(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Храм Любви в Индии – эротическая лепнина, ее история и символизм

Храм Любви, Индия

Когда мы говорим о лепнине, чаще всего, в памяти неосознанно возникают великолепные утонченные потолки дворцов и храмов в стиле барокко и рококо. Хитросплетения растительных мотивов, божества и чистые ангелы, величественные гербы и аллегорические скульптуры – все это классика европейской гипсовой лепнины, которую можно встретить практически в каждом городе Европы. Однако, существует и совершенно другое направление лепки, которое развивалось с древних времен в странах Азии, где художественное искусство не имеет с барокко ничего общего и отражает ценности, характерные для цивилизаций и культурного общества этих стран.

Совершенно уникальным, удивительным и даже шокирующим покажется европейцу один из древнейших храмов Индии – Храм Любви в Мадхья-Прадеше (Индия). Это сложнейший архитектурный комплекс, гармонично объединивший уникальные лепные панели и резьбу по камню. Главная же особенность Храма Любви – центральная тема эротики и поклонения Богу Любви Кама. Попадая сюда, можно оценить истинную силу культа физической любви, который долгие годы формировался в Индии и оставил огромный след в художественном искусстве, в том числе и в лепном его направлении.

Храмы Кхаджурахо – любовь, воплощенная в скульптуре

Храмы Кхаджурахо в Мадхья-Прадеше — одни из самых красивых средневековых памятников в Индии. Первоначально группа состояла из 85 зданий, и являлась самой большой группой индуистских и джайнских храмов в мире, хотя сегодня сохранились только около 25 из них. Будучи частью всемирного наследия ЮНЕСКО, они восхищали многие поколения людей своим архитектурным блеском, сложной резьбой и, как ни странно, уникальными эротическими скульптурами.

Храмы Кхаджурахо были построены правителями Чанделлы между 900 и 1130 годами н.э. во время золотого периода династии Чанделла. Предполагается, что каждый правитель Чанделлы должен был построить за всю свою жизнь хотя бы один храм. Одним из примечательных правителей был Махараджа Рао Видьядхара, который отразил атаки Махмуда Газни. Его любовь к скульптуре и лепному декору проявляется в этих храмах и крепости Калинджар. Кхаджурахо, расположенных в самом сердце Центральной Индии, в штате Мадхья-Прадеш, который считается религиозной столицей Индии. Первое письменное упоминание о храмах Кхаджурахо находится на счетах Аль-Бируни в 1022 году н.э. и в работах арабского путешественника Ибн Баттута в 1335 году н.э.

Храмы Кхаджурахо, расположенные на площади около 9 квадратных миль, изображают традиционный образ жизни людей в средневековье. Открытые почти девять столетий спустя, они отражают особенные традиции и уклад жизни коренного населения в XI веке. Несколько храмов посвящены джайнскому пантеону, а остальное — индуистским божествам — Трио Бога, Брахме, Вишну и Шиве и различным формам Деви, таким как Деви Джагадамби. Божественные скульптуры, украшающие храмы, выступают данью самой жизни, воплощая все, что является возвышенным и чудесным. Построенный из песчаника, с различными оттенками баффа, розового и бледно-желтого цвета, каждый из храмов имеет вход, зал, вестибюль и святилище. Внутри храма есть комнаты, которые связаны между собой и расположены на линиях Восток / Запад. Здание каждого храма построено с характерными спиральными надстройками.

Храм Любви в Индии – эротическая лепнина, ее история и символизм
Фото: источник

Образы Богинь и Богов, вылепленные на стенах храма, представляют собой многочисленные проявления божественной Шакти и Шивы, женских и мужских энергий, называемых еще Инь и Ян. Эти храмы в основном связаны с традиционным эротическим искусством Индии, особенно знаменитый во всем мире Храм Любви. Этот храм ошибочно связывают с Деви Джагдамби, хотя фактически он является храмом Вишну. Нередко от историков можно услышать мнение, что Храм Любви строился как посвящение богу любви Кама. Многие эксперты до сих пор полагают, что храмы строились с целью восхваления этого великого божества, как и знаменитый трактат о любви Кама-сутра.

Храм украшают ряды скульптур, изображающих деванганы, митхуны, божества и явные эротические скульптуры. Особенное внимание конечно привлекают те лепные скульптуры, которые изображают митхуны в сексуальных позах. Именно из-за этих эротических скульптур храмы Кхаджурахо также известны как храмы Кама-сутры. Большинство эротических скульптур можно найти и снаружи и внутри стен храмов, но не рядом с божествами. Однако, эксперты считают заблуждением распространённое убеждение, что скульптуры демонстрируют любовь между божествами. На самом деле они отражают страстные взаимодействия между людьми, а также изменения, которые происходят в человеческих телах во время физической близости.

Считается, что эти храмы — это в первую очередь воспевание женственности и женской энергии, поскольку они изображают многочисленные скульптуры прекрасных широкоплечих и грудастых, но хорошо пропорциональных женщин (апсар), украшающих стены храма. При этом центральное место в декорировании стен, экстерьера и потолков, конечно же, занимают те самые знаменитые эротические скульптуры.

Символизм эротической скульптуры в индийской культуре

Считается, что эротические скульптуры в чувственных позах — это способ придать большее значение благополучию и любви к жизни. В средневековье существовало общее убеждение, что эротические скульптуры или арранкары и декоративные мотивы выступают в качестве защитного оберега. Это понятие основано на авторитетных религиозных текстах, таких как Шильпашастры и Брихат Самхита. Согласно Брихат Самхите, митхуны, гоблины, лианы и эротические скульптуры должны были быть вырезаны на двери храма, чтобы принести удачу. Это было связано с идеей правильного воспитания молодых мальчиков в эпоху средневековья, практикующих «брахмачарья», согласно которому они должны были жить в скитах, до достижения половой зрелости. Эти скульптуры, как говорят историки, были сделаны, чтобы подготовить их к мирским желаниям и узнать больше о физической близости.

Храм Любви в Индии – эротическая скульптура
Фото: источник

По оценкам археологов и экспертов, сексуальным мотивам посвящено около 10% всех лепных произведений искусства Индии. Некоторые ученые предполагают, что это в первую очередь тантрические сексуальные практики. Другие ученые считают, что эротическое искусство являются частью индуистской традиции освещать неотъемлемые и надлежащие части человеческой жизни. Джеймс МакКонначи, в своей истории Камасутры, описывает сексуальные тематические скульптуры Кхаджурахо как «апогей эротического искусства» Индии.

Лепное искусство Индии шокирует и удивляет многих европейцев, которые могут счесть столь откровенные изображения неприемлемыми для украшения священных мест – храмов. На самом деле, для индийцев физические формы любви никогда не считались чем-то постыдным, а напротив, веками воспевались как наивысшее проявление любви и гармонии. Именно посетив Храм Любви, можно как нельзя лучше оценить ошеломляющую разницу культур и традиций двух великих цивилизаций.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696