(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Грамотная реставрация гипсовой лепнины

Грамотная реставрация гипсовой лепнины

Многие люди считают, что гипсовая лепнина достойна реставрации, но мало кто понимает, что современный материал абсолютно не подходит для этих целей, ведь состав смеси, использованный в исторических зданиях, даже менее ста лет назад, очень отличался от того, что продается сейчас в магазине. Тем более, любой реставратор, осмотрев помещение, подтвердит, что современная гипсовая штукатурка, расфасованная в мешки, абсолютно непригодна для оштукатуривания и восстановления лепного декора древних зданий.

Почему для реставрации нужна особая гипсовая смесь

Если вы рассмотрите старую гипсовую лепнину и ту, что получается из современных смесей, сразу же заметите разницу в плотности, цвете, хрупкости и прочих параметрах. Современные материалы слишком жесткие и хрупкие, чтобы соответствовать особым требованиям, учитываемым в реставрации. Большая часть смесей не сможет выдержать “движения” здания, присущего старинным постройкам, и будет разрушаться, ломаясь при попадании влаги. Штукатурные материалы, устойчивые к воздействию сырости, содержат водоотталкивающие добавки, которые уплотняют поверхность стены и препятствуют ее «дыханию».

Именно поэтому все больше специалистов склоняются к мысли о необходимости использования особого состава штукатурки для старых стен и потолков. В некоторых случаях признается целесообразность применения смеси извести и гипса, ускоряющего высыхание. Некоторые работы требуют добавления песка или других компонентов. Если речь идет о восстановлении зданий 19 века, то здесь реставратора могут ждать такие сюрпризы, как наличие добавок в виде льняных или деревянных волокон в исторических слоях. Какой именно метод подойдет, сколько времени будет сохнуть каждый слой (иногда это занимает до месяца), может определить только специалист, имеющий соответствующие контрольно-измерительные приборы и возможность выполнить химический анализ образцов в лаборатории.

Большинство викторианской лепнины производилось на месте вручную, поэтому она состоит из относительно небольших сборных декоративных элементов. А некоторые здания прошлого века отделывались крупногабаритными карнизами и молдингами, которые изготавливались в мастерских и транспортировались к месту для крепления.  При реставрации важно учитывать даже этот момент. В любом случае важно понимать,  что магазинный состав и формы гипсовой лепнины часто могут быть неуместны в историческом здании, поэтому важно, выбирая подрядчика и метод восстановления, быть осторожными, дабы не  “выплеснуть ребенка вместе с водой”. А о самостоятельной реставрации не может быть и речи.

Историческое использование гипсовой штукатурки

Гипс — далеко не новое изобретение. Мы знаем, что гипсовая штукатурка активно использовалась у  древних египтян при строительстве пирамиды Хеопса. Все последующее время гипсовые изделия появлялись в разных концах света, однако данные о составе  гипсовой штукатурки до 19 века ограничены. Где-то она использовалась вместе с известью, где-то для литья декоративных элементов чистый гипс применялся, где-то преобладала известь.

Особенно важно установить состав гипса для восстановления мелких литых декоративных украшений, таких, как листья, фрукты, цифры и геральдические эмблемы, используемые в лепном декоре многократно. Получить идеально четкие детали, полностью идентичные реставрируемым, очень сложно, особенно будет заметна разница при несоответствии раствора, если предполагается дальнейшее окрашивание элементов. Иногда литье выполнялось не из алебастра, а из извести, хотя это и занимает больше времени, чем при использовании гипсового раствора. Такой прием особенно активно использовался в 18 веке, мастера выбирали его из-за возможности вносить изменения в деталь после ее извлечения из пресс-формы. Использование извести и гипса в разных случаях может быть также связано с местными традициями, с наличием материалов. Это все нужно учитывать при выборе тактики реставрации.

Позже, с конца 19 века, методы работы и используемые материалы стали более стандартизированы. Понимание штукатурных методов и практики этого периода хорошо известны благодаря книге Уильяма Миллара, опубликованной в 1897 году. В книге описывается «передовой опыт» методов работы и стандарты, которые должны были соблюдать мастера по гипсовой лепнине в Европе. В это время гипс был легко доступен и популярен, поэтому многие богатые дома и сохранили гипсовую лепнину того времени. Однако книга была настольной лишь для известных мастеров, все остальные творили, опираясь на опыт учителей и собственное понимание, поэтому, даже зная период  создания гипсового литья, нельзя быть полностью уверенным в составе гипса и методах его отливки. К примеру, мог использоваться жженый гипс, чистый гипс, импортируемый из Парижа, или  местное сырье.

Конечно, вы можете посчитать интерес к идеальному восстановлению лепнины несколько академическим и, переступив через все вышесказанное, начать реставрацию, невзирая на характеристики реставрируемого объекта. В итоге получится копия, внешне похожая на исходник, что для многих заказчиков покажется хорошим достижением цели. Но уже через некоторое время базовый материал может начать разрушаться, и вот тогда в полной мере сработает истина о том, что скупой платит дважды. Поэтому, если вам в руки попало бесценное богатство — старинная лепнина, распорядитесь этим наследием с умом — пригласите для реставрации профессионалов, которые выполнят работы в идеально приближенном к оригиналу варианте.

Также читайте по теме:

Реставрация гипсовой лепнины


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696