(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Джакомо Серпотта — гений гипсовой скульптуры в забвении

Джакомо Серпотта — гений гипсовой скульптуры в забвении

Сицилия имеет богатые традиции в скульптуре и гипсовой лепнине, история которых уходит к древним грекам. В пятнадцатом и шестнадцатом веках именно здесь жили и творили выдающиеся художники, такие как Доменико и Антонелло Гаджини и Франческо Лорано, работы которых можно увидеть по всему миру, и конечно же, в архитектурном ансамбле самого острова.

Кульминация сицилийского художественного искусства была достигнута в эпоху барокко, когда Сицилия подарила миру величайшего мастера гипсовой лепнины и скульптуры Джакомо Серпотта. Сегодня гениального художника довольно редко упоминают при написании истории художественного искусства Италии, что, безусловно, незаслуженно. Постараемся исправить эту ошибку и по-новому взглянуть на творчество великого автора.

Забытый гений

Джакомо Серпотта (1656-1732) был скульптором-гением, который работал с гипсом и делал главный акцент на невероятной реалистичности и художественной эстетике своих работ. Драма, трагедия, живая сила искусства – все это можно почувствовать и сегодня, созерцая уникальное сохранившееся творчество великого мастера. Пожалуй, лучше всего описывает работы мастера искусствовед Энтони Блант, который писал:

«Через стены ощущается пульсация самой изысканной лепнины в виде декоративных рамок, имитации драпировки, ламбрекенов фруктов и трофеев брони. Представленные в натуральную величину, аллегорические фигуры на фоне стен или погруженные в ниши, балансируют на тончайших выступах, словно легчайшие акробаты над ареной, и рассказывают истории о тяжелой жизни святых, которым посвящены оратории, украшенные мастером».

Джакомо родился в Палермо в 1656 году, и вместе со своим старшим братом Иосифом, узнал от своего отца, который как скульптор работал с мрамором и гипсовой штукатуркой, о фантастической силе художественного искусства. Первая взрослая работа Джакомо в гипсе, созданная для украшения церкви Мадонны в Монреале, увидела свет, когда ему был двадцать один год. В дальнейшем он основал собственную студию, специализирующуюся на гипсовой лепнине. Студия Джакомо очень быстро приобрела популярность на Сицилии, и великолепные лепные работы мастера активно поставлялись не только в многочисленные оратории, но и в знаменитые церкви и соборы Италии. Мастер работал бок о бок со своим братом Иосифом и внебрачным сыном Прокопио. Семейная традиция была продолжена внуком — Джованни Мария, чьи статуи можно увидеть на фасаде церкви Сан Доменико.

Гипсовая лепнина была широко распространена в Италии с древних времен в качестве декоративного украшения различных интерьерных и экстерьерных композиций. Однако она вступила в свои истинные права лишь в эпоху барокко, когда лепнина стала невероятно популярной среди аристократов и царственных особ. Статуи из гипса были легкими по весу, что прекрасно подходит для декорирования стен и потолков, а также сделали декоративные украшения менее дорогостоящими, чем художественные изделия из мрамора.

Джакомо Серпотта — гений гипсовой скульптуры в забвении
Фото: источник

Работа первого сицилийского художника была очень сложной, поскольку в то время гипсовые модели создавались с использованием элементов из дерева, проволоки и ветоши, удерживаемых вместе с помощью песка и извести. Чтобы достичь идеальной структуры и поверхности гипса в своих работах, Серпотта использовал уникальный состав, который представляет собой смесь извести, гипса и мраморной пыли, к которым добавлялось небольшое количество глазури для достижения идеально гладкой поверхности лепной скульптуры. Для работы с таким составом был необходим высочайший уровень мастерства скульптора, поскольку такая гипсовая смесь сохнет очень быстро.

По мнению Сэйкеверелла Ситуэлла, создавая свою лепнину, Джакомо Серпотта сотворил отдельный, совершенно новый вид искусства. Он говорил: «Джакомо Серпотта один из тех скульпторов, которые способны второстепенное искусство вознести до небес и превратить в шедевр, способный существовать отдельно от архитектурного комплекса. Его творчество поражает, ведь на глазах из камня вырастают плоды и распускаются живые цветы, а женские фигуры настолько изящны и нежны, как будто сошли с полотен Томаса Гейнсборо”.

Джакомо Серпотта умер в 1732 году после карьеры продолжительностью более чем в пятьдесят лет. Среди его главных работ было украшение трех ораторий Санта-Сита, Сан-Лоренцо и Сан-Доменико, которые являются одними из величайших сокровищ эпохи барокко, представленных в родном городе великого художника Палермо.

Шедевр лепного искусства – ораторий Сан-Лоренцо

В 1564 году группа генуэзских купцов, преданных последователей святого Франциска, основали Общество Святого Франциска (St Francis) в Палермо. Пять лет спустя, они начали строить часовню для себя на месте более ранней церкви, посвященной Сан-Лоренцо. Несмотря на то что нет никакой исторической связи между двумя святыми, общество обязалась уважительно относиться к истокам и упомянуть в названии оратория имя святого, которому была посвящена старая церковь.

В период испанского господства на Сицилии, приоритетным направлением религиозной жизни сицилийцев стал католицизм, что активно выражается в архитектуре того времени. Этому способствовало распространение католических орденов и активная работа инквизиции. Новые церкви, часовни и молельни разнообразных архитекторов и художников появились в Палермо, конкурируя за первенство по красоте и художественной ценности. Акцент делался на богатстве убранства церкви, в которой проходили различные церемонии и общественные собрания, в то время как для личной интимной молитвы использовались частные часовни и оратории. Таким образом, данные строения служили не только религиозным, но и социальным целям. При этом оформление церквей и часовен до определенного момента (периода барокко) было очень скромным и лаконичным. Классическая архитектурная модель была проста и представляла собой прямоугольный зал-галерею с высокими потолками и большими окнами, по бокам которого располагались скамейки для прихожан.

Джакомо Серпотта — гений гипсовой скульптуры в забвении
Фото: источник

В 1699 году одно из религиозных обществ заказало преобразование их оратория в соответствии с новым стилем декора, популярным в то время в Палермо. Для выполнения работ компания выбрала Джакомо Амато и Джакомо Серпотта. Следует отметить, что Амато признан самым выдающимся сицилийским архитектором, который работал над созданием величественных храмов, часовен, алтарей и дворцов итальянской аристократии. Он провел несколько лет в Риме, где изучал работу Джан Лоренцо Бернини, мастера римского барокко. Серпотта в эти годы был на пике своей творческой карьеры и его работы уже украшали многие архитектурные творения, расположенные в Палермо. В то время как некоторые искусствоведы утверждают, что он также побывал в Риме, более вероятным кажется то, что Серпотта узнал больше о барокко от таких выдающихся людей, как Амато, с которыми ему довелось работать. В руках двух этих талантливейших мастеров, ораторий Сан-Лоренцо был превращен в настоящее чудо позднего барокко.

В то время как многие мастера воспринимали барокко исключительно как бессвязное буйство красок, архитектор и скульптор в процессе работы над ораторием подошли серьезно и ответственно к каждой детали своего творения. По мнению искусствоведов и знатоков символизма, Серпотта имел очень сложный и глубоко скрытый план, создания символики и загадок в своем творчестве. Художественно план был сложен, полон символики, в том числе связей между различными частями декора. Серпотта, со своей стороны, ничего не оставил на волю случая и работал в тесном сотрудничестве с различными мастерами, работающими над проектом.

Уже при входе в ораторий в глаза бросается сложнейшая композиция белоснежной лепнины, отдельные детали которой, украшены золотой росписью. Благодаря торжественному сочетанию белого и золотого в декоративной лепке создается впечатление торжественности и величественности. Великолепие белоснежного лепного алтаря невозможно передать словами, ведь здесь сконцентрировал центр интерьерного декора. Напротив алтаря располагается уникальная лепная панель работы великого мастера, изображающая сцены мученичества Сан-Лоренцо. По обе стороны от алтаря, и вниз по каждой боковой стенке, появляются фигуры в натуральную величину, изображающие добродетель, девственность, стойкость, истину и т.д. Ну и, конечно, творчество Джакомо Серпотта невозможно представить без божественных херувимов, которые наполняют ораторий божественным трепетом и чистотой.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696