(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Храм Святого Семейства или торжество неоготической лепнины Антонио Гауди

Храм Святого Семейства или торжество неоготической лепнины Антонио Гауди

Саграда-Фамилия или Храм Святого Семейства — большая римско-католическая церковь в Барселоне, спроектированная каталонским архитектором Антонио Гауди (1852-1926). Работа Гауди над зданием является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в ноябре 2010 года Папа Бенедикт XVI освятил и провозгласил его Малой папской базиликой.

Строительство Саграда-Фамилии началось в 1882 году по проекту архитектора Франсиско Паула де Виллара и велось до 1883 года, когда руководить проектом начал Гауди, а Франциско подал в отставку. Архитектор по собственному желанию покинул пост, и все бразды правления перешли Гауди. Взяв на себя проект, Гауди преобразовал его своим архитектурным и инженерным стилем, сочетая готическую основу строения и криволинейные формы в стиле модерн. Свои последние годы Гауди посвятил этому проекту, однако к моменту его смерти в 1926 году было завершено менее четверти здания.

Возведение храма стало самым знаменитым в мире долгостроем, поскольку оно производится только на частные пожертвования, и было прервано гражданской войной в Испании. Возобновить строительные работы удалось только в 1950-х годах, и лишь в 2010 году храм был полностью готов для проведения служб внутри здания и для посещения прихожанами.

За время своего возведения храм несколько раз находился под угрозой уничтожения. В последний раз это произошло в 2007 году, когда был предложен сложнейший инновационный проект о строительстве подземного тоннеля высокоскоростного железнодорожного сообщения Испании со Швейцарией. Согласно плану инженеров и строителей тоннель должен был проходить непосредственно под церковью, что могло привести к разрушению основы строения.

Сложная долгая история собора и его особенный, несравнимый ни с чем дизайн, богато украшенный неоготической лепниной, делает этот памятник архитектуры совершенно уникальным. Описывая Саграда-Фамилию, знаменитый арт-критик Райнер Зербст сказал: «Вероятно, невозможно найти здание церкви, подобное этому во всей истории искусства», а Пол Голдбергер описывает храм как «Самую экстраординарную личную интерпретацию готической архитектуры со времен Средневековья».

Стиль и экстерьер храма

Относительно архитектурного стиля собора, искусствоведы до сих пор ведут оживленные споры. Одновременно архитектурный ансамбль можно отнести к позднему готическому стилю, каталонскому модернизму и модерну.

Храм Святого Семейства или торжество неоготической лепнины Антонио Гауди
Фото: источник

Изначально проект Гауди предполагал установку в общей сложности восемнадцати шпилей, представляющих в восходящем порядке Двенадцать Апостолов, Деву Марию, четырех евангелистов и, самого высокого из всех, Иисуса Христа. Восемь шпилей были построены по состоянию на 2010 год, что соответствует четырем апостолам на фасаде Рождества и четырем апостолам на фасаде Страсти. Согласно «Проектному отчету» 2005 года на официальном веб-сайте представлен проект и чертежи, подписанные Гауди и недавно найденные в Муниципальных архивах, которые указывают на то, что шпиль Богородицы задуман Гауди короче, шпилей евангелистов.

Шпили евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: крылатого быка (святого Луки), крылатого человека (святого Матфея), орла (Святого Иоанна) и крылатого льва (Святого Марка). Центральный шпиль Иисуса Христа должен быть увенчан гигантским крестом. Его общая высота (170 метров) будет на один метр меньше, высоты холма Монжуик в Барселоне, поскольку Гауди считал, что его создание не должно превзойти Божье. Нижние шпили храма украшаются лепными элементами — пучками пшеницы и чаш с гроздьями винограда, представляющими Евхаристию.

В итоговом результате церковь будет иметь три грандиозных фасада — фасад Рождества, обращенный на восток, фасад Страсти на запад и фасад Славы на юг. Последний еще предстоит завершить.

Фасад Рождества

Фасад Рождества был построен до того, как работы по строительству были прерваны в 1935 году и создавался под наибольшим личным контролем Антонио Гауди. Посвященный рождению Иисуса, он украшен великолепными лепными сценами из библии.

Саграда Фамилиа: Фасад Рождества
Фото: источник

Характерный натуралистический стиль самого Гауди, способствовал тому, что скульптуры богато оформлены и украшены сценами и изображениями природы, каждая из которых символична и имеет глубокий скрытый смысл. Например, три портика разделены двумя большими колоннами, в основании каждой из которых лежит черепаха или сразу несколько скульптур черепах (одна, чтобы представлять землю, а другая — море, ведь обе эти стихии считаются символом времени). По обе стороны фасада расположены реалистичные статуи хамелеонов, которые символизируют изменения.

Фасад стоит перед восходящим солнцем на северо-восток, и выступает главным символом рождения Христа. Он разделен на три портика, каждый из которых представляет собой богословскую добродетель — Надежда, Вера и Милосердие. Изысканное лепное древо жизни поднимается над дверью Иисуса в портике милосердия. Четыре башни завершают фасад и посвящены каждому святому (Матфей Апостол, Святой Варнава, Иудейский апостол и Симон Зилот).

Изначально Гауди предполагал, что фасад здания будет полихромным, так как каждый найденный в архивах проект будущего храма был изображен в широком цветовом спектре. Скульптор хотел, чтобы каждая статуя и фигура были ярко и эстетично расписаны. Таким образом, фигуры людей должны были выглядеть столь же живыми, как фигуры растений и животных.

Гауди выбрал именно этот фасад, чтобы воплотить структуру и украшение всей церкви. Он прекрасно понимал, что не успеет закончить работу над созданием храма, и что ему нужно будет оставить художественный и архитектурный пример для других. Он также предпочел, чтобы этот фасад стал первым и именно с него начиналось строительство. По его мнению, фасад Рождества должен был стать самым привлекательным и доступным для общественности.

Некоторые оригинальные авторские статуи со временем были разрушены в 1936 году, а затем восстановлены скульптором Сото.

Фасад Страсти

Фасад Страсти был построен в соответствии с дизайном, который Гауди создал в 1917 году. Его строительство началось в 1954 году, а башни, возвышающиеся над эллиптическим куполом, были построены только в 1976 году. Этот декоративный лепной фасад особенно поражает своими изможденными и измученными персонажами Библейской истории. Наибольшее впечатление на смотрителей производят гипсовые скульптуры Христа, которого бичевали у столба и Христа, распятого на кресте. Эти устрашающие и противоречивые проекты были доверены скульптору Хосепа Марии Судир Ахсу.

Храм Святого Семейства: Фасад Страсти, Гауди
Фото: источник

В отличие от роскошного, богато эстетически украшенного Рождественского Фасада, Фасад Страсти строгий, простой и лаконичный, высеченный суровыми прямыми линиями, похожими на кости скелета. Посвященный мучениям Христа, экстерьер изображает страдания Иисуса во время его распятия. Строительство фасада преследовало одну-единственную цель — изобразить грехи человека.

По мнению автора, каждый элемент фасада страсти должен был иметь жесткую, угловатую форму, чтобы вызвать максимально драматический эффект. По задумке же великого Гауди, фасад предназначался для того, чтобы наводить страх и ужас на зрителя. Это позволяет еще более осознанно понять и принять жертву Христа.

Фасад Славы

Фасад «Славы», строительство которого началось в 2002 году, станет самым крупным и самым монументальным из трех и будет представлять собой вознесение к Богу. Он также будет декорирован различными лепными сценами, такими как «Ад» и «Чистилище». Экстерьерная картина будет включать в себя и такие элементы, как «Семь смертных грехов» и «Семь небесных добродетелей».

Это будет главный фасад, обеспечивающий доступ к центральному нефу. Посвященный Небесной Славе Иисуса, он представляет путь к Богу: Смерть, Окончательное Суждение и Слава, в то время как Ад оставлен для тех, кто отклоняется от Божьей воли. Понимая, что не сможет увидеть свое творение при жизни, Гауди создал уникально точный проект, оригинальные фрагменты которого и стали основой для разработки дизайна фасада.

Завершение этого фасада потребует сноса полного блока со зданиями через Каррер де Майорка. Чтобы добраться до Славы Портико, большая лестница будет проходить над подземным переходом, построенным над Каррер-де-Майоркой, с изображением ада и порока.

Фасад Славы будет украшен великолепными лепными демонами, идолами, ложными богами, изображающими ересь и расколы. Также будут изображены чистилища и смерть, а в последнюю очередь автор планировал расположение здесь гробниц великих деятелей и знаменитых личностей. Портик будет иметь семь больших колонок, посвященных духовным дарам. В основе столбцов будут представлены «Семь смертных грехов», а в верхней части — «Семь небесных добродетелей».

Сегодня Храм Святого Семейства — величайшее произведение лепного искусства, что ежедневно привлекает и объединяет туристов и паломников со всего мира.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696