(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Гипсовые Кариатиды – от древности до современности

Гипсовые Кариатиды – от древности до современности

Кариатидами называют гипсовые статуи девушек, облаченных в свободную одежду, которые используются в качестве поддерживающих элементов – колонн или пилястров. Архитектурная родословная гипсовых Кариатид простирается в глубь веков по меньшей мере на три тысячи лет. Сегодня Кариатида является одной из самых знаменитых лепных скульптур, которая используется в качестве декоративного элемента многих гипсовых композиций и вдохновляет дизайнеров на создание все новых шедевров гипсового искусства.

История создания Кариатиды

Несомненно, наиболее известные примеры Кариатид — шесть великолепных лепных девушек, которые составляют так называемое крыльцо девиц, прикрепленное к Эрехтейону на Акрополе в Афинах. Сам же Эрехтейон, который возводился древними греками как храм, является одним из главных памятников древнегреческой архитектуры. В дальнейшем Эрехтейон и гипсовые Кариатиды, построенные в 5 веке до нашей эры, копировались знаменитыми архитекторами и скульпторами снова и снова, от Древнего Рима до современного Лондона и Чикаго.

Гипсовые Кариатиды – от древности до современности
Фото: источник

Кариатиды, которые мы можем сегодня увидеть на Акрополе — копии. Одна из оригинальных статуй была везена людьми лорда Элджина в начале 1800-х годов. История этой статуи очень необычна, ведь, когда лорд возвращался на Родину султан Селима III разрешил ему «вывезти из страны только один кусок камня с надписями». Будучи ценителем искусства, лорд Элджин выбрал великолепную статую девушки, чем вызвал неоднозначную реакцию окружения. Теперь ее можно увидеть в Британском музее, в то время как остальные пять с тех пор были перенесены в Музей Акрополя в Афинах.

Несмотря на потрясающую красоту скульптурной композиции «крыльцо девиц» (которое также называют крыльцом Кариатид), она фактически была добавлена в храм из соображений практичности. Дело в том, что чтобы поддержать западный конец крыши Эрехтейона, архитектору требовалось несколько 4,5-метровых мощных колонн. Именно поэтому были добавлены два крыльца, чтобы скрыть поддерживающие элементы и добиться великолепной эстетики храма.

Несмотря на то что при упоминании о древних Кариатидах, разговор чаще всего сводится именно к Эрехтейону, на самом деле «крыльцо девиц» далеко не первый пример использования гипсовых лепных статуй женщин в качестве поддерживающих элементов. Так, например, Кариатиды в Дельфах по крайней мере на двести-триста лет старше, а использование женщин в качестве поддержки при возведении религиозных объектов, таких как ритуальные бассейны, и в качестве ручек для зеркал считается еще более древней традицией.

Мировое «турне» древнегреческих Кариатид

Достаточно один раз взглянуть на великолепных Кариатид Акрополя, чтобы понять, что лорд Элджин далеко не единственный ценитель искусства, который хотел бы обладать таким произведением лепного искусства. За много столетий до его сомнительных действий в Акрополе римляне использовали копии этих скульптур в Пантеоне и Форуме Августа в Риме, а также на Вилле Адриана в Тиволи. С тех пор Эрехтейон и его лепные девицы вдохновляли дизайнеров и архитекторов по всему миру.

Кариатиды Лондона

Не далеко от Британского музея находится церковь Святого Панкраса, построенная между 1819 и 1822 годами в стиле греческого возрождения. Проект для новой церкви Святого Панкраса был разработан в Париже в 1818 году, всего через два года после того, как Британский музей приобрел коллекцию скульптур, привезенных из Акрополя Элджином. Вдохновленные великолепием искусства древних греков, успешные британские архитекторы, Уильям и Генри Уильям Инвуд, использовали в своем дизайне ряд архитектурных элементов, традиционных для Греции. На портике имеются характерные ионические колонны, над входом в склеп находится точная копия «крыльца девиц», а потолок восьмиугольной башни был скопирован с мраморной Башни Ветров в Афинской Агоре.

Гипсовые Кариатиды – от древности до современности
Фото: источник

Интересно, что когда Генри Уильям Инвуд осознал, что его проекты произвели большое впечатление на европейских ценителей, он решил сам отправиться в Афины. Там он немедленно принялся за то, чтобы делать гипсовые слепки различных украшений Эрехтейона. Следует заметить, что Элджин не был с ним солидарен. Хотя Инвуд, должно быть, уже знал о полемике капризного лорда, он не считал возможным разрушать великолепные архитектурные творения Акрополя и ограничивался лишь гипсовыми копиями, чем помог сохранить уникальные предметы древнегреческого искусства.

Кариатиды церкви святого Панкраса имеют также уникальную иконографию, которая связывает их с их положением на входе в склеп. Они стоят перед каменным саркофагом, и каждая гипсовая женщина держит либо погашенный факел, либо пустой кувшин. Эти особые символические особенности делают их уникальными, однако нет никаких сомнений, что трибуна в церкви Святого Панкраса является прямой имитацией Эрехтейона на Акрополе.

Американские Кариатиды

Через Атлантический океан в Чикаго — еще одно поразительное, путешествие греческих Кариатид Эрехтейона. В 1893 году в Чикаго состоялась Всемирная выставка Колумба, посвященная 400-летию со дня прибытия Христофора Колумба в Новый Свет. Экспонаты, представленные на выставке, были посвящены важным историческим событиям различных эпох. Впоследствии на базе экспонатов выставки был образован Филдовский музей естественной истории.

Гипсовые Кариатиды – от древности до современности
Фото: источник

Классическое оформление музея сразу бросается в глаза — ответственным архитектором был Уильям Пирс Андерсон. Здание музея выполнено в стиле неоклассицизма, что создает торжественное и величественное впечатление на зрителя. Сравнение здания музея с современным инновационным центром Чикаго, с его небоскребами из стекла и металла, лишь усиливает визуальное воздействие такого своеобразного внешнего вида.

Каждая сторона портика — это балконы, которые были созданы архитектором, вдохновленным великолепием Эрехтейона. У каждого из них есть столбы-кариатиды, разработанные скульптором Генри Герингом. Сам архитектор сказал об этих скульптурах, — «они лучшие образцы декоративной скульптуры, которые были созданы во все времена». Изначально Герингу было поручено создать ряд неоклассических скульптур, которые должны были украсить здание музея, однако сам художник решил по-другому. Создав четыре балкона с восемью гипсовыми кариатидами, архитектор над каждой из них расположил невысокие рельефные панели, каждая из которых представляет один из четырех тематических разделов музея, а именно антропологию, ботанику, геологию и зоологию.

Кариатиды в Сербии

Еще один уникальный пример использования тех самых Кариатид — Старый Дворец в Белграде, также известный как Старый Двор, который был домом династии Обренович — коренной линии сербских правителей — в конце девятнадцатого века — в начале двадцатого века. Построенный к концу 19-го века, этот дворец с его неоклассическим великолепием должен был вытеснить все прежние резиденции сербских правителей. Сегодня это здание считается экспертами и историками одним из высших достижений сербской архитектуры того периода.

Две наиболее характерные внешние классические особенности дворца – великолепные Кариатиды и дорические колонны. Присмотревшись к ним, несложно заметить, что выглядят они практически идентично кариатидам на Эрехтейоне в Афинах. Здание было повреждено во время Первой и Второй мировых войн, и с тех пор оно было существенно перестроено и реконструировано. Сегодня в этом здании находится Белградская городская ассамблея.

Гипсовые Кариатиды – от древности до современности
Фото: источник

Кариатиды, так же как квадриги, до сих пор используются в архитектурных творениях по всему миру. Некоторые из них нужны исключительно в декоративных целях, в то время как другие сохранили первоначальную функцию и устанавливаются в качестве опорного столба. Кариатиды церкви Святого Панкраса поддерживают свод массивного здания, тогда как чикагские Кариатиды являются декоративными, поскольку есть фотографии, показывающие навесы без опорных столбов.

Это всего лишь три примера использования Кариатид в качестве украшения и функционального элемента в архитектуре. Тем не менее эти примеры демонстрируют, как наше настоящее сильно зависит от нашего прошлого. По сей день, великолепные гипсовые Кариатиды действительно возникают повсюду, особенно когда вы меньше всего ожидаете их увидеть. Например, великолепный фонтан на улице Риволи в Париже, лестницы Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, фонтаны и дворцы Рима.

Гипсовые Кариатиды – классика мировой скульптуры. Сегодня стилизованные опорные женские статуи очень часто используются дизайнерами не только в классических интерьерных композициях, но и в качестве отдельного элемента современных минималистических мотивов, тонкой нитью, соединяя древнее прошлое и наше время.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696