(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Зимний дворец – «столица» мирового лепного искусства

Зимний дворец – «столица» мирового лепного искусства

Лепной декор украшает тысячи дворцов, замков и резиденций по всему миру, однако едва ли можно найти столь же богатый великолепной лепниной пример архитектурного искусства как знаменитый Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Этот уникальный дворцовый комплекс, признанный шедевром мировой архитектуры, был построен великим архитектором Ф.Б. Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1754-1762 гг. Дворец является ярчайшим примером изысканного стиля барокко, который, как известно, особенное внимание уделяет интерьерным деталям.

Говоря об архитектуре и убранстве Зимнего дворца, первое, что следует отметить – невероятную роскошь и богатство интерьеров и экстерьерной отделки. Один из главных секретов столь поразительного эффекта — использование великолепной гипсовой лепнины ручной работы, которая украшает стены и потолки, двери и мебель, колонны и пилястры. Кажется все убранство дворца пронизано тончайшим кружевом лепного декора, который демонстрирует всевозможные интерьерные стили и техники росписи. В результате столь оригинального подхода к убранству залов, Зимний дворец считается одним из величайших шедевров мировой архитектуры и ежегодно привлекает к берегам Невы миллионы ценителей искусства.

Лепные интерьеры Зимнего дворца – роскошь и величие русского барокко

Особенность и уникальность Зимнего дворца заключаются в том, что каждый зал имеет неповторимое убранство, приуроченное к событию или конкретной личности царственной особы. Таким образом, несмотря на огромную площадь дворцового комплекса, в нем нельзя встретить два похожих зала. Каждое помещение уникально и выполнено по проектам величайших архитекторов и художников того времени.

Если говорить о лепном декоре, отдельного рассмотрения заслуживают залы, в которых этот элемент оформления выступает главным акцентом и центральной интерьерной темой.

Иорданская галерея и парадная лестница

Первое, что погружает гостя Зимнего дворца в восторженный трепет – великолепная парадная лестница, ставшая визитной карточкой архитектурного комплекса. Входную галерею и саму лестницу часто называют еще Иорданскими, поскольку по этому маршруту на празднование Крещения Господня крестный ход шел к Неве.

Зимний дворец – «столица» мирового лепного искусства
Фото: источник

Сама Иорданская галерея украшена довольно лаконично и поражает гостя в первую очередь огромным количеством белоснежных колонн и пилястров, декорированных классической лепной эстетикой. Все богатство, роскошь и фантастическая интерьерная красота сконцентрированы в убранстве уникальной парадной лестницы. Эта композиция представляет собой широкий мраморный марш, который расходясь в две стороны, ведет гостя к просторной площадке, увенчанной чередой колонн из благородного серого мрамора. Сама лестница, ее перила, арочные своды над ней и стены галереи богато украшены сложным кружевом ручной лепнины.

Интересный ход художника заключался в том, что часть лепнины сохранила свой естественный белоснежный цвет, в то время как лепной декор украшающий стены, пилястры и окна покрыт изысканной позолотой. Именно этот архитектурный ход во многом определяет общее впечатление от лестничного ансамбля, который увидев раз, невозможно забыть никогда в жизни. Чувство пространства и простора создается не только за счет огромной площади помещения, но и посредством яркого освещения и множества богато декорированных окон, наполняющих зал естественным солнечным светом. Различные элементы лестницы украшают мраморные статуи, многие из которых были привезены в Санкт-Петербург из Италии еще во времена Петра I.

Золотая лепнина, играющая богатством красок – визитная карточка парадной лестницы Зимнего дворца, которая в свою очередь стала лицом всего дворцового комплекса.

Павильонный зал

С точки зрения лепного декора, Павильонный зал Зимнего дворца, — величайшее творение архитектурного и лепного искусства. Создан этот шедевр был в середине ХIХ в. зодчим А.И. Штакеншнейдером, которому пришла в голову великолепная идея в одном интерьере совместить декоративные мотивы и традиции античности, Ренессанса и Востока.

Уникальность Павильонного зала заключается в том, что величественная белоснежная мраморная колоннада и каменные фонтаны, передающие дух античности, здесь гармонично сочетаются с тончайшей золотой паутиной лепного кружева в восточном стиле. Невероятно изысканная и тонкая ручная лепка украшает при этом арочные своды, также характерные для интерьеров восточных стран. Что же касается упомянутого выше Ренессанса, его художник воплотил в объемных золотых люстрах, декорированных сотнями свечей и килограммами кристально чистого хрусталя.

Зимний дворец – «столица» мирового лепного искусства
Фото: источник

Кроме тонкой абстрактной лепной росписи, в зале также представлен настенный лепной декор, в виде объемных барельефов античной тематики. По всему периметру зала протянулся мраморный балкон с золотым парапетом, который позволяет созерцать красоту столь необычного интерьера с высоты. Сегодня в этом великолепном помещении экспонируются золотые часы «Павлин», которые были приобретены еще Екатериной II.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XV вв.

Первый зал Невской анфилады, который был построен по проекту А.И. Штакеншнейдера, сегодня используется для экспозиции итальянского искусства. Особенность интерьерного оформления этого зала заключается в сочетании золотой лепнины, ручной росписи и натуральной древесины благородных пород. Очень необычными элементами убранства выступают позолоченные лепные пилястры, доходящие лишь до половины стены. Оригинальность и уникальность их состоит в переплетении золота лепки и яркой ручной росписи.

Кроме того, каждый, кто хоть раз посещал этот зал, навсегда запомнил уникальные двухстворчатые двери из натуральной древесины, украшенные золотой лепниной. Над дверьми же располагается композиция из золотого кружева лепки, белоснежного гипсового барельефа и цветной фрески. Венцом творческой задумки автора стал великолепный позолоченный лепной потолок, выполненный по секторальной технике и также украшенный фресками, божественных мотивов.

Александровский зал

На фоне роскошного золотого убранства Зимнего дворца, особенно необычно смотрится декор Александровского зала, построенного по проекту А.П. Брюллова. Здесь автор отошел от характерного для дворцового комплекса стиля барокко и рискнул воплотить стилистическую вариацию сочетания готики и классицизма. Отказавшись от позолоты и отдав центральное интерьерное значение белоснежной гипсовой лепнине, автору удалось создать светлый и торжественный декоративный рисунок, приуроченный к Отечественной войне 1812 года, а также успехам в заграничных походах 1813-1814 гг.

Военная тема в интерьере Александровского зала раскрывается через 24 уникальных лепных медальона с аллегорическими изображениями наиболее значимых военных событий, расположенных во фризе. В люнете торцевой стены локализован интерьерный центр композиции – барельеф императора Александра I в образе древнеславянского божества Родомысла.

Сегодня в Александровском зале выставляется коллекция художественного европейского серебра.

Белый зал

Еще один шедевр пластического декора руки А.П. Брюллова – великолепный Белый зал, расположенный в юго-западной части Зимнего дворца. Создание этих апартаментов было приурочено к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году. Торжественность Белого зала создана полностью за счет белоснежной гипсовой лепнины, украшающей стены и потолок, и изображающей классические древнеримские сюжеты и божества.

Арочные своды потолка Белого зала богато декорированы абстрактной лепниной, состоящей из мельчайших деталей, в то время как настенный декор существенно укрупнен и изображает в основном фигуры богов и людей. Также нельзя не отметить обилие гипсовых и мраморных колонн и пилястров, торжественный и величественный эффект.

Будуар и апартаменты императрицы Марии Александровны

Если опросить туристов, посетивших Зимний дворец с экскурсией, большинство из них в качестве самого сильного впечатления, называют знаменитую Золотую гостиную императрицы Марии Александровны, которая является воплощением роскоши и богатства императорской семьи. Стены, двери, арочные своды и потолки – все это декорировано золоченым узором растительного мотива. Великолепный потолок украшен золоченым лепным орнаментом и имеет очень сложную художественную картину.

Столь богатый и уникальный в своем роде интерьер был создан архитектором А.П. Брюлловым и представлял собой парадную гостиную апартаментов императрицы Марии Александровны – жены императора Александра II. Зная страсть императрицы к роскошным изысканным интерьерам, в 1853 году, ее супругом был приглашен знаменитый архитектор Г.А. Боссе, который создал для Марии Александровны великолепный Будуар в стиле «второго рококо». Яркое сочетание шелковой ткани с металлической нитью, сложного тонкого орнамента позолоченной лепнины и оригинально декорированных зеркал создают ощущение эффектного и эксцентричного интерьерного рисунка будуара.

Зимний дворец – «столица» мирового лепного искусства
Фото: источник

Петровский (Малый тронный) зал

Зал создан в честь великого Петра I в 1833 году по эскизам знаменитого О. Монферрана. Говоря о лепных элементах данного помещения, нельзя не упомянуть великолепный вензель императора, который представляет собой две латинские буквы «Р», а также двуглавые орлы и короны. Все это выполнено в лучших традиция пластического декора и украшено золотом высшей пробы.

Также оригинальными элементами интерьера Петровского зала выступают круглые колонны и прямоугольные пилястры, имеющие золотые горизонтальные полосы. В центре зала создана ниша для трона, в которой расположена картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». Потолочный лепной декор зала представлен не только многочисленными гербами и вензелями, но и барельефами, изображающими успехи Петра I в сражениях Северной войны.

Гербовый зал

Назначение данного помещения – проведение торжественных приемов. Создан зал архитектором В.П. Стасовым в конце 1830-ых годов. Свое название зал получил благодаря гипсовым скульптурным группам древнерусских воинов со знаменами, на которых в императорские времена закреплялись щитки с гербами различных российских губерний.

Еще одна ключевая декоративная деталь зала – стройная ровная колоннада, сочетающая классические цвета белоснежного гипса и позолоты. Лепные позолоченные гербы России, украшают также торжественные двустворчатые двери Гербового зала.

Даже при огромном желании невозможно описать все лепные элементы роскошных залов Зимнего дворца, каждый из которых создавался под чутким контролем великого архитектора. Именно лепному декору во многом дворцовый комплекс обязан своей безукоризненной эстетикой и красотой, а также роскошным архитектурным ансамблем. Отдельной статьи заслуживает экстерьерное лепное декорирование Эрмитажа, ведь здесь пластический декор также играет ключевую роль. Сложно найти в мире хоть одного человека, которого роскошные интерьеры Зимнего дворца оставят равнодушным и лепной декор играет в этом не последнюю роль.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696