(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

3D технологии проливают свет на историю гипсовых барельефов

3D технологии проливают свет на историю гипсовых барельефов

Ученых-искусствоведов давно интересует вопрос происхождения многочисленных копий скульптурных барельефов. Обнаружить авторскую работу и отделить ее от скопированных слепков помогут современные технологии.

С помощью 3D-сканирования и оцифровки трехмерных изображений ученые изучили разные вариации барельефов, изображающих Мадонну с младенцем. Считается, что все эти работы были созданы в XV веке, а затем неоднократно копировались. Современные методы помогли найти оригиналы и выстроить копии по порядку их создания.

Как 3D-сканирование помогло найти оригиналы

В XV веке мастера уже могли копировать свои и чужие работы. По оригиналу делали формы, на которых серийно отливали гипсовые рельефы. Непорядочные мастера нередко выдавали их за авторские работы Донателло, Сеттиньяно, Росселлино.

Но изготовить точную гипсовую копию гипсовой скульптуры тогда было сложно. Формы после многократного литья реплик теряли точность, получали повреждения, поэтому на скопированных барельефах появлялись трещины, исчезали мелкие элементы, работа казалась грубой. Иногда мастера до застывания гипса добавляли детали и украшения. Проанализировать все эти изменения и найти источник шедевров помогли современные технологии.

Ученые использовали системы 3D-сканирования AICON и SmartScan. Были взяты шедевры, разные варианты которых хранятся в музеях. Работы просветили под углами 10°, 20°, 30°, данные оцифровали и проанализировали различия. Исследователи обращали внимание на детализацию, тонкость работы, различные изъяны на материале. Результаты исследований были отражены в научной статье, опубликованной в журнале «Techne».

Как 3D-сканирование помогло найти оригиналы

Барельеф «Рождество»

Первым был исследованы барельеф «Рождество», на котором изображены Богородица с младенцем, Святой Иосиф, вол и осел. Существует множество копий этой композиции, выполненных скульптором Донателло его последователями. Ученые просветили барельеф из музея Бардини во Флоренции и еще три гипсовых работы – из другого флорентийского музея, Лувра, коллекции Музея изящных искусств Лиона.

Первоисточником «Рождества» был признан образец из терракоты XV века Донателло, хранящийся в музее Бардини. Остальные варианты оказались репликами или более поздними работами, выполненными по мотивам оригинала. В произведении из терракоты детально прорисованы цветочный венок на лбу вола, грива осла, покрывало на голове Богородицы, лица святых и младенца. Остальные варианты более грубые, имеют лишние элементы или слабее детализированы.

Ученые изучили барельефы «Мадонна с младенцем» – у этого произведения есть более 20 копий, поэтому исследователям пришлось потрудиться. Исследование подтвердило, что самое старое произведение, выполненное скульптором Бардини, находится в Галерее Сабауда в Турине.

Первой с него была скопирована Мадонна, хранящаяся в Лувре. Это наиболее точное и детализированное изображение. Авторство копии приписывают Дезидерио. Произведения, хранящиеся в музеях Лиона и Флоренции – более поздние реплики одного автора, работавшего с разными формами. Возможно, это единый крупный заказ. На такую мысль наталкивают минимальные отличия между двумя работами. На остальных исследованных произведениях детали отпечатка кажутся более уплощенными и менее резкими, поэтому они сделаны позже.

Происхождение скульптур оценят компьютерные технологии

Мадонна с канделябрами

Самая большая работа была проведена по изучению оригинала рельефа Мадонны с канделябрами – одного из самых популярных произведений, насчитывающих более 80 известных вариантов. Некоторые ученые утверждают, что первоисточником композиции был утерянный или разрушенный мрамор. Другие предполагают, что оригинален терракотовый рельеф, который сейчас находится в лондонском Музее Виктории и Альберта.

При проведении 3D-исследований и оцифровке произведений ученые обнаружили различия в изображении головы Богородицы на разных барельефах. Отличались форма носа, волос, верхней части покрывала, были работы с повязкой на лбу и без нее. На лице младенца Христа отличались форма носа, рта, детали вьющихся волос. Не совпадали форма и оформление нимба. На некоторых рельефах были найдены деформации, возникшие при извлечении гипса из формы. Сильнее всего это заметно на Мадоннах, находящихся во французских коллекциях замка Экуан и музея Страсбурга.

Исследование показало, что терракотовая работа, находящиеся в музее Виктория Альберта – самая первая. Не исключено, что она была сделана по мотивам утерянного произведения. С терракоты лепили гипсовые барельефы, хранящиеся в музее Барджелло по Флоренции и в Лувре. Все остальные варианты – более поздние копии с копий.

Происхождение скульптур оценят компьютерные технологии

С помощью 3D-методик и цифровых приложений планируется проверить и другие гипсовые работы, имеющие множество копий. Компьютерные технологии способны оценить произведение лучше опытного историка и искусствоведа. Планируется создание транснациональных проектов с участием самых крупных музеев. Единая база поможет музейным работникам, ученым, антикварам и реставраторам лучше понять, с какой работой они имеют дело.

3D-исследования со сканированием и с последующей оцифровкой расставят артефакты по ценности, выявят подделки, сгруппируют произведения, которые, возможно, принадлежали одному автору и были частью единого архитектурного ансамбля. Ознакомиться с историей экспонатов будет интересно и посетителям музеев, которые узнают о них новые факты.

источник изображений


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96