(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Гипсовая лепнина глазами археологов и искусствоведов

Гипсовая лепнина глазами археологов и искусствоведов

Слово «штукатурка» во многих языках имеет сразу несколько значений: так называют и известковый раствор, использующийся в архитектуре для покрытия стен, и гипсовый материал, применяемый для создания скульптур, украшений и  отливок. Для того, чтобы избежать какой-либо двусмысленности, специалисты ввели в обиход слово “лепнина”, позволяющее отличать художественные изделия от обычной строительной штукатурки, не имеющей  ценности для искусствоведов.

История лепнины

Большинство ученых считает, что настоящее лепное искусство максимально проявилось в древней Греции, а не в Египте или на Востоке, где гипс использовался для бытовых нужд, а не как материал для создания украшений. На греческих территориях гипсовые изделия почитались на уровне картин и поэм, поэтому эллинистический период послужил существенным шагом в развитии художественных направлений создания гипсовых изделий, ранее присутствовавших лишь в архаических и классических рельефах, высеченных с низким качеством.

Лепнина в истории

Греческие мастера постепенно перешли от примитивного иссечения гипсового камня к  созданию литья в формах. Во времена Римской империи этот процесс был использован в декоративной технике покрытия сводов и стен историческими рельефами. Позднее именно этот прием войдет в историю Западного искусства как один из самых ценных.

Компоненты древней гипсовой лепнины

Если рассматривать учение известного мастера Витрувия, создавшего первую десятитомную энциклопедию об архитектуре, в разных странах и даже у разных мастеров состав гипсовой смеси не подчиняется единому правилу, и без лабораторного анализа трудно точно определить компоненты, входящие в состав того или иного предмета.

Считается, что хорошее покрытие для стен состоит из извести (карбонат кальция) и мраморного порошка, в пропорциях, которые не определяются точной мерой, а регулируются, исходя из качества извести. Смесь должна прилипать к шпателю. Некоторые древние мастера советовали брать гипс (сульфат кальция), полученный при сжигании гипсового камня, потому что, по их мнению, необработанный гипс высыхал неравномерно. Существовали и иные мнения, например, Плиний Старший, напротив, рекомендовал делать лепные карнизы из природного необработанного гипса, так как считал, что такой материал более пластичен.

Тем не менее, древняя гипсовая штукатурка держалась гораздо слабее, чем раствор на основе извести, поэтому римляне предпочитали использовать известковую штукатурку в виде декора для влажных мест —  в ванных комнатах и гробницах.

Анализы дают основание предполагать, что часто, независимо от канонических предопределений, состав лепнины мог изменяться в зависимости от желаемого качества и материалов, доступных мастеру. Таким образом, вместо мрамора часто использовались и другие кальциты,  включая песок, который, очевидно, делает структуру гипса менее однородной и менее устойчивой.

Хотя классический вариант гипсовой отделки имеет природный белый цвет,  анализ показывает, что многие предметы из гипса были окрашены для придания более яркой белизны путем обработки карбонатами  кальция  или природными силикатами, разбавленными в молоке.

Древние работы из гипса

В эллинистический период штукатурка первоначально использовалась довольно ограниченно, чаще  для создания покрытия стен или доработки архитектурных каменных барельефов. Это можно увидеть, если рассмотреть разноцветные фасады македонской гробницы, созданной в  IV веке до н.э., и  Александрийского некрополя, построенного несколько позже.

Древняя лепнина

В то же время гипсовая лепнина входит во внутренний орнамент, где используется с живописью в декорациях истории Помпеи. Работа выполнена в стиле, который имитирует структуру в рельефе стены, черепицу и кирпичную кладку, пилястры и карнизы. В верхней части стены разработан более сложный рисунок, совмещающий колонны, карнизы с зооморфными консолями, фризы, украшенные бюстами животных, и другие фигуры, ставшие лучшими образцами искусства того времени.

В Риме, в начале девятого века до нашей эры, зародилась новая автономная декоративная техника, где лепнина вытеснила дерево и краску. Такой декор изначально размещался на потолках и арках, которые навсегда остались основной зоной выбора размещения лепнины.

Дом Грифоны (80 г. до н.э), на Палатине, представляет собой первый пример гладкой поверхности, дополненной гипсовыми лепными грифонами, украшенными по обе стороны листвой.

Такая отделка стала модной очень быстро. Лепниной стали украшать стены, навершия, своды. Помимо фигур животных и растительных мотивов мастера начинают создавать масштабные барельефы различных форм, изображая на них мифологические сцены и зашифровывая магические символы. Увидеть сцены с участием Диониса можно даже в обычных сельских зданиях, там же встречаются и миниатюрные гипсовые украшения — символы. Грандиозные гипсовые картины сохранились на вилле Фарнезина (Museo Nazionale Romano в Риме)  — они являются наиболее полным примером работ известного мастера того времени — Августа. В данном случае лепнину уже сложно назвать примитивной — это одна из самых утонченных работ в истории лепного декора, сочетающая гипс и краску.

Лепной декор в Христианстве

Гипс  популярен и в христианском искусстве. Убедиться в этом можно, посетив Равенну, где сохранился красивейший памятник — византийская православная Баптистерия (середина  V  века). Гипсовый декор в крестильной выглядит невероятно красиво, так как его подчеркнула ослепительная золотая мозаика, украсившая арку с лепниной.

Лепной декор в Христианстве

Не менее ценные памятники есть и в других странах. Во Франции Каролингов период иллюстрируется лепным декором в церкви Жерминьи-де-Пре, в Ломбардии старинную лепнину можно увидеть в Церкви бенедиктинского аббатства Сан-Пьетро-дель-Монте (последняя четверть  XI  в.). Там в хорошем состоянии сохранились фрески с полихромной штукатуркой, туристы могут увидеть гипсовое распятие, библейские эпизоды воскрешения, грифонов и Химеру, выполненных в стиле, подобному древнему.

В эпоху Возрождения искусство гипсовой лепки достигло практически совершенства. Сохранившаяся в Риме лепнина будет еще много веков вдохновлять художников, скульпторов и декораторов. Чудесные фрески Рафаэля, лепные украшения в Ватикане, созданные Джованни да Удине, который воспроизвел чудодейственный состав Витрувия,  дворец в Мантуе (1530), разработанный Джулио Романо, относящийся к стилю маньеризма — все это еще, к счастью, можно увидеть.

Во Франции лепной декор ввел в моду Франсуа I, благодаря его поддержке многие итальянские художники пришли на работу в замок Фонтенбло. В итоге мастера создали большие фрески, а декор отделали позолотой. Их лучшие работы — галерея Франциска, камера царя, галерея Улисс, камера герцогини — по сей день привлекают десятки тысяч туристов ежегодно, поддерживая интерес к такому чудесному искусству, как гипсовая лепнина.


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696