(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Значение гипсовой лепки и отливки в мировой истории и художественном искусстве

Значение гипсовой лепки и отливки в мировой истории и художественном искусстве

Чаще всего, когда речь идет о гипсовой лепнине мы представляем себе изящные орнаменты, объемные лепные элементы настенного декора и великолепную богатую позолоту дворцовой лепнины. Все это имеет прекрасные эстетические свойства и на первый взгляд выполняет исключительно декоративную функцию. На самом же деле гипсовые отливки, слепки и техники литья сыграли важнейшую роль в развитии науки, в изучении истории, художественного мастерства, а также позволили сохранить до наших дней шедевры мирового искусства. Мало кто знает об этой важной функции гипса, который стал настоящим спасителем древности и позволил развиваться всей художественной сфере.

Краткая история гипсового литья

Впервые техника гипсового литья была применена в древнем Египте. Именно здесь упоминаются несколько видов гипсовых составов, которые были найдены в мастерской в ​​королевском дворце в Амарне. В Египте, как позже и в Греции, и в Древнем Риме, гипсовые слепки служили главным образом помощниками в сохранении художественной практики и культурного наследия. Уже в те времена современники стремились сохранить шедевры искусства великих скульпторов и художников, и в качестве материала, позволяющего это сделать, был выбран именно гипс. Это можно объяснить его пластичностью, податливостью и одновременно прочностью. Гипсовые составы облегчали копирование статуй и рельефов — именно благодаря им были созданы практически идентичные бронзовые шлемы из Махдии и в музее Гетти.

Гипсовые слепки и отливки также играли важную роль в качестве моделей для миниатюрного искусства, поскольку их можно было легко переносить на большие расстояния в силу малого веса. В качестве примеров можно упомянуть гипсовые слепки металлических изделий (вероятно, александрийского происхождения), которые были найдены в Беграме в Афганистане, и слепки греческих шедевров, найденных в Байае под Неаполем.

Гипсовые слепки живых людей, а также гипсовые или восковые формы лиц умерших, — изобретение, которое поистине изменило художественное искусство и послужило основой развития портретного направления. Даже если они не использовались в качестве моделей для создания портретов из бронзы, камня или другого материала, к ним прикасались художники, которые тактильным методом могли воссоздать пропорции лица человека и добиться невероятной реалистичности.

После окончания периода античности, гипсовые слепки снова приобрели особенное значение в эпоху Ренессанса. Как и в древности, они использовались в качестве наглядных пособий и предметов для изучения, а иногда и в виде образцов для копий. Начиная с пятнадцатого и вплоть до девятнадцатого века, слепки древней скульптуры выступали необходимым атрибутом в мастерских знаменитых скульпторов и художников. Некоторые из этих художников, например, Рафаэль Менгс, в восемнадцатом веке создали целые музеи гипсовых слепков. Коллекция Мэнса, в которой было более 800 предметов, была приобретена королем Саксонии и превращена в общественный музей в Дрездене.

Самые прославленные в мире академии искусств, которые были созданы в XVI-XVIII вв., специально изготавливали для своих учеников отливки (в основном, древней скульптуры), что стало традиционной частью художественного образования и дошло до наших дней. Гипсовые слепки, как экспонаты частных музеев, встречаются уже в первой половине шестнадцатого века. Самыми ранними сохранившимися примерами являются слепки мужских и женских голов в обширной коллекции юриста Марко Бенавидеса. Эти переработанные и окрашенные головы являются точными копиями древних оригиналов.

Значение гипсовой лепки и отливки в мировой истории и художественном искусстве
Фото: источник

В 1540 году художник и архитектор Франческо Приматиччо был приглашен французским королем Франциском I для изготовления гипсовых отливок знаменитых статуй в Риме, особенно в Бельведере в Ватикане. Эти слепки служили образцами для бронзовых копий, которые в дальнейшем были отлиты во Франции и служили для украшения королевского дворца. Четыре таких бронзовых экземпляра из семнадцатого века можно увидеть сегодня перед библиотекой Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, недалеко от Лос-Анджелеса. Столетием позже, в 1650 году, еще один великий художник Веласкес получил от другого короля Филиппа IV из Испании комиссию за изготовление слепков древних статуй в Риме. И снова они изготавливались чтобы украсить королевский дворец.

В 1665 году Лоренцо Бернини, который был уже очень знаменит, приехал в Париж, чтобы сделать портрет короля. По этому случаю он посетил Королевскую академию искусств и с энтузиазмом смотрел на работы членов академии. Тогда Бернини настоял на создании в академии коллекции гипсовых отливок известных старинных статуй, бюстов и рельефов. Великий мастер считал, что посредством рисования классических моделей студенты приходят к пониманию красоты и натуральности. Как ни странно, Бернини полагал, что «природа почти всегда слабый и уродливый помощник и если бы художник только следовал за природой, он никогда бы не смог создать что-то по-настоящему прекрасное». То, что имел в виду Бернини, иллюстрирует картина, сделанная в 1827 году датским художником Вильгельмом Бендсом. Скульптор работает после живой модели, но в то же время он исправляет свою модель, глядя на слепки древних статуй.

Следует сказать, что Бернини в своей высокой оценке значения гипсовых слепков и отливок, был не одинок. Французский скульптор Этьен Фальконе (1716-1791) был убежден, что литье позволяет распознать эстетические качества статуи даже более четко, чем сам оригинал. Мастер считал, что белая гипсовая отливка, осматриваемая при равномерном освещении, облегчает оценку чистой формы, что очень важно как для скульптора, так и для художника.

Гипсовые слепки направляют внимание зрителя на чистую, пластичную форму, что до сегодняшнего дня остается одним из преимуществ данной техники копирования шедевров художественного искусства. По этой же причине они особенно ценились в эпоху барокко и неоклассицизма. Отличительные характеристики искусства обеих эпох можно лучше всего продемонстрировать с помощью следующих особенностей, заметных на гипсовых слепках — патетический жест характерный для барокко и резкий линейный контур, который был привилегирован в неоклассицизме.

После того как древняя скульптура стала объектом исторического исследования, коллекции гипсовых слепков получили новую функцию. Вместо того чтобы в основном собирать формальные модели, теперь они стали музейными экспонатами, которые были предназначены для демонстрации истории скульптуры с минимальными пробелами. Прообразом первой музейной коллекции гипсовых слепков в девятнадцатом веке стал Музей Наполеона в Париже. В нем собраны оригинальные произведения преимущественно римских статуй, которые в начале XIX века были отмечены экспертами как шедевры, и люди смогли оценить их, прежде всего благодаря гипсовым слепкам. Во многом благодаря коммерческой деятельности Музея Наполеона, который изготавливал гипсовые копии статуй на заказ, гипсовая лепнина и статуя украшала в девятнадцатом веке не только аристократические резиденции, но и дома граждан среднего класса.

Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что во многом именно гипсовые слепки позволили нам осознать все величие античной и древнеримской скульптуры и других произведений искусства древности. В отличие от фотографии и любой другой методики копирования, гипсовая отливка позволяет сохранить не только форму и мельчайшую детализованность скульптуры или барельефа, но и в точности передать размерные характеристики предметов искусства разных стран и континентов. Сегодня искусствоведы всего мира считают, что именно гипсовые слепки и отливки способствовали развитию метода стилистической критики.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

ГессоСтар - студия лепного декора в Москве, декоративная гипсовая лепнина в интерьере на заказ!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696