(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Музей Виктории и Альберта: ученые ищут новые методы сохранения шедевров гипсовой лепнины

Музей Виктории и Альберта: ученые ищут новые методы сохранения шедевров гипсовой лепнины

Английский музей V&A считается самым большим музеем декоративно-прикладного искусства. Искусствоведы утверждают, что коллекции экспонатов, собранные здесь, не имеют себе равных во всем мире. В галереях и запасниках музея хранится наследие всех мировых культур, созданное примерно за 3000-летний период.

В экспозициях можно увидеть керамику, гипсовую лепнину, мебель, ткани, предметы из стекла и металла, украшения, фотографии, картины и скульптуры. Музей постоянно совершенствуется и пополняется. Например, в последнее время был открыт ряд галерей, посвященных искусству ислама, куда вошли живопись, скульптура и лепнина. Кроме выставок здесь созданы научный и образовательный отделы, действующие на регулярной основе, благодаря чему, искусствоведы со всего мира могут не только осмотреть интересующие их экспонаты, но и поучаствовать в конференциях, получить полную информацию в любой области дизайнерского и архитектурного искусства.

Одним из значимых событий для мирового сообщества стала конференция, посвященная гипсовой лепнине. Она проходила в музее V&A в 2010 году, но ее результаты до сих пор представляют большую ценность для всех ценителей искусства создания гипсовых изделий.

Гипсовая лепнина в центре внимания искусствоведов и дизайнеров

Интерес к изделиям из гипса не терялся никогда, ведь этому искусству можно удивляться без конца. Притягательность таких изделий состоит в том, что в отличие от картин, где художник преподносит зрителю какой-либо сюжет, усиливая его с помощью красок, различных приемов и техник мазка, мастеру лепки удается создать удивительную красоту из одного только гипса, в некоторых случаях дополненного патиной или легкими красками. Часто такие работы носят поистине масштабный характер — загляните в известный музей или дворец, и вы увидите, что любое из этих зданий получило свое “лицо” в результате оформления именно гипсовой лепниной.

В последнее время, исследователи особенно внимательно изучают образцы лепнины. Прежде всего это связано с возросшим интересом коллекционеров, в лице которых выступают самые крупные музеи. Волнует ученых и вопрос сохранения гипсовых изделий, имеющих огромное историческое значение.

Конференция проводилась с целью выйти за пределы непосредственного исследования объектов и их истории, ученых интересовали методы и новые разработки, направленные на восстановление и сохранность гипса и гипсовых слепков. Музей Виктории и Альберта стал лучшим местом, чтобы стимулировать и поощрять новые исследования в этой области, учитывая что здесь сконцентрирован огромный потенциал знаний и практических навыков. В музее трудятся ученые, художники и мастера реставрации, имеющие большое количество известных работ с гипсом, сделанных как в качестве точных копий, так и в качестве собственных произведений.

Организаторами конференции выступили Эккарта Маршан (Warburg Institute, Лондон), соорганизатор двух британских конференций по гипсовой лепнине (чтение 2005, и Оксфорд 2007), Марджори Trusted (старший научный сотрудник отдела скульптуры, V & A) и Чарльз Hind (Королевский институт британских архитекторов).

На мероприятии, для обмена опытом, собрались ученые, музейные кураторы, художники и реставраторы из Англии, Бельгии, Франции, Германии, Польши и США. В тематических сессиях, были представлены ценные разработки, с их последующим обсуждением в международных аудиториях. Благодаря актуальным вопросам и вкладу делегатов и докладчиков, эти дискуссии были исключительно плодотворными, итогом конференции стал богатейший опыт в области производства и восстановления гипсовых лепных изделий, который каждый участник мог в дальнейшем реализовывать в своей стране.

Галерея копий и оригиналов гипсовой лепнины в V & A — бесценное всемирное наследие

Две архитектурные галереи, открытые в 1873 году в музее Виктории и Альберта, стали самым значимым событием того периода в Англии. До сих пор экспозиции впечатляют всех посетителей. И это не удивительно, ведь в двух огромных комнатах собраны копии всех лепных шедевров мирового искусства. Гипсовые копии настолько совершенны, что имеют ценность приближенную к оригиналам, поэтому интерес к коллекции в целом не угасает уже 140 лет.

Коллекции лепнины в архитектурной галерее

Коллекции включают гипсовое литье из Северной Европы, испанские скульптуры, колонны Траяна в Риме, итальянские памятники и другие шедевры. Копирование велось на основе источников нескольких типов: фотографий, копий рисунков, записей электронных и физических параметров. Похожие галереи затем сформировались в других европейских музеях, но с некоторыми исключениями, например, Трокадеро в Париже ограничивается французскими оригиналами, Kongelige Afstobningssamling в Копенгагене, содержит копии только того, что было уничтожено или утеряно. Поэтому галереи гипса в V & A является практически уникальным примером.

Считается, что уже в 1870-х годах коллекция копий была крупнейшей и наиболее полной сокровищницей наследия классической европейской скульптуры и служила в качестве модели для других музеев, таких как Эдинбург и Питтсбурге. С течением времени экспозиция слепков становится все более ценной, так как содержит точные копии оригиналов, которые либо пострадали от фанатичного внимания поздних реставраторов или сильно изношены за века существования.

Технический процесс литья гипса

Процесс снятия копий, применяемый в V & A ведется исключительно вручную и длится в несколько этапов.

  • Первый этап — снятие гипсовых форм с оригинала. Мастера используют разделяющий агент, чтобы предотвратить наклеивание материалов на поверхность образца.
  • Поскольку часто скульптуры выполнены в очень слабом рельефе, имеют выступы и сколы, формы приходится делать из нескольких частей. Каждая часть формы заключается в наружную оболочку, после чего заливается гипс.
  • По мере увеличения числа деталей их собирают воедино. Процесс литья и сборки требует специальных навыков, только благодаря мастерству можно получить точную копию шедевра.

Первые коллекции литья в Европе

Использование штучных форм для копирования известных греческих и римских скульптур началось в 16-м веке, когда известный скульптор Леони Леони собрал в своем доме в Милане гипсовые слепки самых знаменитых работ. В коллекцию вошли антикварные и современные резные и литые изделия из гипса. Со временем аналогичные копии были сделаны для Французской Академии в Риме и для Гаагской академии в Нидерландах. С течением времени разными выдающимися людьми было сформировано более 1800 обширных и систематических коллекций гипсовых фигур сравнимых с античным залом в Мангейме, их и сейчас можно увидеть в Берлине, Париже, Вене и других местах.

Первичные коллекции 16-го века были ориентированы на классические античные скульптурные формы. В начале 19-го века антикварный интерес во многих странах усилился к собственной средневековой архитектуре. В 1834 значительную коллекцию французских средневековых и ренессансных отливок можно было увидеть в Школе изящных искусств в Париже. Возродился интерес к гипсовой лепнине и в Германии. В 1830 году антиквар Ханс фон Aufess собрал лучшие образцы немецкой средневековой скульптуры, чуть позже они стали основой Германского национального музея в Нюрнберге.

Во всех случаях формирования коллекций целью было показать выдающиеся национальные достижения в архитектуре и скульптуре. Музей V & A отличался тем, что его коллекции имели международный статус.

Первые коллекции гипсового литья в музее V & A

Гипсовое литье в музее Виктории и Альберта стало неотъемлемой частью коллекций уже при его создании. Галереи, содержащие образцы гипсовой лепнины были созданы с целью «улучшения общественного вкуса в дизайне» и «применения изобразительного искусства к объектам полезности». Архитектурные и декоративные работы расценивались и как экспонаты, и как учебно-методические пособия. Величайшие архитекторы и ученые того времени считали, что гипсовые образцы, выполненные с идеальной точностью, являются лучшими пособиями, показывающими всю красоту и ценность гипсовых изделий настолько, насколько это возможно.

Коллекция включала образцы, собранные со всех стран, принадлежали разным эпохам. Каталог содержал 1550 описаний систематически классифицированных гипсовых отливков с иллюстрациями.Коллекции постоянно пополнялись и музей расширялся, открывая все новые галереи. Например, были добавлены великолепные гипсовые украшения из готической архитектуры, ставшие одной из самых ценных, с образовательной точки зрения, жемчужин собрания. Часть лучших копий была задействована для оформления здания парламента в 1830 году.

Литые коллекции в викторианском стиле

Слепки, приобретенные для музея во время 1860-70-х годов представляют собой эстетические стандарты и историко-художественный интерес, на которые ориентировались всемирно известные архитекторы того поколения. Примеры четко характеризуют предпочтения по стилям конкретных эпох и стран, смена которых визуально отражалась и в коллекциях.

Самые ранние приобретения, за исключением классических античных форм, обращались в основном к французским и итальянским оригиналам эпохи Возрождения, поэтому изначально многие галереи состояли в основном из таких декоративных деталей. К началу 1860-х годов коллекционная политика изменилась, в музее стали появляться и скульптуры.

В данном случае упор делался на средневековый период и период эпохи ренессанса. Если рассмотреть коллекции, собранные в тот период, можно отметить некоторое смещение акцентов в сторону романского и сароцинского стилей. Скульптуры в стилях маньеризм и барокко были представлены ​​только очень немногими примерами, среди них можно отметить композицию “Меркурий и Психея”, созданную в начале 17 века нидерландским скульптором Адрианом де Врис. Именно тогда музей впервые закупил и несколько неоклассических произведений.

Часть предметов попала в музей случайно, так, например, в Англии оказалась гипсовая копия Давида (автор Микеланджело). Она была подарена Великим герцогом Тосканы королеве Виктории.

К 1864 руководство предпринимает широкомасштабную кампанию, чтобы получить итальянские слепки кафедры Джованни Пизано в Пизе. Для этой цели был был отправлен в Италию мастер Франки. В Испанию, для снятия гипсовых копий Георгиевского алтаря и монастыря я Сан-Хуан-де-лос-Рейес, портика де-ла-Глория направляют мастера Робинсона. Видное место среди приобретений 60-70-х годов занимает и немецкая скульптура.

Международная конвенция 1867 года

В 1864 были созданы схемы по международному обмену копиями материалов. Этот амбициозный проект был принят в мире с энтузиазмом, что и отразилось в «Международной конвенции об обмене репродукциями произведений искусства”. В результате Конвенции возможность получения новых слепков увеличилась многократно и уже через 10 лет, изрядно пополнив свои экспозиции, музей вынужден был расширяться. С этой целью были открыты масштабные архитектурные галереи, что дало возможность объединения лепнины по периодам и направлениям. В галереях были собраны копии статуй, элементов отделки и архитектурно значимых частей знаменитейших дворцов и соборов, примеры врезной и накладной лепнины и многое другое.

Когда галереи открылись они, конечно, привлекли огромный поток посетителей, хотя реакция в прессе была довольно неоднозначной. Споры разразились по поводу оформления помещений, которое некоторые посчитали несколько пестрым и негармоничным. Сложные времена пришлось пережить музею Виктории и Альберта в начале 20 века, когда некоторые музеи отказались предоставлять оригиналы для снятия гипсовых копий, ссылаясь на возможный вред от использования гипса. Спустя десятилетия, когда были разработаны новые методики, данный вопрос был снят с повестки. Но время музейными мастерами не было упущено, пока не было новых поступлений, они дополнили экспозиции предметами современного искусства гипсовой лепнины.

Коллекция гипсовой лепнины сегодня

С возрождением интереса к искусству 19-го века и переоценкой достижений викторианской архитектуры лепнину теперь можно увидеть в правильной перспективе. Мастера, работающие в музее научились восстанавливать изделия из гипса, доводя их практически до идеального состояния.

Собранная коллекция ценна не только своей обширностью и характеристиками. Вот уже 140 лет гипсовые копии непрерывно используются для обучения талантливых художников и архитекторов, для которых особенно важно иметь представление о масштабе и трехмерных качествах когда-то созданных шедевров.


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696