(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

В СССР лепнины не было! Или все же была?

В СССР лепнины не было! Или все же была?

Советский Союз – государство, история которого, безусловно, непроста и неоднозначна, однако оставила неизгладимый след и великое наследие для каждого из нас. Особенного внимания с точки зрения художественной эстетики и искусства заслуживает именно архитектура, которая в советское время развивалась особенно стремительно на фоне многочисленных потерь и разрушений за времена революции и войны. Несмотря на всю шаблонность и типичность домов и административных зданий, в архитектурном и интерьерном стилях СССР всегда было много гипсового лепного декора, который призван был придать строению величественности и масштабности.

Советская лепнина послевоенного периода

Тоталитаризм власти СССР распространялся на все области, в том числе и в сфере культуры, художественного искусства и архитектурных творений. Это безусловно нашло свое отражение в богатом архитектурном наследии того периода. Характерно то, что сразу же после революции и свержения царской власти, богатый позолоченный лепной декор, которым были украшены дворцы и поместья царей и аристократов, считался дурным тоном и пережитком буржуазии. Однако уже после войны, самое большое государство в мире стало приобретать все те же имперские амбиции, которые требовали материального осязаемого воплощения. И здесь архитекторы и художники вспомнили все о той же гипсовой лепке, которая способна воплотить в жизнь любую, даже самую смелую идею автора.

Лепка советского периода лишилась обилия мелких элементов и золочения, и приобрела более лаконичные и строгие формы. Центральными мотивами таких лепных украшений для архитектурных строений стали герб государства, звезды, военные темы и растительные элементы.

В СССР лепнины не было! Или все же была?
Фото: источник

Важно отметить, что большинство гипсовых лепных творений того времени оставляли в белом цвете, не используя техник окрашивания, металлизации и дополнительного декорирования. Результат был довольно эстетичен благодаря тому, что гипс и в те времена был довольно высокого качества. Он также был прочным, имел весьма эстетичный вид и легкий вес, а также длительный срок службы. При помощи гипса делали фонтаны и вазоны для парков, изготавливали различного рода сувениры. Благодаря долговечности, прочности и практичности советского гипса, большинство творений того времени дошли и до наших дней.

В послевоенное время архитектура стала одним из главных направлений народного хозяйства в Советском Союзе. СССР являлся одной из величественных держав и именно в то нелегкое время, с помощью архитектуры власти хотели показать, насколько велик оптимизм страны и как достижима цель ее скорейшего восстановления после пройденной войны. В качестве стиля, применяемого в архитектуре центральное место в этот период занимает «сталинский ампир», а также неоклассицизм.

С помощью сталинского ампира советская власть пыталась реализовать вполне конкретные цели — донести до граждан главные передовые идеи, осветить успехи и достижения коммунизма, а также вселить в уставших от войны и разрухи людей веру в светлое будущее. На их основе разрабатываются и строятся самые крупные транспортные магистрали — всем известные Садовое кольцо, Кутузовский и Ленинградский проспекты и другие. Эти стили были основополагающими при застройке и восстановлении Минска, Калинина и Сталинграда.

Так называемой «визитной карточкой» сталинского ампира являются высотные здания, построенные в Москве в период с 1947 по 1955 года. Они отличались от других построек сдержанностью классических пропорций, а также фасадной композицией и внешней отделкой. В обязательном порядке использовались гипсовые статуи крупных размеров, большие резные карнизы, колонны. На тот момент правящей партией считалось, что «чем больше, масштабнее и крупнее, тем лучше». Таким способом власти СССР пытались показать крепость и единство народа. Для отделки фасадов применяли мрамор. С помощью такой монументальной архитектуры властям удавалось вселить уверенность в счастливую и достойную жизнь государства, которое победило войну, разруху, голод и нищету.

Гипсовой лепниной украшали ЗАГСы, дворцы культуры, учебные заведения, общественные организации, театры, музеи, гостиницы, правительственные здания и прочее. Очень многие украшения из лепнины того времени считаются настоящими произведениями искусства и выполнены были на высочайшем уровне художественного и декоративного творчества.

В СССР лепнины не было! Или все же была?
Фото: источник

Главным примером такого стиля, как «сталинский ампир» являлся проект Дворца Советов. Несмотря на то что его не удалось воплотить в жизнь, его чертежи дошли до наших дней. Этот дворец должен был стать некой изюминкой столичного архитектурного ансамбля. Он должен был быть колоссальных размеров, его высота должна была составлять 415 метров, наверху здания должна была быть установлена 80-метровая статуя Ленина. Также по проекту было предусмотрено множество лепнины как внутри, так и снаружи.

Если говорить об интерьере в стиле сталинского ампира, то лепной декор здесь пользовался огромной популярностью и некоторые его фрагменты применяют и сейчас. Нельзя забывать, что в сталинском доме в советское время жить было очень престижно. Чаще всего в таких квартирах проживали уважаемые люди, а также граждане, имеющие особенные заслуги перед Родиной. Удачные планировки, большие светлые комнаты (их могло быть от 3-х до 5-ти), высокие потолки с лепным декором и за счет этого и высокие окна, выполненные в виде эркера – все это считалось эталоном идеального жилья для каждого советского человека. Очень модным было наличие в квартире арок или пилястр, оформленных гипсовой лепниной, что придавало помещению роскоши и торжественности.

Предпочтение отдавалось более светлым тонам в противовес темной мебели. Если межкомнатные проемы были достаточно больших размеров, то в таких случаях устанавливались гипсовые колонны. Достопримечательностью комнаты является наличие массивной хрустальной люстры, которую украшает гипсовая потолочная розетка. Также лепной декор служил украшением в виде рамок для картин.

В 50-60-х годах, как никогда популярными были гипсовые скульптуры. Достаточно лишь вспомнить, сколько памятников историческим личностям было создано в то время! Практически в каждой квартире или кабинете стоял гипсовый бюст вождя пролетариата, который считался символом ответственности и порядочности гражданина. Немалое количество таких статуй и бюстов «дожило» и до наших дней, позволив нам сделать вывод относительно общих тенденций художественного искусства того времени. Также огромное изобилие и разнообразие наблюдалось в области парковых скульптур. Это были и всем известная девушка с веслом, рабочий, пионеры, мальчик с горном, портреты лидеров народа, львы, которые символизировали советскую власть и еще множество других идей, воплощенных советскими скульпторами из податливого гипса.

В целом советский период для гипсовой лепнины был своеобразным, однако довольно продуктивным и оригинальным. Сегодня лепные творения того времени невозможно перепутать с произведениями любой другой эпохи, а многими из них мы продолжаем любоваться в своих квартирах, домах, административных и государственных учреждениях, и конечно же, на улицах наших родных городов.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696