(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Лепное кружево замков Альгамбры

Лепное кружево замков Альгамбры

Восточная архитектура прекрасна и величественна. Обилие арок и традиционных орнаментов, тончайшее кружево росписи и золочения, великолепные арки и сталактитовые своды и фризы. Все это поражает воображение и погружает зрителя в состояние оцепенения перед богатой историей и культурой исламских народов. Однако, пожалуй, самое яркое впечатление на европейца производит уникальная тончайшая лепнина и резьба, которая подобно паутине оплетает стены и потолки древних и средневековых исламских мечетей и замков.

Особенно впечатляет созерцать такую невероятную красоту в самом сердце старой Европы – среди цветущих садов и заснеженных гор южной Испании. «Островок рая на земле», который создали архитекторы времен правления великих мусульманских правителей-завоевателей династии Насридов, считается шедевром исламской культуры и архитектуры и ежегодно привлекает в солнечный городок Гранада миллионы туристов со всего мира. Изысканность и роскошь архитектурных и интерьерных решений дворцово-паркового ансамбля Альгамбра невозможна без богатства гипсовой лепнины, которая украшает стены, потолки, своды и садовые ансамбли великолепной исламской жемчужины.

Лепное кружево замков Альгамбры
Фото: источник

Немного об истории Альгамбры

Местность, где сегодня раскинулись сады и замки Альгамбры, во времена доримской эпохи была заселена арабами, которые первыми возвели здесь свою крепость. В те времена здесь была медина, автономная от близлежащих городов и выступающая укрепрайоном для правителей той эпохи. После установления власти династии Насридов, когда эти земли были захвачены Мухаммедом I, климат и природа настолько поразили захватчиков, что они посчитали это место благословенным Аллахом и по велению вождя приступили к строительству первого дворца, вокруг которого позже был возведен весь архитектурный ансамбль. Следует отметить, что мечети, замки, дворики и жилые дома восточного стиля возводились в Альгамбре на протяжении правления четырех исламских правителей, вплоть до 1359 года.

В 1492 году происходит главный исторический перелом, и данная местность покоряется католическим королям, которые использовали Альгамбру как королевскую резиденцию и продолжили ее архитектурное совершенствование, привнеся типично европейский стиль архитектуры в восточный дворцово-парковый комплекс. В эти времена были построены церковь Санта-Мария и дворец Карла V.

На протяжении тяжелой многовековой истории, Альгамбра пережила и французскую оккупацию (1812 года) и многочисленные землетрясения и стихийные бедствия. И лишь в период с 1923 по 1936 г. была проведена окончательная реставрация комплекса, вернувшая ему былую красоту и роскошь.

Лепное кружево замков Альгамбры
Фото: источник

Шедевры гипсовой лепнины Альгамбры

Говоря о роли гипсовой лепнины в архитектурном и интерьерном оформлении Альгамбры, следует сказать, что лепные элементы здесь повсюду. Они украшают стены и потолки, арки и дворики, великолепные своды и оконные рамы. Особенно характерен этот декоративный прием именно для древних исламских построек, в которых темой гипсовой лепки нередко выступают изречения и мотивы Священного Писания. Также для восточной лепнины традиционно характерны растительные орнаменты, которые изображают замысловатые резные листья и ветви, символизирующие в восточной культуре энергию жизни и гармонию природы.

Больше всего лепных элементов, выполненных из гипса, сконцентрировано в следующих архитектурных строениях дворцового комплекса:

  • Зал Мешуара. Один из роскошных залов комплекса, построенный уже после христианского завоевания. В этом величественном зале с высочайшими потолками гармонично сочетается кружевная деревянная резьба, украшающая потолок, и великолепная гипсовая лепнина, раскинувшаяся по стенам помещения. Дополнительные элементы декора и одновременно поддерживающие опоры представлены четырьмя резными колоннами. Центральной темой лепного орнамента в зале Мешуара является герб Карла V.
  • Дворец Комарес. Центральное строение всего архитектурного комплекса, которое чаще всего изображается на сувенирах и в путеводителях к данной исламской жемчужине. Пожалуй, самой узнаваемой частью данного дворца считается Миртовый дворик, центральную часть которого украшает мраморный водоем. Выходя из дворика, посетитель получает возможность созерцать Золотую комнату и прекрасный зал Лодки, стены и потолок которых украшают изразцы и уникальные, созданные вручную элементы гипсовой лепки. Особенно поражает воображение сотовый лепной декор, состоящий из сотен отдельных мелких ячеек. Именно во дворце Комарес располагается самая высокая из всех башен Альгамбры — Башня Комарес, наиболее впечатляющим элементом которой является сталактитовый потолок из гипса.
  • Дворец Львов. Построен этот уникальный замок в XIV в. при Мухаммеде V, который задумывал и в дальнейшем использовал дворец Львов в качестве личных апартаментов. Центральным элементом дворца снова стал дворик, который называют Львиным, благодаря наличию центрального фонтана, украшенного двенадцатью каменными львами. Возраст всех архитектурных элементов подтвержден и установлен при помощи профессионально проведенных исследований. В качестве вестибюля, соединяющего Львиный дворик и личные покои и помещения дворца, архитектор запланировал зал Сталактитов. С точки зрения гипсовой лепнины – это помещение совершенно уникальное. Кроме великолепного высокого сводчатого потолка, декорированного сталактитовыми узорами, здесь применяется особенная техника лепки. В результате стены помещения украшает массивный лепной фриз, украшенный надписями и девизами правителей династии Насридов. Еще одно знаменитое место во дворце Львов — Зал Абенсеррахов. Кроме уникальной архитектуры, звездчатого купола и тончайшей декоративной лепнины, туристов к этому залу притягивает и интересная личная история семейства Насридов. Согласно легенде, в данном помещении были убиты одновременно 37 представителей знатной семьи Абенсеррахов. Произошло это, конечно же, из-за женщины. Согласно слухам и преданиям один из членов этой знатной семьи имел любовные отношения с женой самого Мухаммеда. Напоминанием об этом ужасном событие и элементом достоверности являются пятна ржавчины на центральном фонтане, которые ассоциируются с кровью убиенных.

Отдельного внимания заслуживает архитектура постхристианского периода, в которой гармонично объединены классические для Европы того периода интерьерные концепции и нотки восточного колорита. На самом деле архитекторам следует отдать должное, ведь уважительно относясь к восточной культуре и традициям, а также имея художественный вкус, им удалось сохранить гармонию исламских мотивов и католических святынь. При этом несмотря на нехарактерность лепного декора для некоторых элементов католических храмов, декор церкви Санта-Мария-де-ла-Альгамбра представлен схожей кружевной структурой поверхности.

Лепное кружево замков Альгамбры
Фото: источник

Однажды посетив Альгамбру, каждый гость мечтает вернуться в эту невероятную атмосферу искусства, культуры и традиций. Именно здесь, на стыке двух величайших цивилизаций, рождается гармония, духовная наполненность и формируется новое мировоззрение. Гипсовый лепной декор Альгамбры, пожалуй, самый выразительный художественный прием дворцового комплекса.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696