(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Венский Собор Святого Стефана: старейшая лепнина и скульптура в романском и готическом стиле

Венский Собор Святого Стефана: экстерьер

Собор Святого Стефана (более известный в Германии как Штефансдом) – один из важнейших храмов Римско-католической архиепископии Вены и резиденция архиепископа Кристофа Кардинала Шенборна. Великолепная романская и готическая эстетика собора, была в значительной степени создана под покровительством герцога Рудольфа IV (1339-1365). Сам величественный храм стоит на развалинах двух ранних церквей, что христиане считают важнейшим фактом с точки зрения религиозной важности и значимости собора.

Собор Св. Стефана стал свидетелем многих важных событий в истории Габсбурга и Австрии, а его разноцветная черепичная крыша со временем превратилась в один из самых узнаваемых символов города. С точки зрения художественного искусства, особенную ценность представляет уникальная лепнина и скульптура храма, выполненная в очень необычном сочетании стилей. Роскошная лепка, великолепные барельефы, шедевральная скульптурная композиция – все это привлекает в Собор Святого Стефана сотни тысяч туристов ежегодно.

История создания великого архитектурного шедевра

К середине XII века Вена стала важным центром немецкой цивилизации, и четыре существующих церкви, включая только одну приходскую, больше не отвечали религиозным потребностям города. Еще в 1137 году на месте современного собора была построена первая церковь. Несмотря на то что ранее считалось, что первая церковь на этом месте была построена в поле за пределами городских стен, новая приходская церковь была на самом деле возведена на древнем кладбище, и датируется еще древнеримскими временами. Раскопки, которые проводились в Вене для монтажа системы отопления в 2000 году, показали наличие древних захоронений на глубине 2,5 метра под землей, которые были датированы 4 веком. Это открытие говорит о том, что еще более древнее религиозное здание было построено здесь именно в этот временной период.

Та версия собора, которую мы можем увидеть сегодня, прошла множество трансформаций и реконструкций — от сожженной первой церкви (1137 г.) до романской второй (1263 г.), а далее до готического храма Альбертины (1340 г.) и дополнений герцога Рудольфа IV (1359 г.). Многочисленные разрушения и пожары, существенно изменили экстерьер и интерьер здания. В 1365 году, всего через шесть лет после начала готической эпохи в этом регионе, Рудольф IV проигнорировал статус Святого Стефана, как простой приходской церкви и задумал возведение величественного большого собора.

Этот шаг был только первым в реализации долговременного стремления Вены получить свою собственную епархию. В 1469 году император Фридрих III одержал победу над папой Павлом II, чтобы предоставить Вене своего епископа, который будет назначен императором. Этот момент стал переломным в истории Собора Св. Стефана. Венская епархия была канонически установлена ​​18 января 1469 года, а Собор Св. Стефана стал ее материнской церковью. В 1722 году во время правления Карла VI Папа Иннокентий XIII произвел собор в статус архиепископского.

Венский Собор Святого Стефана: интерьер
Фото: источник

Во время Второй Мировой войны собор был спасен от преднамеренного разрушения руками отступающих немецких войск, когда капитан Герхард Клинкихт не принял приказа от городского коменданта Йозефа Дитриха «выстрелить сотню снарядов и оставить от него только обломки и золу». При наступлении советских войск часть собора была повреждена, но с 1947 года стартовала масштабная реконструкция, которая была завершена 23 апреля 1952 года.

Экстерьер собора

Церковь изначально была посвящена Св. Стефану, а также покровителю епископского кафедрального собора в Пассау, и поэтому была ориентирована на восход солнца. Построенный из известняка, собор имеет длину 107 метров, ширину 40 метров и 136 метров в высоту. На протяжении столетий сажа и другие формы загрязнения атмосферы, накапливающиеся на поверхности известняка, придавая фасаду черный цвет, но недавние мероприятия по восстановлению снова вернули некоторым частям здания первоначальный белоснежный цвет.

Возвышающаяся на высоту 136 метров, массивная южная башня Собора Святого Стефана — его высшая точка и доминирующая черта Венского храма. Ее строительство длилось 65 лет, с 1368 по 1433 год. Во время осады Вены в 1529 году и во время битвы в 1683 году она служила главным наблюдательным и командно-штабным пунктом обороны города.

Северная башня изначально была предназначена для симметрии южной башни, но дизайн оказался слишком амбициозным, учитывая, что эпоха готических соборов приближалась к концу, а строительство было остановлено в 1511 году. Смешение стилей здесь проявляется в зоне крыши, где четко прослеживается картина, характерная для эпохи Возрождения.

Все лепное великолепие собора предстает перед зрителем при осмотре крыши здания. Крыша собора Св. Стефана — это богато узорчатая, украшенная лепниной и скульптурными элементами кровля длиной 111 метров и покрытая глазурованными плитами. Над хором на южной стороне здания плитки образуют мозаику двуглавого орла, который является символом империи, управляемой из Вены династией Габсбургов. На северной стороне изображены гербы города Вены и Австрийской Республики.

Венский Собор Святого Стефана: скульптуры
Фото: источник

Композитор Людвиг ван Бетховен осознал свою глухоту, когда увидел птиц, летящих из колокольни во время звона колокола, но не слышал этого звука. Собор Святого Стефана имеет 23 колокола. Самый крупный официально назван в честь Святой Марии.

Экстерьерная скульптура Собора Св. Стефана

Старейшая сохранившаяся до наших дней экстерьерная скульптура собора — Венские эльфы. Они упоминаются впервые в 1685 году Каноном Тестарелло делла Масса в его книгах «Беспорядки и преследования» и «Стефаны-Домкирхен».

Огромную роль собор сыграл в жизни великого музыканта Вольфганга Амадея Моцарта, в честь которого на фасаде установлена мемориальная доска. Именно он был назначен вспомогательным музыкальным директором здесь незадолго до своей смерти. На протяжении всей жизни это была его приходская церковь, когда он жил в «доме Фигаро», здесь музыкант женился, и здесь же были крещены двое его детей, а его похороны были проведены в Часовне Креста внутри собора.

Рядом с катакомбным входом находится кафедра из которой святой Иоанн Капистрано и венгерский генерал Джон Хуньяди проповедовали крестовый поход в 1456 году, чтобы отразить мусульманские вторжения в христианскую Европу. Здесь же расположена великолепная статуя в стиле барокко 18-го века, которая изображает святого Франциска под экстравагантным солнечным светом, который топчет избитых турков. Это была главная кафедра оригинального собора внутри, пока она не была заменена кафедрой Никласа Герхарта ван Лейдена в 1515 году. Еще одна уникальная скульптура фасада — Фигура Христа, которую в шутку жители Вены называют «Христос с зубной болью» из-за мучительного выражения лица.

Знаменитые лепные алтари Собора Святого Стефана

Основная часть церкви содержит 18 алтарей, которые расположены в различных часовенках. Высочайший Алтарь и Алтарь Винера Нойштадта — самые известные среди них и представляют наибольшую художественную ценность.

Первоначально внимание любого посетителя привлекает отдаленный Высокий Алтарь, построенный в течение семи лет с 1641 по 1647 в стиле барокко. Алтарь был построен Тобиасом Поком по заказу епископа Вены Филиппа Фридриха Графа Брейнера, и выполнен из мрамора, специально привезенного из Польши и Тироля. Скульптурная композиция алтаря восхищает зрителя и представляет путь покровителя церкви Святого Стефана. Алтарь обрамлен фигурами святых покровителей окрестностей Вены — святых Леопольда, Флориана, Себастьяна и Рохуса. Увенчивается алтарь статуей Святой Марии, которая привлекает взгляд смотрителя к проблеску небес, где Христос ожидает первого мученика.

Венский Собор Святого Стефана: лепной алтарь
Фото: источник

Алтарь Винера Нойштедтера во главе северного нефа был заказан в 1447 году императором Фридрихом III, могила которого находится в противоположном крыле собора. Алтарь Винера Нойштедтера состоит из двух триптихов, верхний — в четыре раза выше, чем нижний. Когда открываются нижние панели, смотритель может оценить великолепную готическую решетку. В будние дни четыре панели закрыты и отображают серо-коричневую барельефную сцену с участием 72 святых. По воскресеньям открываются панели, показывающие золоченые деревянные фигуры, изображающие события из жизни Девы Марии.

Каменная кафедра – шедевр художественного искусства

Каменная кафедра — шедевр поздней готической скульптуры. Долго приписываемая творению Антона Пильграмы, сегодня Никлас Герхарт ван Лейден считается более вероятным ее автором. Чтобы проповедь могла быть лучше услышана прихожанами, кафедра стоит на столбе в нефе, а не располагается в алтаре перед церковью.

«Крылья» кафедры представлены, как стилизованные лепестки со стебля, поддерживающего ее. На этих готических лепестках изображены рельефные портреты четырех деятелей Церкви (Св. Августин Гиппонов, Св. Амвросия, Св. Григория Великого и Св. Иеронима), каждый из которых воплощен в одном из четырех типов темперамента и представляет конкретный этап жизни человека. Перила лестницы, изогнутые вокруг колонны от уровня земли до кафедры, имеют фантастические украшения в виде скульптур жаб и ящериц, кусающих друг друга, символизирующих борьбу добра со злом. На вершине лестницы каменный щенок защищает проповедника от злоумышленников.

Под лестницей находится один из самых любимых символов собора, известный как Фенстергакер, — каменный автопортрет неизвестного скульптора. Зубило в руке субъекта и знак подписи каменщика на щите над окном привели к предположению, что это может быть реальный автопортрет скульптора, но достоверных данных относительно этой скульптуры до сих пор не найдено.

Собор Святого Стефана украшен еще тысячами декоративных гипсовых и каменных элементов, уникальными готическими скульптурами и барельефами, некоторые из которых отражают всю сложность и глубину средневековой готики. К сожалению, описать всю красоту и величие этого собора невозможно, но вполне возможно увидеть этот архитектурный шедевр собственными глазами, посетив одну из признанных столиц лепного искусства – Вену.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696