(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

История обнаженной натуры в скульптуре

История обнаженной натуры в скульптуре

Изображение обнаженного тела человека – популярное направление в скульптурном жанре. Обнаженная натура красной нитью проходит через всю историю развития скульптуры и смены культурных стилей. Статуи и скульптуры нагих людей создавались в эпоху классицизма, ренессанса, барокко, авангарда и т.д. Обнаженная натура в скульптуре выглядит эстетично, восхищает точностью и совершенством линий, изяществом и изобилием форм. Обнаженная натура становится для автора способом реализации творческих идей и передачи эмоциональных состояний модели.

Как зарождался жанр «Ню» в скульптуре?

Культ нагой красоты берет свое начало в Древней Греции от великолепных статуй античных героев и богов. В Греции сформировалась популярная концепция мужской красоты. В те времена именно мужское тело считалось более привлекательным, совершенным. Первые миниатюрные скульптуры, демонстрирующие обнаженное женское тело, появились в конце 4 века до н.э. Идеалом женской наготы того периода стала греческая богиня Афродита. Массивные скульптуры и маленькие статуэтки вытачивали из природного камня, лепили из глины и гипсовой смеси, вырезали из дерева. При этом интимные зоны изображались более четко, а конечности, туловище и голова вырисовывались лишь схематично.

Как зарождался жанр «Ню» в скульптуре

Фото: источник

Первые образцы нагой скульптуры Древней Греции и Рима (поскольку римляне копировали скульптурное творчество греков) были лишены движений, динамики. Классическая чувственность, естественность и подвижность нагого образа сформировалась в конце 5 века до н. э. Скульпторы и живописцы отказались от схематического изображения тела и гипертрофированных интимных зон – нагие статуи приобрели четкие контуры, продуманные линии, совершенные тела. Именно так сформировался классический канон наготы в скульптуре. Его автором считают греческого скульптора Поликлета, а самым ярким примером – скульптуру «Дорифор».

В древнем мире нагие скульптуры изображались с идеальными формами тела, выраженной мускулатурой (мужчины), а на совершенные тела устанавливались головы с лицами императоров, государственных деятелей, богачей. Физическое совершенство скульптуры должно было подчеркнуть божественное преемство правителей того исторического периода.

Средневековье и Ренессанс

В период Средних веков создание обнаженной скульптуры долгое время было под запретом. Огромное влияние церкви и религиозных канонов на сознание людей привело практически к «смерти» жанра «Ню». Обнаженные скульптуры считались сатанинским проявлением, а их создатели – идолопоклонниками. Нагие мотивы сохранились лишь в редких ветхозаветных сюжетах и иконографии. Стиль обнажения использовался при изображении Адама и Евы, распятого Христа, апостолов и грешников, символических аллегорий человеческой слабости и греховного соблазна.

Вторую жизнь в жанр «Ню» вдохнули скульпторы позднего Средневековья и Эпохи Возрождения. В конце 15 века обнаженная натура перестала быть запретной и греховной. Первыми творениями, которое подчеркнуло коренное изменение мировоззрение общественности, стали работы Ейка «Адам», «Ева». Объемные нагие фигуры расположены на алтаре церковного собора.

Рассвет ню-скульптуры начался в конце 15 века в Италии. Скульптурная тематика больше не ограничивалась религиозными сюжетами, в ней появились исторические, мифологические, природные, фантазийные композиции. Итальянские творцы изучали культурное наследие античности, использовали интеллектуальный подход древних греков к изображению обнаженной натуры.

Объемные фигуры создавались с четкими линиями, выверенными параметрами, идеальными формами. Мотивы наготы вводились практически в каждую скульптуру для того, чтобы пробудить в людях чувство прекрасного, показать профессионализм автора. В период Ренессанса обнаженная скульптура приобретает эротический подтекст, который авторы стали подчеркивать кричащими фонами, яркими украшениями, смелыми позами. Для скульпторов Возрождения обнаженное тело стало способом красочной передачи всего спектра человеческих эмоций и ощущений, универсальным языком общения с миром.

период Средних веков создание обнаженной скульптуры

Фото: источник

В период позднего Возрождения обнаженные натуры достигли классического совершенства, однако основополагающим образом в жанре «ню» продолжал оставаться мужчина. Нагая женщина все еще воспринималась как источник греха, скульпторы опасались натурщиц. Например, Микеланджело создавал женские нагие фигуры с натурщиков мужчин. За основу брался визуальный образ натурщика, а фантазия автора придавала ему женственность и изящество. В конце 16 века также произошло изменение стандартов

красоты. Если раньше эротичными и привлекательными были статуи с идеальными формами, то в период позднего возрождения – высокие, худощавые фигуры с неестественными чертами. Однако уже через столетие популярность получили полные скульптуры (так называемые рубенсовские) как символ полноты жизни, разнообразия ее утех и радостей.

Изображение нагой женщины обрело истинную популярность лишь в начале 19 века. Культурная элита освободилась от античных и религиозных канонов и начала воспевать в искусстве красоту женского тела.

Знаменитые скульптуры в стиле «Ню»

Ню-скульптуры внесли уникальный вклад в культурное наследие предыдущих поколений. Они изменили мировоззрение людей, отношение и восприятие нагого тела. Грандиозными и наиболее известными скульптурами в стиле ню эксперты считают такие работы:

  • Статуя «Давид» работы флорентийского скульптора М. Буонарроти. Скульптура была размещена на площади во Флоренции в начале 16 века. Давид изображен в процессе подготовки к грандиозной битве с Голиафом. Обнаженный Давид символизирует уверенность, мощь и всесилие человека в борьбе за правду и справедливость. Об этом свидетельствует поза иудейского царя, уверенный взгляд, отсутствие напряженности в теле. Статуя изготовлена из цельной глыбы мрамора, высота скульптуры более 5 метров;
  • Статуя «Афродита Книдская» работы древнегреческого скульптора Праксителя. Скульптура выполнена в 4 веке до н.э. из мрамора. Высота обнаженной Афродиты немного более 2 метров. Нагая богиня изображена в процессе подготовки к купели, она сбросила убранства и готова погрузиться в теплую воду. Мастерство автора и податливость мраморного материала позволили выгодно подчеркнуть красоту женского тела и изящество форм;
  • Скульптурная композиция «Амур и Психея» работы итальянского мастера А. Канова. Скульптура А. Канова характеризуется выверенностью форм, точеными деталями, безукоризненной передачей анатомических особенностей человеческого тела. Несмотря на то, что автор изображает в скульптуре момент пробуждения Психеи от поцелуя Амура, от творения веет легким холодком. Главные герои обнажены и лишь удачно выбранные позы позволяют скрыть интимные участки тела. Скульптура обнаженных влюбленных стала гимном чувственности, любви, открытости, искренности;
  • Статуя «Венера Милосская» — одна из наиболее древних скульптур, сохранившихся до сегодняшнего дня. Творение выполнено из белого мрамора. Высота статуи составляет около 2 метров, а пропорции и формы обнаженного тела богини соответствуют правилу «золотого сечения». Женская фигура обнажена не полностью – внизу интимные участки тела прикрывает грубая ткань. Статуя была обнаружена в начале 19 века без верхних конечностей. Учитывая древность творения восстановить их невозможно;
  • Скульптура «Спящий Эндимион» — изображает молодого юношу, который стал избранником богини Селены. Сюжет для скульптурной композиции взят из мифологии Древней Греции. Мужская фигура полуобнажена, нижнюю часть туловища прикрывает тяжелое одеяло. Обнаженные части тела демонстрируют великолепную мускулатуру юноши, что было характерно для скульптуры эллинистической эпохи. Избранник богини находится в состоянии вечного сна, однако она не теряет надежды его пробудить. Такая преданность стала символом человеческой верности, любви, искренности.

Обнаженная скульптура – одно из центральных направлений мирового искусства.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696