(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Оживление жителей Помпеи: гипсовая история погибшего города

Оживление жителей Помпеи: гипсовая история погибшего города

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал о городе, погребенном под толщей вулканической пыли – о Помпеях. Этот знаменитый древнеримский город расположен недалеко от Неаполя, у самого подножья своего грозного «убийцы» — вулкана Везувия.

Мощнейшее извержение вулкана, произошедшее 24 августа 79 года, стало роковым для Помпеев и двух близлежащих городов Геркуланума и Стабии. Все они были погребены под раскаленной лавой и вулканической пылью, однако знания и навыки современных археологов позволили в мельчайших деталях воссоздать уклад жизни, архитектуру, технологии и что самое главное погибших жителей города. Последнее стало возможным благодаря уникальной технологии отливки из гипса. Таким образом, именно гипс позволил «вдохнуть жизнь» в несчастных жертв стихии, которые застыли в своих предсмертных позах.

Сегодня, после проведения многочисленных раскопок города, Помпеи признаны музеем под открытым небом и являются частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Везувий – горячий убийца

В отличие от города Геркуланум, который был сожжен в огне раскаленной лавы, Помпеи погибли несколько иным способом. Извержение сопровождалось выделением смеси горючих газов и пепла, что и похоронило жителей города. Согласно достоверным историческим данным, всего население города насчитывало более 20 тысяч жителей, из которых в результате извержения погибли около 2 тысяч. Всего археологами было обнаружено 1150 тел в черте города.

Когда раскопки были начаты, археологи в первую очередь смогли освободить от пемзы и вулканической породы архитектурные строения, которые сохранились в невероятной точности и детализованности. Будучи законсервированы толстым слоем прочной породы, здания и интерьеры оказались максимально приближенными к своему первоначальному виду. Дома и бани, спортивные арены и библиотеки – все это и сейчас украшает полностью воссозданные улицы Помпей.

Однако главная находка ожидала исследователей древности впереди. Дело в том, что в исключительно плотной цельной породе были обнаружены пустоты, происхождение которых было выяснено не сразу. Только подвергнув обнаруженные воздушные камеры тщательному анализу, археологам удалось понять, откуда они появились. Дело в том, что в каждой такой полости были найдены кости и некоторые останки некогда живых организмов – людей, домашних животных и т.д. Многочисленные исследования однозначно подтвердили, что возраст обнаруженных останков соответствует примерным датам гибели города.

Гипсовые слепки жизни и смерти жителей Помпей

Объяснить происхождение пустот в плотной вулканической породе помогли биологи. Дело в том, что органические вещества, составляющие основу тело любого живого организма, после его гибели подвергаются медленному разложению. К тому моменту, когда тело жертвы полностью разложилось, порода приобрела плотную структуру и смогла удерживать первоначальную форму. Таким образом, после полного исчезновения органики, сохранились лишь немногочисленные кости погибших, которые находятся в образовавшейся полости породы. Эта полость полностью повторяет форму тела.

На этом этапе, перед учеными встал важный и сложный вопрос относительно того, каким образом изучить находки, не повредив обнаруженные останки и получив максимум информации из, казалось бы, малоинформативных воздушных камер. Этот вопрос  исследователи, проводившие раскопки города, не могли решить на протяжении почти столетия.

Первая подобная находка датируется 1777 годом. Тогда останки молодой женщины были найдены на вилле Диомида. Так же, как и ее скелет, контур ее груди и форма тела были хорошо видны в материале упакованной под ней. Однако за неимением соответствующих технологий для аккуратного проведения раскопок, эта пустота, как и многие другие, была разрушена. И лишь в 1864 году директор раскопок, итальянский политический деятель, археолог и нумизмат Джузеппе Фиорелли, обнаружил технику, которая позволила не просто сохранить формы тела, погребенного под пеплом, но и продемонстрировать их в мельчайших деталях. Эта техника получила название гипсовой отливки и дала возможность получить уникальные и впечатляющие результаты.

Оживление жителей Помпеи: гипсовая история погибшего города
Фото: источник

Члены команды Фиорелли обнаружили полые карманы в золе в переулке под названием Аллея Скелетов. Внутри можно было разобрать человеческие кости. Но вместо того чтобы копаться в золе, с целью их удаления и извлечения, Фиорелли поручил копателям залить в полость жидкий гипсовый раствор. Далее раствор оставляли на несколько дней для остывания и затвердевания, а затем скалывали внешние слои затвердевшего пепла. То, что было обнаружено, поразило даже самых опытных археологов. Застывший гипс в точности, с мельчайшими деталями одежды и аксессуаров повторил очертания тела погибшего человека. Получившийся слепок изображал позу жителя Помпей в момент его трагической гибели.

Реалистичность полученной гипсовой статуи поражала! Гипс, будучи материалом пластичным и податливым, проник в мельчайшие рельефные структуры полости и повторил их в точности. В результате, благодаря уникальным свойствам гипсового раствора, взору археологов открылась впечатляющее зрелище – статуя, отображающая мельчайшие детали позы, одежды, аксессуаров, и что самое главное – предсмертной мимики жителя Помпеи.

Оживление жителей Помпеи: гипсовая история погибшего города
Фото: источник

Гипс против времени

Технология гипсовой отливки, которая была изобретена еще в 1864 году, сохранила свою актуальность и по сей день. Многочисленные попытки заменить ее более современными методиками, или хотя бы найти более подходящий для этих целей материал, не увенчались успехом. Так, в 1984 году скелет был отлит с использованием смолы вместо гипса. Но этот эксперимент остается уникальным — ибо, несмотря на многочисленные преимущества литьевой смолы, данный метод является сложным и дорогостоящим. На сегодняшний день продолжается отливка гипсовых тел с использованием гипсового раствора.

«Техника остается лучшей, для того чтобы получить идеальный повтор тела жертвы» — объяснил антрополог Пьер Паоло Петроне в интервью знаменитому научному журналу.

В 2010 в интервью BBC Стефания Гиудице, консерватор Национального археологического музея Неаполя описала современные методы отливки новых находок. Этот процесс отнюдь не прост. Гипсовый состав должен быть тщательно перемешан с точной последовательностью, иметь достаточно плотную консистенцию, чтобы поддерживать костную рамку, но не быть при этом настолько густым, чтобы стереть мелкие детали образца. Затем нужно осторожно слить избыток. ‘Кости очень хрупкие» — объяснила Гиудице, «поэтому, когда мы наливаем гипс, мы должны быть очень осторожными, в противном случае существует риск повредить остатки, и они будут потеряны для нас навсегда».

Оживление жителей Помпеи: гипсовая история погибшего города
Фото: источник

Кроме того, визуальный осмотр на сегодняшний день далеко не единственный способ изучения полученного гипсового слепка. Компьютерные и рентгенографические технологии подарили возможность рассмотреть мельчайшие детали муляжа.

Судьбы Помпеи в гипсовом исполнении

На сегодняшний день в форме гипсовой отливки сохранены около 100 человеческих слепков. Для специалистов, занимающихся изучением этих останков, нет никаких сомнений в том, что они имеют дело с останками реальных людей, даже если большая часть того, что осталось от них можно рассмотреть только в гипсе. Интересно, что кроме людей, Помпеи подарили археологам несколько гипсовых муляжей животных, среди которых есть собаки и свиньи, живущие в городе.

Сохраняя мельчайшие черты и выражения лица погибших, гипс открывает нам множество трогательных личных историй несчастных помпейцев. Так, одной из самых знаменитых считается статуя маленького погибшего мальчика, в возрасте около четырех лет, найденного в Доме Золотого браслета. Он был найден рядом с останками взрослых мужчины и женщины, которые видимо были его родителями. Примечательно, что на коленях женщины был младенец. Благодаря гипсовой отливке, сквозь столетия мы можем уловить весь тот ужас и отчаяние, которое замерло на лице несчастного ребенка перед смертью. Таким образом, именно гипс приоткрыл дверь этой удивительной и одновременно печальной истории.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696