(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Капитолийские музеи: собрание величайших скульптурных произведений искусства

Капитолийские музеи: собрание величайших скульптурных произведений искусства

Капитолийские музеи – главный муниципальный музейный комплекс Рима, включенный в «Общую систему музеев» Италии. Уникальный центр истории, культуры, искусства и архитектуры имеет общую выставочную площадь 12,977 м². Музей был открыт для публики в 1734 году под эгидой папы Климента XII и считается первым музеем в мире, в котором искусство стало доступно всему народу, а не только владельцам величайших скульптурных и художественных произведений. Огромное значение в пополнении экспозиции музейного комплекса сыграл Папа Бенедикт XIV, который в восемнадцатом веке передал в музей большую коллекцию древних скульптур величайших мастеров.

Капитолийские музеи – от древности до наших дней

Капитолийские холмы – святая святых Рима. Именно на этих холмах была построена древняя столица и именно отсюда началась великая Римская история. Согласно легенде, на одном из холмов укрывались коварные сабиняне, которые проникли в Рим при помощи римской девицы Тарпеи. За это предательство Тарпея стала первой, кто принял жестокое наказание – ее скинули с крутого обрыва холма на место, которое позднее стало называться Римским Форумом. Именно в связи с этой историей главный Капитолийский холл стал носить название Тарпейский.

В средние века Капитолийские холмы стали центром духовного и религиозного единения людей благодаря расположенной здесь церкви Санта-Мария в Аракоэле. Однако священная функция холма была вытеснена другой ролью – центра гражданского правления Рима. Дело в том, что в те времена правительство города должно было твердо находиться под контролем папы, но Капитолийский холм был местом сбора городского сопротивления. В результате акций протеста была введена новая должность сенатора, резиденция для которого была построена здесь же – на центральном холме. Новый дворец сенатора повернулся спиной к древнему форуму и образовал площадь Пьяцца-дель-Кампидольо, на которую выходил центральный вход здания. Позднее вокруг этой площади были построены и другие дворцы и здания, выполняющие сегодня функцию грандиозного музейного комплекса.

Сегодня музейный комплекс на Капитолийских холмах состоит из великолепных дворцов — Палаццо деи Консерватори и Палаццо Нуово, из которых открывается вид на Пьяцца-дель-Кампидольо. Создание музея началось еще до 1471 года, когда папа Сикст IV пожертвовал городу коллекцию латеранских бронзовых изделий. Коллекция была размещена во дворе Палаццо деи Консерватори и на площади Пьяцца-дель-Кампидольо.

Капитолийские музеи: скульптуры
Фото: источник

Антикварная коллекция со временем обогащалась пожертвованиями от различных пап (Паоло III, Пий V и т.д.), которые хотели изгнать языческие скульптуры из Ватикана. Эти события предшествовали строительству Палаццо Нуово в 1654 году. Музей был открыт для публичных визитов по приказу Папы Климента XII почти столетие спустя, в 1734 году. Его преемник, Бенедикт XIV, открыл картинную галерею Капитолина, приобретая частные коллекции семьи Саккетти и семьи Пио. Из раскопок, проведенных после объединения Италии, появилось большое количество новых материалов, которые собраны в Муниципальном археологическом хранилище и сегодня частично выставлены в Капитолии. В 1997 году был открыт филиал на бывшей термоэлектрической станции Джованни Монтемартини в районе Остиенсе, реализовав оригинальное решение для слияния промышленной и классической археологии.

Скульптурная и лепная коллекция Капитолийских музеев

Сегодня Капитолийские музеи объединили огромную коллекцию величайших произведений искусства знаменитых скульпторов и художников. Художественную ценность самих архитектурных шедевров и выставочных экспонатов сложно переоценить, ведь экспозиция включает работы великого Микеланджело и других признанных гениев художественного дела.

Существующий дизайн Пьяцца-дель-Кампидольо и окружающих дворцов был создан художником эпохи Возрождения и архитектором Микеланджело Буонарроти в 1536-1546 годах. В разгар его славы он был приглашен папой Павлом III, который хотел, чтобы символ нового Рима впечатлил Карла V. Это дало ему возможность построить монументальную гражданскую площадь для крупного города, а также восстановить величие Рима. Первые проекты Микеланджело для площади и перестройки окружающих ее дворцов датируются 1536 годом. Его план был чрезвычайно обширным и масштабным. Микеланджело рассматривал Капитолийский холм как центр, объединяющий два главных направления социальной жизни Рима – Римский Форум, являющийся политическим центром города, и базилику Святого Петра, олицетворяющую влияние католической церкви.

Чтобы не делать выбора между двумя важными аспектами жизни римлян, Микеланджело решил развернуть площадь к новой, развивающейся части города, а не к древним руинам прошлого. Центральным элементом площади стала великолепная конная статуя Марка Аврелия – одна из самых известных скульптурных работ музеев Капитолия. Та статуя, которая сегодня находится в центре площади, является копией, а оригинал после проведения реставрационных работ помещен в новый застекленный музейный зал.

Еще один скульптурный шедевр Капитолийских холмов – бронзовая статуя римской волчицы, вскармливающей младенцев Рема и Ромула, которые впоследствии основали Рим. Согласно легенде, братья были сыновьями дочери одного из троянских правителей и бога плодородия Марса. Их дядя, захвативший власть, велел избавиться от них, утопив младенцев в водах реки Тибр. Раб, которому было доверено выполнить это поручение, оставил корзинку с детьми на берегу реки в надежде, что бурные воды Тибра подхватят корзинку и погубят братьев. Однако громкий плачь мальчиков привлек внимание волчицы, которая проявила милосердие к детям, покормила их своим молоком и оттащила корзинку с детьми в одну из пещер Капитолийского холма. Далее волчица вскармливала Рема и Ромула до тех пор, пока детей не нашел местный пастух. Впоследствии братья выросли великими воинами и вернулись на это место, чтобы основать новый город, получивший название Рим.

Бронзовая статуя римской волчицы, вскармливающей младенцев Рема и Ромула
Фото: источник

Бронзовая статуя волчицы с младенцами Ремом и Ромулом, расположенная на Капитолийском холме, долгое время считалась этрусской работой пятого века до нашей эры. Только недавно реставратор Анна Мария Карруба смогла доказать, что статуя волчицы была создана в VIII-X веке нашей эры, а младенцы были добавлены в скульптурную композицию еще позже. В 1473-м Сикст IV передал статую на Капитолий, в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.

Еще одним шедевром средневековой скульптуры, выставляющимся в музеях Капитолия, является портрет Карла I Анжуй Арнольфо ди Камбио (1277 г.) – первый скульптурный образ, фигурирующий в Европе, который дошел до нас со времен постклассической эпохи. В дальнейшем в экспозиции музеев было представлено несколько других исторических коллекций, таких как «Протомотека» – коллекция бюстов выдающихся людей, перевезенных из Пантеона в Кампидоглио по воле Пия VII в 1820 году. Еще одна знаменитая выставка Капитолия – коллекция кардинала Алессандро Альбани.

Капитолийские музеи – символ доступности искусства, к которому может прикоснуться каждый. Первый музейный комплекс в мире, открывший свои двери посетителям, ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира, стремящихся оценить великолепие скульптурной и лепной композиции знаменитого Капитолийского холма.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696