гипсовой отделки, которые привыкли видеть туристы, имеют мало общего с оригинальными. Кроме того, некоторые технические и эстетические решения, применяемые ранее реставраторами не выдержали испытания временем.

Проведенное исследование привело к открытию, что около 20% гипсовой лепнины принадлежит стилю барокко, именно так выглядят оконные проемы в передних фасадах сегодня. Фигурные барельефы оказались почти полностью оригинальными, что большая редкость. А вот цвет… Ученые обнаружили целых восемь разноцветных слоев краски в передней части северного крыла. Это доказывает, что начиная с 1720-го года крупные ремонтные работы здесь выполнялись примерно каждые 35 лет. Это настоящий поворотный пункт в истории дворца.

Полученная база данных позволяет гипотетически выделить два этапа в изменении окраски архитектурной тектоники, которые соотносятся с последовательным расширением дворца.

  • Первый этап пришелся на строительство дворца. В 1681-1688 здание имело белые стены с небольшим розовым остеклением, предположительно в кирпично-красной интенсивности. Дошедшие до нас фрагментарные остатки указанного цвета оказались в некоторых пилястрах башен. Карнизы были окрашены в цвет “мокрой штукатурки”.
  • В 1690-х годах основное здание, и гипсовые архитектурные элементы, включая отделку оконных проемов, были окрашены в желтый цвет, имитирующий позолоту, а часть боковых скульптурных украшений имели красно-вишневый оттенок.
  • На некоторых из гипсовых скульптур, расположенных в передних нишах, обнаружились фрагментарные останки цвета “вишни” с желтой окраской наверху. Соответствующий красный цвет был также обнаружен над входом в южную башню.

Нео-ренессанс торжествует

Следы желтой краски сохранились у завитков гипсовых капителей и вблизи передних порталов садовых галерей. Вблизи южного портала, ученые нашли гипсовый элемент в стиле барокко, содержащий буквы R [Ex] J [Оаннес] T [ercius], его канавки были вырезаны в старейшем штукатурном слое и также заполнялись желтой краской. Ученые сделали вывод, что красные оттенки были использованы, чтобы выделить наиболее значимые художественные украшения и элементы архитектурной тектоники, а основная часть здания все-таки была желтой.

Если рассматривать архитектурные традиции того периода, то можно сказать, что желтый цвет не вписывается ни в одни каноны. Получается что дворец был оформлен в стиле нео-ренессанса, и имел свою оригинальную концепцию. Данный факт мог бы вызывать сомнения,  если бы не найденные доказательства: гипсовые медальоны, представляющими бюсты прежних владельцев имеют формы, характерные для итальянского Возрождения и т.д.

Идею загубили в 20 веке

В конце 1900 года желтый цвет был заменен на бежевый, что отражало современные доктрины сохранения памятников архитектуры. Реставраторы стремились подчеркнуть исключительную принадлежность дворца к барокко, где классическими цветами были нейтральный или приглушенный белый, очень мягкий желтый, беж. Так поступали практически со всеми архитектурными памятниками, даже если первоначальные цвета были доподлинно известно.

Перед реставрацией цвет Виланово был настолько нейтральным и запыленным, что трудно было определить истинную цветовую гамму. Но современные ученые, разгадав первоначальный план создателей здания, решили отдать дань именно их гению, задействовав всю цветовую гамму, обнаруженную на гипсовых элементах. Корреляция результатов анализа изменений, которые произошли в гипсовой отделке стен и полученная цветовая схема могут служить отправной точкой для идеологической реконструкции архитектурной модели.

Ученые считают, что предстоящие новые исследования остальных зданий ансамбля принесут еще много любопытных открытий, после чего и будет выполнена полная реконструкция музея Виланово.


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696