(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Всемирное наследие ЮНЕСКО: королевская лепнина и скульптура французского замка Блуа

Всемирное наследие ЮНЕСКО: королевская лепнина и скульптура французского замка Блуа

Королевский замок Блуа, расположенный в департаменте Луар и Шер, является частью великолепных замков Луары. Этот дворцовый комплекс на протяжении веков был любимой резиденцией королей Франции, особенно во времена Возрождения. Расположенный в самом центре города, на правом берегу Луары, королевский замок Блуа объединяет вокруг одного двора панораму французской архитектуры от средневековья до классической эпохи.

Это делает дворцовый комплекс ключевым зданием для понимания эволюции французской архитектуры на протяжении многих веков. Для ценителей лепного и скульптурного искусства королевский замок Блуа представляет собой настоящую машину времени, которая позволяет оценить изменение направлений искусства различных эпох. Однако главная ценность замка – его богатейшая и интереснейшая история, которая тесно связана с королевской семьей, интригами и войнами Французского государства.

Богатая история древнего замка

История замка Блуа насчитывает долгие столетия, начиная с древней средневековой крепости, заканчивая роскошной королевской резиденцией первых особ Франции. Замок стал частью всемирного наследия ЮНЕСКО в первую очередь благодаря своей уникальной исторической и архитектурной ценности. В стенах этого великого строения в свое время бывали не только короли и придворные особы, но и такие выдающиеся исторические личности, как Жанна д’Арк.

Средневековая история замка Блуа

Первые упоминания о возведении замка-крепости на берегах Луары приходятся на время правления Чарльза Лысых в 854 году. Древняя крепость предположительно была разрушена в результате набега викингов. В дальнейшем крепость была построена снова уже в X веке и получила название «большая башня». В конце двенадцатого века в предместье замка была построена коллегиальная церковь Сен-Совер.

В XIII веке замок был перестроен бургундской семьей Шатийон. Летописец Жан Фройссард будет описывать его как «красивый и высокий, мощный и простой, один из наиболее красивых замков королевства Франция». Последний потомок семьи Шатийонов, Гай II из Блуа-Шатийона, в 1392 году продал Блуа брату Карла VI Луису Орлеанскому. Когда Луи Орлеанский был убит в Париже в 1407 году по приказу Иоанна Бесстрашного, герцога Бургундского, его вдова Валентина Висконти отправилась жить в Блуа, где она умерла в следующем году, после того как выгравировала на стенах замка надпись «Для меня ничего больше, больше для меня ничего». Сын Луи Орлеанского и Валентины Висконти Чарльз был взят в плен во время катастрофической битвы при Асинкуре в 1415 году.

В 1429 году, прежде чем уйти на осаду Орлеана, Жанна д’Арк была благословлена ​​в часовне замка епископом Реймсом Рено де Шартр. После 25 лет пленения Чарльз Орлеанский возвращается в Блуа и организует вокруг него совет ученых. Также он организует конкурс стихов, в котором Франсуа Вийон прославился своей знаменитой «Балладой». Чарльз также обязуется уничтожить сохранившиеся части старого замка, чтобы сделать его более современным и пригодным для жизни. Сегодня элементы старой крепости этого периода сохранились в замке только великим залом, датируемым тринадцатым веком, и цилиндрической башней Фуа.

Франция, замок Блуа: вид сверху
Фото: источник

Замок Блуа в эпоху Ренессанса

27 июня 1462 года в замке Блуа родился сын Чарльза Орлеанского Луис. В 1498 году он стал королем Франции под именем Людовика XII. Средневековый замок и родовое гнездо Блуа становится королевской резиденцией, а Луи делает его своим главным местом жительства, предпочитая этот замок резиденции Амбуаз. В начале 1500-х годов (между 1498 и 1503 годами) Людовик XII с Анной де Бретань (его женой с 1499 года) проводит реконструкцию замка в необычном стиле, который позднее стали называть стилем Людовика XII. Это декоративное направление объединяет яркий готический стиль с элементами, уже принадлежащими к эпохе Возрождения.

Новое здание без укреплений было построено под руководством архитекторов Колина Биарта и Жака Сардо. Он также строит часовню Сен-Кале. Летописец Жан-д’Антон будет описывать новый замок настолько изысканным и роскошным, что казалось, он возведен самим королем. Привилегированный Людовиком XII в качестве зимней резиденции, замок Блуа становится ареной нескольких дипломатических встреч: брака Цезаря Борджиа в 1499 году, приема австрийского короля Филиппа Австрийского в 1501 году, свадьбы Уильяма IX, маркиза Монферрата, и Анны, дочери герцога Рене д’Алансона и т. д.

9 января 1514 года умирает супруга Людовика XII Анна Бретани. Ее похороны отмечаются в упомянутой ранее Коллегиальной церкви Сен-Совер, расположенной недалеко от замка. Клод де Франс, дочь Людовика XII и Анны из Бретани, в 1514 году вышла замуж за своего двоюродного брата Франсуа д’Ангулем, правнука Людовика Орлеанского, который поднялся на трон в 1515 году. Именно она настояла на строительстве нового крыла в стиле Ренессанс. Ее супруг содержал в замке Блуа одну из самых важных коллекций книг того времени. Работы по строительству были доверены итальянскому архитектору Доминику де Кортону, которому мы обязаны монументальной лестницей. Но после смерти супруги короля в 1524 году строительство останавливается.

Франсуа Иер покидает замок Блуа в пользу замка Фонтенбло, куда перевозит свою внушительную библиотеку. Тем не менее даже после смерти Клод де Франс Блуа не теряет своей важности. Так как Клод де Франс родила семь детей, Блуа стал своего рода «детской» резиденцией, где королевские дети получали образование.

Дальнейшие драматические события, связанные с началом репрессий протестантизма во Франции после периода относительной толерантности, не обошли стороной королевскую резиденцию в Блуа. Священный король Франции, сын Фрэнсиса I, Генрих II, совершил свой торжественный вход в Блуа в августе 1547 года в сопровождении «обнаженных женщин, восседающих на волах», что стало театрализованной постановкой мифа о Зевсе и Европе и потрясло современников.

Замок Блуа остается главной резиденцией преемников Генриха II, и в частности Фрэнсиса II и Карла IX. Франциск II провел в замке зиму 1559 года со своей женой Мэри Стюарт, которая была воспитана там. В 1572 году в резиденции Блуа был заключен договор с Англией, а в апреле в часовне отмечается приезд Анри де Наварра (будущий Анри IV) и Маргариты де Франс. Именно в Блуа Генрих III вызывает последних, которые содержатся в большом зале замка. Затем Генрих III созывает в резиденцию генерал-майоров с 1588 по 1589 год. В замке, в своей комнате на втором этаже 23 декабря 1588 года был убит главный враг Генриха II герцог де Гиз. Его брат, кардинал Лотарингии, убит на следующий день. Вскоре после этого, 5 января 1589 года, там умирает королева Екатерина Медичи.

Франция, замок Блуа: лестница
Фото: источник

Период упадка и разрушения

В 1598 году преемник Генриха III Генрих IV начинает строительство новых залов галерей замка, которое никогда не будет завершено. После смерти Генриха IV в 1610 году замок стал местом ссылки для его вдовы Мари де Медичи. После двух лет плена королева-мать бежит из замка в ночь с 21 на 22 февраля 1619 года, по легенде по веревочной лестнице, но, скорее всего, воспользовавшись строительными работами, которые проводятся там.

В 1626 году Людовик XIII выделяет графство Блуа брату Гастону Орлеанскому в качестве свадебного подарка. Последний поселяется там в 1634 году. Гастон-д’Орлеанс всегда будет испытывать глубокую привязанность к замку, утверждая, что «воздух Блуа исцелил его». В 1635 году была предпринята новая попытка развития замка с реализацией строительства крыла, разработанного архитектором Франсуа Мансартом. Финансовые проблемы останавливают реализацию проекта в 1638 году, и Гастон, не будучи в состоянии там жить (лестница не была построена, а дом не имел пола), вынужден занять крыло Франсуа Иера, которое в соответствии с новым проектом должно было быть уничтожено. С тех пор замок был заброшен, а сам Гастон умер там 2 февраля 1660 года.

Заброшенный Людовиком XIV, замок больше не заселен. В восемнадцатом веке король передает его в пользование бывшим слугам, которые разделяют интерьер замка на несколько небольших квартир. Людовик XVI даже утвердил проект разрушения замка в 1788 году, в то время как министерство обороны предлагает базировать там полк. Таким образом, с 1788 года замок занят королевским кавалерийским полком.

Замок Блуа: современная история

Во времена Революции замок был заброшен в течение 130 лет, и революционеры, стремящиеся устранить любое напоминание о королевской роскоши, разграбили его. Коллегиальная церковь Сен-Совер, расположенная во дворе замка, продается подрядчику Гийону, который полностью уничтожает ее. Состояние замка на тот период в целом таково, что его разрушение считается единственным возможным вариантом, пока Наполеон не решает передать его в ведомство города Блуа 10 августа 1810 года. Тем не менее из-за отсутствия денег замок по-прежнему используется в качестве казармы для армии. В 1834 году южная половина крыла Шарль д’Орлеан была разрушена для строительства на ее месте военных кухонь. Военное присутствие в замке не препятствует реставрации и открытию крыла Франсуа I. В этот период замок с уникальной богатой историей посетили такие выдающиеся писатели, как Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Александр Дюма.

В 1840 году под властью Луи-Филиппа замок классифицируется как исторический памятник, благодаря активным действиям Проспера Мериме, который восстанавливает здание 24 июля 1844 года. Феликс Дубан в 1846 году назначается ответственным за восстановление королевских квартир крыла Франсуа I. Под руководством Жюля де Ла Морандьера Дубан восстанавливает внутреннее убранство замка, богатое гравюрой и лепниной, а также реставрирует мельчайшие элементы декора и интерьера. Реставрация продолжается до смерти Феликса Дубана в 1871 году. Затем замок превращается в музей. Реставрационные работы, проведенные в период с 1870 по 1879 год, проводятся уже под руководством Жюля де Ла Морандьера.

В 1850 году мэр города Блуа Пьер-Станислас Майгро-Блау основал Музей изобразительных искусств Блуа, который он разместил в крыле Франсуа I. В 1869 году музей, наконец, откроется и в крыле Людовика XII. Вторая реставрация проводится между 1880 и 1913 годами. Она возложена на генерального инспектора исторических памятников Анатоля де Бодо. Альфонс Губер, преемник Бодо, решил восстановить также крыло Гастона, которое так и не было завершено при его жизни. Так он построил монументальную каменную лестницу по старинному проекту Мансарта. В 1921 году он также создал лапидарный музей на старых кухнях замка. Здесь были собраны все сохранившиеся скульптуры и лепные элементы замка.

Во время Второй мировой войны южный фасад замка (в основном крыло Людовика XII) был поврежден бомбами. Окна часовни разрушены. Реставрационные работы, начатые в 1946 году, возложены на Мишеля Ранджара. 23 мая 1960 года выпускается почтовая марка с изображением этого великолепного исторического замка. Сегодня замок является собственностью города Блуа. В 1990-х годах новую реставрацию возглавляют Пьер Лебуте и Патрик Понсо. В частности, были восстановлены крыши, внешние фасады и полы крыла Франсуа I. Чтобы сделать замок живым, было также разработано и реализовано масштабное звуковое и световое шоу, что ежегодно привлекает сюда сотни тысяч туристов из разных уголков мира. Даже сегодня целевые реставрации продолжаются, несмотря на туристическую популярность древнего замка.

Архитектура и интерьер исторического наследия Франции

Замок Блуа состоит из трех крыльев, которые объединяют готический, ренессансный и классический архитектурные стили. Здесь также сохранились отдельные элементы средневекового замка-крепости. Главным напоминанием о средневековой истории замка выступает Государственный зал, построенный послом Блуа Тибаута VI в 1214 году. Этот зал историки называют старейшим готическим залом Франции. Он расположен в северной части крыла Франсуа I. Панели зала, размером почти тридцать на восемнадцать метров, состоят из двух нефов, разделенных линией из шести колонн. Колонны поддерживают два кессонных свода, соединенных с дубовой рамой.

Всемирное наследие ЮНЕСКО: королевская лепнина и скульптура французского замка Блуа
Фото: источник

Роспись стен и потолка — работа Феликса Дубана, который занимался реставрацией зала с 1861 по 1866 год. Он был вдохновлен полихромией, используемой в XIII веке, что выразилось в нескольких тысячах геральдических лилиях (флер-де-лис), украшающих стены зала. Также Дубан стал создателем неоготической лестницы, расположенной справа от больших окон зала. Сами окна украшают великолепные витражи с эмблемами Людовика XII и Анны из Бретани.

Особенную ценность с точки зрения скульптурного искусства и лепнины представляет лапидарный музей, расположенный в бывших кухнях Франсуа I. Здесь собраны скульптуры XVI и XVII веков различных крыльев замка — каменные горгульи, гипсовые саламандры, лепные королевские гербы, которые были повреждены во времена революции, и в дальнейшем восстановлены в ходе реставрационных работ. Важное место коллекции музея отводится уникальной гипсовой лепнине крыла Гастона Орлеанского, выполненной скульптором Симоном Гийаном и восстановленной Альфредом Жаном Халоу. Значимой частью скульптурной экспозиции эксперты считают также гипсовый бюст Гастона Орлеанского и гипсовые скульптуры, восстановленные или созданные Феликсом Дубаном.

Уникальный стиль Людовика XII

Говоря о скульптуре и лепнине замка, нельзя не упомянуть стиль Людовика XII, который занял отдельное место в декоративном искусстве. Вход в крыло Людовика XII украшает его конная статуя, которая является копией скульптора Чарльза Эмиля Сеурра, созданной в 1857 году. Оригинал скульптуры был утерян в 1792 году. Это крыло, построенное между 1498 и 1503 годами, является прекрасным примером стиля Людовика XII, сочетающего яркий готический стиль с элементами, уже принадлежащими к эпохе Возрождения.

Франция, замок Блуа: музей
Фото: источник

Готика проявляется здесь в первую очередь в характерном лепном декоре, богатом заостренными вершинами и мрачными сюжетами. При этом столь узнаваемая готическая классика сочетается в интерьере крыла с роскошными канделябрами на столбах, низкими арками и тирнагулярными столбами, украшенными арабесками. Эти элементы можно однозначно отнести к эпохе Ренессанса. Высотная шиферная крыша, пронизанная мансардными окнами, также характерна для поздней готики.

Музей изобразительных искусств города Блуа

Свой окончательный вид музей получил в 1869 году и занимает восемь галерей, в которых представлены картины и скульптуры, созданные в период с XVI по XIX век. Экспозиция также включает в себя набор французских и фламандских гобеленов шестнадцатого и семнадцатого веков. Дымоходы были переделаны к символике Людовика XII и его жены Анны из Бретани, согласно знаменитой книге часов королевы. В кабинете портретов представлены картины XVI и XVII вв., привезенные сюда в том числе и из других фамильных замков Франции. В комнате семнадцатого и восемнадцатого веков сохранилась серия из пятидесяти терракотовых медальонов Жан-Батиста Нини.

Еще одна значимая с точки зрения лепного декора часть интерьера замка — галерея Шарль-д’Орлеан, украшенная роскошной аркадой. Построенный в середине пятнадцатого века, это первое здание, в котором одновременно используются камень и кирпич. Галерея, как и часовня Сен-Кале, была частично разрушена в семнадцатом веке. Уникальность аркады заключается в том, что колонны ромбовидной формы, украшенные лепным декором в виде геральдических лилий, чередуются с колоннами, имеющими форму круга или квадрата в сечении.

Франция, замок Блуа: картинная галерея
Фото: источник

Крыло Фрэнсиса I

В крыле Фрэнсиса I во всех красках представлен стиль ренессанса, архитектура и орнаменты которого выполнены под сильным итальянским влиянием. Несмотря на то, что только двенадцать лет разделяют строительство крыла Фрэнсиса I и крыла Людовика XII, итальянское вдохновение не только повлияло на декоративные мотивы, но и отразилось на проекте здания. Центральным элементом этого крыла является монументальная лестница, украшенная прекрасными скульптурами эпохи Возрождения и итальянскими орнаментами гипсовой лепнины. Гипсовый декор представлен королевскими эмблемами — саламандры, короны, «F» – для Фрэнсиса I, «C» – для Клода де Франс. Эта лестница считается великолепным символом французской архитектуры эпохи Возрождения и играет не только функциональную, но и важную эстетическую роль в общей композиции.

Фасадная композиция замка Блуа

Фасад замка имеет множество декоративных лепных и скульптурных элементов, которые позволяют отнести здание скорее к эпохе Ренессанса. Тем не менее наличие сторожевых вышек, нерегулярный порядок пролетов и нависающие структуры фасада подчеркивают средневековую историю здания. Верхняя часть замка украшена нишами, в которых располагаются изящные античные скульптуры. Фасад также украшен лепными барельефами, тематика которых посвящена двенадцати подвигам Геракла. Барельефы изображают сцены героических сражений греческого героя с кентавром, Гидрой, критским быком и другими мифическими персонажами.

Фрагмент фасадной композиции замка Блуа
Фото: источник

Королевский замок Блуа – архитектурное отражение сложной и богатой истории Франции, а также великолепный пример лепного и скульптурного памятника.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696