(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Готические барельефы и скульптуры Кельнского собора Святых Петра и Марии

Готические барельефы и скульптуры Кельнского собора Святых Петра и Марии

Кельнский собор – величественный римско-католический кафедральный собор в Кельне, который славится на всю Европу богатством барельефов и уникальных религиозных скульптур. Сегодня это место архиепископа Кельна и резиденция администрации Кёльнской архиепископии.

Кельнский собор Святых Петра и Марии — известный памятник немецкого католицизма и готической архитектуры, который был объявлен объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день — это самая популярная достопримечательность Германии, посещаемость которой в среднем насчитывает 20 000 туристов в день. Также в настоящее время Кельнский собор входит в тройку самых высоких соборов в мире, с двойными шпилями, возвышающимися на высоту 157 м. Еще одна уникальная особенность собора – редкая специфическая готическая лепнина и скульптура, которая делает храм шедеврам художественного искусства.

Строительство Кельнского собора началось в 1248 году, и было приостановлено в 1473 году. На этом этапе здание осталось недостроенным. Работы возобновились лишь в XIX веке и были завершены к 1880 году. Собор является крупнейшей готической церковью в Северной Европе. Башни, выполненные в виде двух огромных шпилей, делают фасад собора самым большим в мире. Средневековые строители Кельна планировали собор, как грандиозную и уникальную структуру для размещения реликвария Трех Королей. В их представлении храм должен был соответствовать своей роли как места поклонения Святому Римскому императору.

Несмотря на то что в средневековый период он остался незавершенным, Кельнский собор в конечном итоге унифицирован как «шедевр исключительной культурной и религиозной ценности» и остается для церкви «мощным свидетельством силы и упорства христианской веры в средневековую эпоху и во времена современной Европы».

Страшная легенда Кельнского Собора

Взглянув на величественный и торжественный, богатый лепниной и готической скульптурой собор, сложно поверить, что проект его дизайна и основная часть строительства датируются Средними веками. Создание такого сложного с архитектурной и художественной точки зрения творения, потребовало от архитектора совершенно уникальных для средневековья знаний, умений и таланта. Не поверив в то, что человек мог создать шедевр такого масштаба, в народе родилась страшная легенда об архитекторе собора Герхарде.

Готические барельефы и скульптуры Кельнского собора Святых Петра и Марии
Фото: источник

Согласно этой легенде, долгими бессонными ночами мастер трудился над проектом и терялся в расчётах, не в силах добиться желаемого результата. Тогда, отчаявшись, он призвал на помощь дьявола и заключил с ним контракт. Согласно этому контракту, дьявол обязался предоставить архитектору чертежи величайшего храма в истории человечества, а Герхард, в свою очередь, обещал ему продать свою душу. Сделку договорились провести на рассвете, в момент, когда пропоют первые петухи. Узнав о сделке в эту же ночь, жена архитектора придумала план, как обмануть дьявола. Задолго до рассвета, жена пробралась к окну и тихо прокукарекала. В эту же минуту явился дьявол и передал Герхарду проект. Сам же архитектор сказал, что передаст душу только тогда, когда пропоет настоящий петух. Когда же наступило утро и это произошло, архитектор отказался выполнять свои обязательства, так как чертежи уже были в его руках.

Согласно продолжению этой легенды, разгневанный дьявол наложил проклятье на архитектора и собор. В результате строительство собора затянулось на долгие века, а в тот момент, когда работы будут полностью завершены, по легенде должен был наступить конец света.

История возведения Кельнского Собора

Когда строительство началось в 1248 году, участок на месте нынешнего Кельнского собора, уже был занят несколькими предыдущими сооружениями. Самое раннее, возможно предназначалось для хранения зерна. Согласно мнению историков, несколько позже его заменил римский храм, построенный Меркурием Августом. Однако с 4-го века на этом участке располагались исключительно христианские здания, в том числе квадратное здание, известное как «самый старый собор», который был возведен Матернусом (первым епископом Кельна).

Готические барельефы и скульптуры Кельнского собора Святых Петра и Марии - Скульптуры
Фото: источник

Этот баптистерий храм, относящийся к VII веку, находился в восточной части нынешнего собора, но был разрушен в 9 веке, с целью освобождения места для строительства другого здания. Сегодня остаются только руины баптистерия и восьмиугольного крестильного шрифта. Вторая церковь, называемая «Старый собор», была завершена в 818 году. Она была уничтожена пожаром 30 апреля 1248 года.

Период средневековья

Старая фотография собора, сделанная в 1856 году, показывает, что еще во времена средневековья восточное крыло было отделано и покрыто крышей, а другие части здания находились на разных стадиях строительства.

История строительства собора началась в 1164 году, когда архиепископ Кельнский, Райндалд из Дассела, приобрел мощи Трех Королей. Реликвии имели большое религиозное значение и привлекали паломников со всего христианского мира. Для церковных чиновников было исключительно важно, чтобы они были надлежащим образом размещены и представлены. Именно таким образом было начато строительство собора в новом стиле готической архитектуры, предшественником которого стал французский кафедральный собор Амьена.

Основополагающий камень был заложен 15 августа 1248 года архиепископом Конрадом фон Хохстаденом. Восточное крыло было завершено под руководством Мастера Герхарда и освящено в 1322 году. В середине 14 века работа над западным крылом началась под руководством папы Михаила. Эта работа остановилась в 1473 году, оставив южную башню построенной до уровня колокольни и увенчанной огромным краном. Этот кран оставался на месте в качестве ориентира на горизонте Кельна в течение 400 лет.

Окончание XIX века

С романтическим энтузиазмом XIX века было решено завершить строительство собора. Это было достигнуто исключительно благодаря гражданским усилиям. Государство рассматривало это как способ улучшить свои отношения с большим количеством приверженцев католической церкви. Работа была возобновлена ​​в 1842 году по первоначальному проекту дизайна, сохранившемуся со средневековых планов и рисунков, но с использованием более современных строительных технологий и материалов, в том числе железобетонных блоков. Неф собора был достроен, а башни выполнены в соответствии с задумкой средневековых архитекторов. Колокола были установлены в 1870-х годах.

Завершение строительства крупнейшего в Германии собора было отмечено как национальный праздник 14 августа 1880 года, через 632 года после начала строительства. На праздновании присутствовал сам император Вильгельм I. Возвышаясь на высоту 157,38 метра, собор стал самым высоким зданием в мире и оставался таковым в течение четырех лет, вплоть до завершения строительства Монумента Вашингтона.

Вторая мировая война и послевоенная история собора

Во время Второй мировой войны собор получил четырнадцать воздушных ударов. Имея серьезные разрушения, он, тем не менее остался стоять в полуразрушенном городе. Высокие шпили стали легко узнаваемым навигационным ориентиром для бомбардировок самолетов союзников. Собор и непосредственно окружающая его территория стали местом интенсивного танкового боя между американскими танками 3-й бронетанковой дивизии и легендарными немецкими танками Пантеры Аусф. В ходе сражения Пантеры были разбиты. Затем разрушенная Пантера была показательно выставлена ​​на базе собора на протяжении всей войны в Европе.

Ремонт был завершен в 1956 году. Аварийный ремонт на базе северо-западной башни, выполненный в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из соседнего разрушенного здания, оставался видимым до 2005 года как тягостное напоминание о войне. Лишь в 2005 году было решено восстановить участок до его первоначального внешнего вида. Работы по ремонту и техническому обслуживанию собора постоянно проводятся в той или иной части здания и в наши дни. В связи с этим фасад редко полностью свободен от лесов, так как ветер, дождь и загрязнения медленно съедают камни.

В 1996 году собор был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, относящийся к культурным памятникам. В 2004 году он был включен в список «Мировое наследие под угрозой», как единственный западный храм, находящийся под угрозой, из-за планов построить многоэтажное здание неподалеку, которое визуально повлияло бы на эстетику старинного здания. Собор был удален из списка «Опасных мест» в 2006 году, после решения властей ограничить высоту зданий, построенных вблизи и вокруг собора.

В качестве объекта Всемирного наследия и благодаря удобному расположению на туристических маршрутах, сегодня Кельнский собор является главной достопримечательностью как для туристов, так и для верующих лиц, совершающих христианское паломничество. Посетители могут подняться на 533 каменных ступеньки винтовой лестницы, оказавшись на смотровой площадке, высота которой около 100 м над землей. Платформа открывает великолепный панорамный вид на Рейн.

18 августа 2005 года Папа Бенедикт XVI посетил собор во время его апостольского визита в Германию в рамках празднования Всемирного дня молодежи. В это время в соборе побывало около миллиона паломников. Также в рамках мероприятий Всемирного дня молодежи в Кельнском соборе состоялось музыкальное представление Бетховена в исполнении Королевского филармонического оркестра и хора лондонской филармонии под руководством сэра Гилберта Левина.

По состоянию на 1 марта 2017 года немецкие власти ввели запрет на сумочки в свете недавних терактов по всей стране. Теперь посетителям не разрешается проносить с собой сумки любого размера внутрь собора.

Готические барельефы и скульптуры Кельнского собора Святых Петра и Марии - Интерьеры
Фото: источник

Архитектура и декор

Дизайн Кельнского собора был довольно тесно связан с собором Амьен с точки зрения планирования местности, стилистики, высоты центрального нефа и архитектуры. План храма выполнен в форме латинского креста, как это обычно бывает в готических соборах. Он имеет два прохода с обеих сторон, которые помогают поддерживать один из самых высоких готических склепов в мире, почти такой же высокий, как у Собора Бове, большая часть которого уже рухнула.

С точки зрения эстетики, зрителя поражают великолепные реалистичные барельефы, горельефы и скульптуры. Готический стиль здания объясняет пугающее и впечатляющее объединение библейских мотивов лепнины с каменными скульптурами мифических животных и чудовищ. Особенно поражает экстерьерная композиция, декорированная арочными и заостренными сводами. Внешне, особенно издалека, в здании доминируют огромные шпили, которые полностью германские по своей стилистике, но по эстетике ажурные, как ульмы Вены, Страсбурга и Регенсбургских соборов.

Внутри собор имеет множество заостренных аркад, колонн и великолепных витражных стекол, создающих загадочную и таинственную атмосферу религиозного храма. В хоре сохранилось множество оригинальных предметов, в том числе резные скульптуры, что стало еще более удивительным из-за того, что французские революционные войска осквернили здание. Большая каменная статуя Святого Кристофера смотрит вниз на то место, где раньше был вход в собор, до его завершения в конце 19 века. В нефе много витражей 19 века.

Каждому ценителю готической архитектуры и великолепной лепной композиции, следует посетить и оценить уникальную красоту Кельнского Собора святых Петра и Марии.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696