(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Великолепная художественная лепнина особняков семейства Медичи

Великолепная художественная лепнина особняков семейства Медичи

Аристократическое семейство Медичи оставило неизгладимый след как в политической истории Европы, так и в развитии художественного, и в частности лепного искусства. Представители этого могущественного знатного рода неоднократно играли важную роль в развитии и становлении Италии и Франции. Четыре папы римских и две французские королевы относились к фамилии Медичи, в то время как на протяжении всей многовековой истории семейство обладало огромным состоянием и влиянием в обществе.

Что касается вклада клана Медичи в развитие художественного искусства, здесь нельзя не отметить, что на протяжении многих веков и поколений аристократы, носившие эту знатную фамилию, выступали спонсорами и меценатами великих художников и скульпторов эпохи Возрождения. После себя могущественный род оставил несколько великолепных дворцовых комплексов на территории Италии, которые сегодня стали популярными музеями и туристическими местами, ежегодно привлекающими в страну миллионы туристов.

Важную роль в художественной ценности особняков семейства Медичи играет именно богатый лепной декор, который использовался любимыми архитекторами и художниками представителей знатного рода. Сегодня рассмотрим несколько шедевров архитектурного и лепного искусства Медичи и постараемся отдать должное весомому вкладу этой семьи в развитие великолепной итальянской лепнины, которая стала эталоном изысканности во всем мире.

Дворец Медичи – Риккарди во Флоренции

Строительство родового гнезда Медичи во Флоренции было инициировано Козимо Старшим в 1440 году, после чего палаццо стало постоянным местом проживания многих поколений семейства. Уникальность этого дворца заключается в том, что он является первым зданием в Европе, которое было построено в знаменитом стиле ренессанс, который позднее стал самым модным архитектурным направлением среди европейской знати.

Великолепная художественная лепнина особняков семейства Медичи
Фото: источник

Архитектором этого изысканного классического итальянского палаццо стал любимец богатого мецената Козимо Медичи – Микелоццо. История упоминает также тот факт, что первым модель будущего дворца представил другой знаменитый архитектор Брунеллески, однако сдержанный и уже пожилой заказчик однозначно отказался от проекта, который показался ему слишком вычурным и торжественным, отдав предпочтение максимально скромному и классическому кубическому проекту Микелоццо.

С точки зрения лепного искусства, фасад здания не представляет особенного интереса, ведь задача архитектора предполагала скрыть за массивными и грубыми стенами, изысканность и безупречность вкуса внутреннего убранства. Совсем другая картина предстает перед гостем, когда он попадает во внутренний дворик дворца Медичи – Риккарди, который называют также двориком с колоннами. Здесь восторженному взору зрителя открывается крытая арочная галерея с колоннами, декорированными лепными капителями и фрезом. Лепнина внутреннего дворика была создана художником Бертольдо ди Джованни, который создал великолепные гипсовые медальоны, изображающие гербы семейства Медичи и знаменитые сюжеты античной мифологии.

Под сводами внутреннего дворика скрывается великолепная скульптура «Орфей, усмиряющий пением Цербера» (Баччо Бандинелли, 1515г), которая размещена на изысканном лепном постаменте. Гипсовая лепнина постамента украшена сложным орнаментом и многочисленными гербами семейства Медичи.

Внутреннее же убранство палаццо Медичи-Риккарди переносит гостя в 1659 год, когда был подписан контракт о покупке дворца Габриеллой Риккарди, которая сохранив строгий выдержанный фасад здания, полностью изменила внутреннее убранство палаццо. Здесь в полной мере было воплощено все великолепие роскошного европейского барокко, которое богато сложной изысканной лепниной и ручной росписью.

Второй этаж дворца был предназначен для проживания самих знатных членов семейств Медичи и Риккарди, а значит и убранство помещений соответствует. С точки зрения лепного искусства, особенно сильное впечатление оставляет уникальный многоуровневый лепной потолок покоев и галерей, который выполнен по кессонной технологии и расписан лучшими флорентийскими художниками того времени. Здесь, в отличии от фасада, отражается вся роскошь и великолепие барокко, что во многом связано с техникой золочения гипсовой лепнины.

Говоря о лепном декоре дворца Медичи-Риккарди просто невозможно не уделить внимание описанию Галереи Джордано или Галереи Зеркал. Центральный интерьерный акцент здесь также сконцентрирован на потолке зала, где расположены великолепные фрески Луки Джордано, созданный в период между 1682 и 1685 годами. Главенствующую роль здесь играет художественная композиция «Триумф Медичи на облаках Олимпа». Стены галереи украшены сложным золотым лепным декором, представляющим собой гармонию растительного орнамента и вензелей. Широкий карниз галереи украшают объемные барельефы, изображающие знаменитые античные сюжеты, а над входной дверью раскинулись белоснежные гипсовые ангелы, удерживающие развернутый свиток.

В целом лепнина дворца Медичи-Риккарди – эталон художественного творчества лучших мастеров-художников Италии.

Капелла Медичи

Сегодня капелла Медичи – одна из самых знаменитых и популярных среди туристов достопримечательностей Флоренции. Ее создание было поручено величайшему из художников эпохи позднего Возрождения Микеланджело, который трудился над ее созданием много лет. Сегодня искусствоведы считают, что именно капелла Медичи является венцом творческого пути автора.

Великолепная художественная лепнина особняков семейства Медичи
Фото: источник

По своему назначению капелла Медичи представляет собой усыпальницу знаменитых представителей флорентийского семейства, внесшего столь весомый вклад в политическую и художественную жизнь не только Италии, но и многих других европейских государств. Расположена усыпальница в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. На территории храма расположилось несколько гробниц, в которых похоронены почти все члены семьи Медичи, а также некоторые великие деятели искусств.

Основу капеллы Принцев, которая была создана во многом при участии архитектора Ниджетти, составляет благородный мрамор, который здесь повсюду – на полу, на стенах, в виде пилястров и колонн. Помещение имеет восьмиугольную форму и выполнено в стиле барокко. Лепной декор здесь представлен в виде медальонов гербов шестнадцати городов, которые расположены над широким мраморным плинтусом.

Старая сакристия была создана по проектам знаменитого архитектора Брунеллески, а для ее декорирования был приглашен величайшей мастер художественного искусства Донателло. Именно здесь позже мастер и был похоронен рядом с представителями семейства Медичи.

Художественная ценность капеллы Медичи неоценима, поскольку великие мастера искусства на протяжении многих лет создавали великолепные статуи и скульптуры, а также лепные композиции уникальной эстетики.

Вилла Медичи в Риме

Виллу Медичи в Риме, которая расположена на знаменитом холме Пинчо, историки считаю старейшим памятником архитектуры, поскольку несмотря на неоднократные перестройки и реставрации, первое здание на этом месте было возведено еще 1 веке до н.э. Изначально здесь располагались первые римские сады, обустроенные по приказу полководца Луция Лукулла. В дальнейшем судьба этого места связана с интригами и трагедиями.

Великолепная художественная лепнина особняков семейства Медичи
Фото: источник

Так, следующим владельцем садов Лукулла стал Децим Азиатик. Однажды, посетив эти великолепные сады, жена Императора Клавдия Мессалина так захотела завладеть этим уникальным творением садово-паркового искусства, что оговорила владельца, чем довела его самоубийства. Интересно, что обладать садами ей пришлось недолго, поскольку уже через несколько лет именно на этом месте она была казнена мужем за участие в заговоре против него.
Строительство на территории садов роскошного особняка стартовало в 16 веке, когда кардиналом Джовани Риччи был нанят архитектор и вложены максимальные средства в эстетическое декорирование дворца. Лишь с 1576 года вилла перешла во владение семейству Медичи.

Говоря о лепном декоре, нельзя не упомянуть великолепный фасад Виллы Медичи в Риме, который богато украшен лепниной. Роскошные объемные барельефы, украшающие экстерьер, изображают фигуры божественных персонажей и античных героев. Особенно впечатляющий визуальный эффект создают многочисленные арки, в которых расположены великолепные бюсты и статуи. Роскошный входной ансамбль представлен двумя статуями, изображающими львов, опирающихся на пушечные ядра.

Внутреннее убранство Виллы также роскошно, как и эксклюзивный лепной фасад здания. Здесь расположились роскошные фрески и барельефы, изображающие абстрактные воплощения времен года и сюжеты по мотивам басен Эзопа. Богатая декоративная лепнина украшает стены и потолки Виллы, а сохранившаяся раритетная мебель.

Отдельное внимание следует уделить тем самым садам, которые стали основой для строительства резиденции Медичи. Роскошные статуи и скульптурные композиции, фонтаны и беседки – все это в совокупности с редчайшими сортами произрастающих здесь растений, делает сады уникальным шедевром природной красоты. И сегодня, спустя века, миллионы туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы оценить великолепный ансамбль архитектурного и садово-паркового искусства.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696