(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Удивительная экспозиция гипса в музее исламского искусства в Германии

Удивительная экспозиция гипса в музее исламского искусства в Германии

Музей исламского искусства в Германии был основан в 1904 г., став частью Пергамского музея. За более чем 100 лет его сотрудниками было собрано около 100 тыс. ценных произведений, образцов ремесел, предметов материальной культуры. 

Благодаря бережному отношению к экспонатам и грамотной работе реставраторов большинство образцов сохранились в отличном виде, и ими может полюбоваться каждый любитель истории. На сегодняшний день это одна из важнейших коллекций исламского искусства в мире, хранящая произведения искусства Ирана, Египта, Ближнего Востока.

Посещая любой музей, туристы ожидают увидеть классические экспозиции с различными предметами. Такие выставки есть и здесь, но основные достопримечательности довольно необычны. Например, в этом музее можно увидеть монументальный фасад Мшатта — дворца Омейядов (Иордания), построенный в середине VIII века, комнату Алеппо и уникальный купол из Альгамбры в Гранаде.

Коллекция музея включает в себя предметы исламского искусства, созданные в период с VII по XIX века, а также древние южноаравийские и древнеперсидские артефакты. 

История музея

Немецкий музей исламского искусства был создан по инициативе искусствоведа и музейного эксперта Вильгельма фон Боде, включившего исламский филиал в Музей кайзера Фридриха.

Цель открытия подобной экспозиции была образовательной. В то время многие считали, что исламское искусство было лишь шаблоном для немецкого прикладного искусства — Боде, представив богатейшие с художественной точки зрения образцы, разбил эти стереотипы.

Официальной причиной основания исламской экспозиции стал ценный подарок турецкого султана германскому императору. Посланник привез с собой обнаруженный в Сирии монументальный фасад дворца Мшатта. Сегодня музей имеет одну из самых важных коллекций в мире научных исследований и консерваций в этой области. 

Сначала исламский отдел рос в основном за счет частных пожертвований. Затем началась научная работа, значительно пополнившая коллекции — по поручению музея была проведена серия археологических раскопок. 

Благодаря этому здесь появились шедевральные, неповторимые по красоте и мастерству экспонаты из дворцов Аббасидов в Самарре (Ирак), большие молитвенные ниши из Кашана (Иран), Коньи (Турция), Дамаска. 

Есть в музее экспозиция с менее громоздкими предметами, созданными исламскими мастерами по уникальным техникам — это керамическая посуда, изделия из слоновой кости, металла и гипса, настенные панно и плитка.

Выставка свидетельствует о высоком эстетическом и техническом уровне мастеров. Старинные искусные работы буквально завораживают богатством цветов, форм и узоров. 

Настенные покрытия дворца-города Самарра — шедевр резьбы по гипсу

Одно из самых ярких произведений искусства, представленных в исламском музее, — гипсовые настенные покрытия стен дворцов и частных домов в Самарре. 

Настенные покрытия дворца-города Самарра — шедевр резьбы по гипсу

Фото: источник

С 749 по 1258 гг. над исламской империей, простиравшейся от Северной Африки до западной части Центральной Азии, правила вторая великая династия Аббасидов. С основанием столицы Багдада в 762 году Ирак превратился в центр торговли. Здесь также процветали культура и наука. В этот же период (833-842 гг.) к северу от Багдада был основан город Самарра, ставший второй столицей халифата. 

Самарра имела протяженность 50 км, представляя собой богатый гигантский городской комплекс. Вдоль реки Тибр застраивались шикарные дворцовые комплексы и монументальные здания. И дворцы, и дома облицовывались узорчатыми лепными панелями и фризами, украшенными растительными и геометрическими элементами, выполненными в так называемой самаррской технике косого среза.

Многие гипсовые панели внешне похожи на резное дерево или мрамор. Но при ближайшем рассмотрении понятно, что именно эти настенные покрытия сделаны из гипса. На некоторых панелях сохранились остатки краски, это говорит о том, что лепнина была цветной. 

Удивительно красивая, шедеврально точная работа самаррских мастеров свидетельствует об изысканном вкусе и высокой степени развития искусства в этой стране.

Самарра была заброшена через 60 лет после своего основания — правители вернулись в Багдад. Возможно, именно благодаря этому факту до нас дошли прекрасные образцы исламского гипсового искусства, выполненные в самый расцвет этого города.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96