(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Украшения из гипса и камня в романской скульптуре

Украшения из гипса и камня в романской скульптуре

Старинный орнамент, украшающий арку Норман и романские церкви во многих частях Великобритании, признан одной из самых странных и загадочных форм скульптуры. Такие рисунки повсеместно наносились на камне или гипсе, часть необычных сюжетов сохранилась до сих пор.

Особенности старинного романского орнамента

Все элементы, связанные в единый орнамент, как в каменном, так и в гипсовом варианте, имеют одну характерную черту — это изображения различных чудовищ с клювами, которые вряд ли существовали на самом деле. Ученые могли бы отнести данные барельефы к банальной иллюстрации мифов и сказок, но противники данного мнения утверждают, что художники тех времен изображали реальные события, так как все рисунки, размещенные в разных концах страны, имеют схожие черты.

На всех барельефах четко видны хищные птицы, звери или монстры. Все они смотрят вниз от арок, раскрыв клювы, как бы пытаясь напугать посетителя. При ближайшем рассмотрении рисунков можно увидеть и человеческие головы с непомерно длинными языками, странными бородами. Эти элементы практически всегда находятся поперек угла крена арки. Особенно живописна такая скульптура в соборе Линкольна.

Некоторые барельефы еще более чудовищны, так как на них помимо монстров людей, птиц и животных присутствуют кошмарные растения. Пример такой скульптуры — алтарь арки в церкви Святого Петра (Ратленд).

Распространение орнамента “Голова с клювом”

Чудовищные каменные и гипсовые барельефы можно встретить везде, где преобладала романская культура: на Британских островах, а также в Анжу, Нормандии и северной Испании. В Ирландии существует шесть примеров арок, украшенных головами, правда не все они имеют форму монстров. Некоторые из хорошо сохранившихся ирландских барельефов-страшилок можно увидеть на дверях западного входа монастырской церкви в Клонмакнойсе (Оффали).  Этот гипсовый орнамент, по мнению некоторых исследователей, имеет четко выраженные параллели с континентальными фресками, обнаруженными в Санкт-Форт-сюр-Жиронда, а не с английскими примерами.

Что интересно, на материковой части Великобритании головы с клювами присутствуют в подавляющем большинстве, в Шотландии такая лепнина была обнаружена только в одном месте, вблизи английской границы в Келсо.

В Англии распределение странных барельефов крайне неравномерно. Из более чем 160 сооружений, сохранивших скульптуру, большая часть находится в Кенте, Хартфордшире и Дорсете, и лишь единичные примеры можно встретить в Ланкашире, Бедфордшире, Нортумберленде, графстве Шропшир, Лестершире, Уорикшире, Сомерсете. В Йоркшире сосредоточено не менее 57 сооружений с такими рисунками, еще 39 есть на территории между районами Чилтернс и Котсволдс.

История орнамента “beakhead”

Аббатство, основанное королем Генрихом I, и его мавзолей, построенный в 1121 г., рассматриваются учеными как первоисточник страшных барельефов. В Рединге beakhead (“голова с клювом”) украсил своды сразу двух обителей. К сожалению, основные постройки были снесены, однако некоторые элементы удалось обнаружить при раскопках в Боро Марше, куда камни из руин аббатства были привезены в 1548 году.

Рединг был одним из первых мест, где барельефы систематически использовались для украшения арок. Раскопки показывают, что лепнина, найденная здесь, даже в самом раннем периоде была разнообразной и сверхэкзотичной. Сохранились элементы с птицами, зверями, монстрами и демоническими человеческими фигурами. Наиболее распространенный тип элементов — голова птицы с длинным клювом, указывающим в сторону внутренней части арки.

Исследователи предполагают, что страшные птицы являются утрированной копией англосаксонских кусающихся птиц из старинных манускриптов. И это, скорее всего, правда, так как концептуальные сходство между птицами, изображенными в конце Х века в рукописях, найденных в Кентербери, и данными рисунками очевидно.

В гипсовых орнаментах изображения птиц чередуются с округлыми головами зверей, держащих пару зубчатых листьев в пасти. Кроме того между листьями можно увидеть  шишки. Простой старейший вариант этого необычного мотива находится в южной Нормандии, где Генри находился до вступления на престол.

Распространение орнамента beakhead может быть также связано с покровительством Генриха I. Так, например, Роджер Солсбери (епископ и юстициарий) был одним из главных придворных Генриха в течение большей части его правления. В своих зданиях — соборах и замках Сарум, Девизес и Мальмсбери он решил, последовав примеру своего короля, использовать старинный мотив, щедро снабдив им великолепную архитектуру.

Еще один близкий ко двору человек, племянник Роджера — Александр, должен был стать епископом в соборе Линкольна. Неудивительно, что данный собор также включает в себя аналогичный барельеф. Основываясь на таких фактах, исследователи считают, что данный орнамент имел придворный и династический метод распространения.

Загадка романской архитектуры

Поиск истоков создания “чудовищных барельефов” привел ученых в направлении англосаксонских рукописей. Созданные в конце Х века, они содержат рисунки мотивов каменной резьбы. Удивление вызывает то, что орнамент был возрожден и усовершенствован более века спустя, причем без каких-либо убедительных путей передачи информации. Более плодотворным направлением исследования в настоящее время считается теория покровительства Генри I, хотя и она практически не доказана.

Ознакомьтесь с каталогом гипсовых изделий Gessostar

cмотреть все гипсовые изделия

Одним из самых красивых памятников, сохранивших романскую скульптуру, считается замок Норвич, где “головы с клювами” были использованы для декорирования оконных арок и всех четырех основных фасадов.  Интересный момент — красивая игра света и тени, создаваемая изображениями голов. Ученые до сих пор не поймут, почему для создания световых эффектов (если они являлись целью барельефа), были выбраны гротескные и чудовищные изображения. Почему скульпторы XII века и их покровители сочли это целесообразным для священных зданий?

Аббат Обер писал в XIX веке, что горгульи — это дьяволы, стремящиеся завоевать церковь и установить здесь порядок тьмы. Более убедительно объяснение, что эти страшные существа представляют собой грех и порок, заполняющие мир, которые должны быть отвергнуты человеком Божим. Хищные птицы и звери нанесены на карнизы храмов, чтобы напоминать нам, что мир на самом деле не такой красивый и спокойный, как это может показаться, и что единственное прибежище можно найти в церкви.


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696