Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже – жемчужина французской архитектуры
Кафедральный собор Бурже — это римско-католическая церковь, расположенная в городе Бурже (Франция). Он посвящен святому Стефану и является резиденцией архиепископа Бурже. Сегодня этот собор признан частью всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря смелой архитектуре, великолепной лепнине и резьбе по камню и дереву.
Собор Святого Этьена стал уникальным для своего времени по архитектуре и дизайну. Архитектурный стиль, выбранный неизвестным мастером-строителем, основан на плане без трансепта и пластических эффектов, что характерно для современных зданий, но не для средневековья. Еще одна уникальная особенность храма — собор все еще окружен фахверковыми домами средневекового города. Это позволяет каждому посетителю окунуться во времена строительства этого монументального храма и как нельзя лучше прочувствовать дух эпохи.
История создания собора Сент-Этьен в Бурже
Ученые убеждены, что участок, занятый нынешним собором, когда-то был северо-восточным углом древнейшего галло-римского города-крепости. Также историки уверяют, что кафедральный собор построен на месте расположения главной церкви города, по крайней мере, со времен Каролингов и, вероятно, с момента основания епископства в III веке.
Настоящий собор был построен в качестве замены строения 11 века, следы которого сохранились в склепе храма и дошли до наших дней. Дата начала строительства неизвестна, хотя документ об учете расходов на реконструкцию в 1195 году свидетельствует о том, что к этой дате строительные работы уже активно ведутся и финансируются. Тот факт, что восточное крыло храма выступает за пределы галло-римских стен и что королевское разрешение на разрушение этих стен было предоставлено только в 1183-м году, говорит, что основная часть работ не могла начаться до этой даты. Таким образом, основная фаза строительства примерно совпадает с возведением Шартрского собора (начало 1194 года), расположенного примерно в 200 километрах к северо-западу. Как и в большинстве ранних готических соборов, личность архитектора или мастера-масона до сих пор неизвестна.
Доподлинно известно, что хор был завершен к 1214 году, а работы над созданием нефа продолжались до 1255 года. Здание было окончательно освящено в 1324 году. Большая часть западного фасада была закончена к 1270 году, хотя работа над башнями продолжалась медленнее, отчасти из-за неблагоприятного скального грунта под участком строительства. В результате работы над башнями затянулись более чем на 200 лет. Северная башня была завершена в конце 15 века, но рухнула в 1506 году, уничтожив северную часть фасада храма. Позже северная башня и ее портал были перестроены в более современном стиле.
Огромный вклад в процесс строительства собора в XIII веке вносит Уильяма Дончжона, который был архиепископом с 1200 года до своей смерти в 1209 году (и был канонизирован Папой в 1218 году как Святой Уильям Бурже). Продолжил дело своего дяди племянник — Филипп Берруаер (архиепископ 1236-1261), который курировал более поздние этапы строительства.
Фото: источник
После разрушения большей части Герцогского дворца и его часовни во время революции изображение гробницы герцога Жана де Берри было перенесено в склеп собора, как и некоторые витражные панели, демонстрирующие стоящих пророков, которые были предназначены для часовни Андре Боневеу. В целом собор во времена французских войн и революций пострадал гораздо меньше, чем большинство зданий, построенных с ним в одну эпоху. Его расположение означало, что он был также в относительной безопасности от разрушительных последствий обеих мировых войн.
Готика, готика и еще раз готика!
Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже можно назвать классическим примером средневековой готической архитектуры. Лепнина и резьба по камню выступают главными декоративными направлениями фасадной отделки и интерьера величественного храма. Как и все готические религиозные памятники того времени, здание имеет внушительные размеры. Собор Бурже занимает площадь 5900 квадратных метров, неф имеет высоту в 15 метров и ширину 37 метров. Неизгладимое впечатление на каждого посетителя собора производит также его великолепная готическая аркада высотой 20 метров.
Как уже упоминалось ранее, главным достоянием храма Сент-Этьен в Бурже считается уникальная лепнина и резьба по камню. Благодаря обилию этих декоративных элементов, собор на протяжении веков также является знаменитым музеем скульптуры. Автор лепнины неизвестен, как и архитектор здания, но эксперты отмечают его уникальный талант, что позволило создать реалистичные и впечатляющие барельефы и скульптуры религиозной тематики.
Западный фасад особенно широк по сравнению с более ранними соборами. Четыре боковых прохода и центральный неф имеют свой собственный портал, отражающий масштаб пространств за его пределами. Как это часто бывает с готическими церквями, центральный портал несет скульптурные сцены, связанные с Последним Судом, в то время как южные порталы посвящены жизни святых — святого Урсина и Святого Стефана. Северные порталы были разрушены, когда башня рухнула, но сохранившиеся фрагменты показывают, что их скульптурные композиции были посвящены жизни и смерти Девы Марии. Объединение всех пяти порталов — экран с остроконечными нишами, который занимает всю ширину фасада. Барельефы между этими нишами демонстрируют библейский цикл Бытия, который начинается с истории Творения в Старом Завете.
Главной скульптурной ценностью храма многие искусствоведы считают каменную статую Архангела Михаила. О его поразительной проницательной улыбке ходили легенды, ведь она отражает целую гамму чувств и эмоций, что крайне редко присуще каменным скульптурам средневековья. Кроме того, сам сюжет явления Архангела Михаила погружает зрителя в таинство Страшного Суда. Барельеф озаряют улыбки обнаженных юношей, воскресших из мертвых, и образы избранных, облаченных в длинные воздушные одеяния, которые восторженно смотрят на Христа. Эмоциональным апогеем скульптурной композиции становятся обнаженные грешники, которые проходят к адскому котлу под надзором злобных бесов и демонов, изображенных в устрашающих позах.
Скульптурная композиция “Страшный Суд” воплощена в камне центрального портала западного фасада собора и призвана сформировать грандиозное представление всех ужасов, которые ожидают того, кто отрекся от церкви и Господа. Этот шедевр готической скульптуры, согласно сохранившимся историческим свидетельствам, создавался в 1240 году. К сожалению, до наших дней барельеф дошел не в первозданном своем виде, а лишь отдельными фрагментами, что позволяет только догадываться, насколько величественным и устрашающим был изначальный сюжет.
“Страшный Суд” – далеко не единственная скульптурная достопримечательность великолепного готического собора в Бурже. Боковые порталы (датируемые примерно 1160 годом) демонстрируют прекрасные образцы романской резьбы по камню. Их обильное украшение напоминает бургундскую работу. Важной скульптурной ценностью собора является также лежащая статуя герцога Иоанна Берри (начало 15-го века).
Говоря о кафедральном соборе Сент-Этьен в Бурже, невозможно не уделить должного внимания великолепным витражам, которые создают загадочную игру света и красок внутри храма. Витражи 13 века украшают три уровня хора и освещают камень замысловатой цветной мозаикой. Это создает визуальную иллюзию озарения и вдохновения, столь характерную для всплеска духовности 12 века. Яркие разноцветные витражи иллюстрируют сцены Последнего Суда и Апокалипсиса, сцену встречи Девы Марии со святым Этьеном в окружении представителей торговых гильдий, многочисленные сцены из Ветхого и Нового Заветов, а также сюжеты из жизни святых и апостолов.
Фото: источник
Собор Бурж отличается простотой своего плана, который обошелся без трансептов, но принял характерные особенности, найденные в более ранних церквях высокого ранга, таких как раннехристианская базилика Святого Петра в Риме или в Нотр-Дам де Пари.
Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже – одно из величайших творений архитектурного и скульптурного искусства Европы, демонстрирующее посетителям истинную «чистую» готику средневековья в ее первозданном виде.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)