(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Камилла Клодель и Огюст Роден – два таланта и одна страсть на двоих

Камилла Клодель и Огюст Роден – два таланта и одна страсть на двоих

История жизни и творчества двух талантливых скульпторов Огюста Родена и Камиллы Клодель хорошо известна и до сих пор завораживает любого, кто решил с ней познакомиться. Это яркая и трагическая история истинной и непреодолимой страсти мужчины и женщины к искусству, жизни и друг к другу.

Несколько слов о Камилле Клодель — яркая, независимая и влюбленная

Камилла Клодель родилась в 1864 г. в Фер-ан-Тарденуа, став старшим ребенком прекрасной пары Луи Проспера и Луизы-Атанаизы Сесиль Серво. Годом ранее молодожены потеряли сына, и рождение Камиллы снова вернуло в семью счастье. Она была любимым ребенком — подвижной, любознательной и красивой девчушкой.

Камилла с детства любила лепить из глины, от этого занятия ее было не оторвать часами. Отец, заметив у дочери талант, сделал все возможное, чтобы она пошла учиться, несмотря на непонимание матери. Благодаря его стараниям Клодель попала на обучение к известному скульптору Альфреду Буше, преподававшему в Париже. 

Камилла была очарована Парижем с его бесконечной свободой, шумной толпой и запахом абсента. И эта свобода стала крестом будущей художницы — она подарила ей возможность творить, признание публики, великого Родена, но отняла главное — возможность стать женой любимого человека и заботливой матерью.

Первая встреча: мастер и ученица — что они друг без друга?

Камилла училась у скульптора А. Буше в парижской Академии Коларосси — частной художественной школе, основанной известным итальянским скульптором Ф. Коларосси. В другие известные заведения, в частности в школы изящных искусств, где в основном учились талантливые художники, женщин не брали. После ее окончания молодая художница, скооперировавшись с подругами-англичанками, арендовала студию. 

Когда Роден впервые увидел скульптуры Камиллы в студии (1883), он потерял дар речи — они были очень похожи на его работы, но обладали легкостью, страстью и еще чем-то таким, что заставляло смотреть на них еще и еще. 

У скульптур Клодель были черты, недостающие его работам — талантливым, фундаментальным, но порой перегруженным и смыслом, и материалом. Камилле же не хватало мастерства, но ему мог научить ее Роден, увидевший в работах дополнение к собственному творчеству. Это была чудесная встреча сначала двух талантов, а затем и двух натур — двух половинок, ищущих друг друга со времен сотворения света.

Роден понимал, что эта молодая студентка знает все, что могла бы почерпнуть от своих учителей, поэтому предложил ей работу в своем частном ателье. Девушка согласилась, став для мэтра источником вдохновения — ученицей, моделью и любовью всей его жизни.

Почти вся Франция осуждала их отношения, а о Камилле долгое время говорили в первую очередь как о падшей женщине, ведь это был запретный роман женатого скульптора и его ученицы. Это были особые отношения, не похожие ни на какие другие. В течение многих лет Роден и Клодель жили в художественном симбиозе, и многие скульптуры, созданные ими, были ответом друг другу.

Когда ученик превзошел своего учителя

Уже через год (1884) Камилла стала абсолютной частью жизни мастера. Она занималась в основном отделочными работами и консультированием Родена, а свободное время посвящала своим скульптурам. Художницу уже нечему было учить: она была совершенна в своем творчестве и допускалась к работе над сложнейшими элементами — ногами и руками фигур Родена. По этой причине наследники неоднократно ставили под сомнение тот факт, что Роден был единственным автором некоторых скульптур.

Камилле позволялось многое, ей даже прощалась критика в адрес Родена. При этом женщина парировала не словами — она лепила, воплощая собственное видение его работ. Пример такой скульптуры — бронзовая «Крадущаяся женщина» Родена, смоделированная в 1880 г. Сейчас работа находится в саду скульптур Хиршхорна. 

Камилла предложила совершенно иной вариант — ее «Крадущаяся женщина» была загадочной, тонкой, застенчивой, скрывающейся от мира, но готовой проснуться, встретив своего мужчину. Она была словно живой, с изящными линиями тела, идеально демонстрирующими ситуацию. Скульптура Родена, напротив, была вызывающей и провокационной. 

Скульптура «Крадущаяся женщина»

Фото: источник

Искусствоведы считают, что в фигуре женщины Клодель выразила свое настроение — желание скрыться от любопытных глаз людей, видевших в ней лишь любовницу Родена, так и не ставшую его женой. Художник не хотел рвать отношения с другой своей музой — Розой Бере, длившиеся к тому моменту уже 20 лет. К тому моменту Роза, тоже не будучи официальной женой, родила Родену сына. Несмотря на появление Камиллы, она оставалась верной спутницей мэтра на протяжении пятидесяти трех лет.

Второй пример несогласия с работами учителя — голова старшего бюргера — де Сен-Пьера, созданная Роденом для скульптуры «Бюргеры Кале» (1884-1889). Работа была посвящена почти годовой осаде французского порта англичанами во время Столетней войны. Городу было приказано выстоять любой ценой, но снять осаду не получилось, и голод вынудил граждан сдаться. Поэтому лица героев скульптуры призваны были выражать чувства людей, оказавшихся в таком сложном положении.

Версия Камиллы значительно отличалась от предложенной мастером. Ее бюргер был словно живой и вызывал бурю эмоций. Он выглядел гордым и упрямым: сжимал губы, пристально смотрел вперед, имел выразительные скулы и линию бровей. Лицо бюргера было мужественным и красивым, а непослушные волосы, спадавшие на лоб, выглядели более чем естественно, дополняя образ решительного и непокорного человека. Возможно, если бы Роден прислушался к Камилле, этот памятник быстрее бы завоевал призвание. Но Роден был непреклонен.

Итоговый вариант скульптуры Родена, включающей шесть фигур, был неоднозначным. Публика не увидела в нем привычных античных намеков на героизм, считавшихся неотъемлемой частью таких памятников. Скульптура не была пирамидальной и не содержала аллегорических форм, памятник не предполагал постамента. По мнению жителей Кале, бюргеры не выглядели как герои, заслуживающие славы, — их лица и позы выражали боль и фатализм. Роден же и не стремился выразить то, чего не было и не могло быть в подобных обстоятельствах. Его задачей было показать героизм самопожертвования.

В 1895 г. памятник все-таки был установлен в Кале, но его разместили, вопреки воле скульптора, на пьедестале. Позже скульптура все-таки была перенесена к ратуше Кале, где, как и планировалось мастером, была установлена на более низкое основание. Замысел Родена наконец-то был понят.

Искусство и отношения — идеальный симбиоз?

Искусство и работа сблизили Клодель и Родена, несмотря на двадцатипятилетнюю разницу в возрасте. Их трудные и запутанные отношения длились у всех на виду, включая гражданскую жену Родена Розу Бере, десять лет. 

Камилла была молода и прекрасна, и ее красивые черты лица и тело не могли не будоражить мозг скульптора. Роден, в свою очередь, покорил молодую художницу невероятной силой таланта. Они были вдохновением друг для друга, что постоянно и явно отражалось в их работах.

Родена притягивала красота Камиллы, что вылилось в множество прекрасных бюстов. Ее черты лица очевидно просматриваются в самых ярких роденовских скульптурах – например, Камиллу можно увидеть в «Паоло и Франческе», «Поцелуе» и др. Она была настоящей музой, благодаря ей мастер жил, творил и дарил миру все новые работы.

Роден «Паоло и Франческе»

Фото: источник

Образ большой любви Клодель – скульптура «Вальсирующие», в ней страстно влюбленные танцуют, буквально сплетаясь обнаженными телами. Их вальс скорее похож на танго двоих ничего не замечающих вокруг людей, готовых отдаться чувствам. Эта скульптура имеет и другой смысл, воплощая легенду разделения единого существа на две половинки, желающие слиться в одно целое.

Камилла Клодель страстно любила Родена, но эта страсть то сближала, то отдаляла и разрушала. Это состояние поймет любая женщина, побывавшая в роли любовницы мужчины, не готового забыть прошлое и полностью уйти в новые отношения. Ее душу рвала гремучая смесь чувств — ревности, горечи, желания, ненависти и отчаяния. Кроме всего прочего, Камилла была беременна и потеряла ребенка, это событие еще больше ее травмировало и терзало.

Страдания и страсть стали предметом ее скульптур. Например, «Шакунтала» (1888), воплощающая сюжет эпизода древнеиндийской легенды «Махабхараты», пересказанной поэтом Калидасой, творившим на санскрите. Его произведение называлось «Абхиджня́на-Шаку́нтала».

Клодель изобразила женщину, принимающую бросившего ее возлюбленного. Он стоит на коленях и молит о прощении, а женщина, несмотря на обиду и боль, не может устоять перед искушением и возможным счастьем. Эту скульптуру приняли все: и критики, и зрители. Работа была выставлена в парижском художественном салоне и вызвала бурные овации, а газеты публиковали сплошные комплименты. Роден, вдохновенный скульптурой ученицы, начал работу над «Эпохой идола».

Почти 10 лет отношений закончились разрывом. Но даже это событие превратилось в новый шедевр. Клодель создала одну из лучших своих скульптур, назвав ее «Зрелый возраст». Композиция включала мужчину и двух женщин — молодую и старую, что полностью соответствовало судьбе автора. Многие считали, что под старухой, удерживающей мужчину, очевидно, Родена, скрывается Р. Бере. 

Клодель  «Зрелый возраст»

Фото: источник

Сама Камилла не признавала эти обвинения, объясняя скульптуру как метафору человеческой судьбы, включающую обязательные этапы — смерть и потери. Но было бы странно, если бы женщина призналась в своей слабости и раскрыла карты. Ей и так хватало грязных сплетен, без какого-либо стыда разносимых разношерстной публикой по Парижу и всей Франции.

Еще один момент, очевидно, расстраивавший художницу, — несправедливая критика: искусствоведы постоянно указывали на влияние Родена на ее творчество. Были даже разговоры о его прямом участии в создании шедевров Клодель. На самом деле они взаимно участвовали в творчестве друг друга.

С 1903 г. Клодель выставляла свои работы во французских салонах, ее работы хорошо продавались. Связь с Роденом ей в чем-то помогла, но главным в продвижении был ее талант. Влияние Родена заметно лишь в ранних работах, но и они уникальны. При этом Камилла никогда не опровергала того, что для нее важно мнение Родена. Сам скульптор также неоднократно подчеркивал, что следит за работами Клодель.

Любил ли Роден Клодель? Любила ли Клодель Родена?

По признанию современников и самого Родена, Клодель была главной женщиной в его жизни. Он ее безумно любил и заботился о ее художественном наследии, несмотря на расставание, до самой смерти. Художница была воплощением лучшего — она сочетала в себе молодость, красоту и яркий талант, в итоге раскрытый, что отличало ее от множества современниц. 

Почему они расстались? Роден навсегда был связан с матерью своего сына — Розой — чувством долга. Эта женщина была рядом с ним и поддерживала в самые трудные моменты его жизни. Скульптор жил в нищете до 40 лет, потерял сестру, часто сталкивался с непониманием публики и даже друзей, и всегда рядом была его Роза. Камилла же жила искусством и для искусства, не позволяя занимать собственное творческое пространство никому, даже главному мужчине в ее жизни. Это был и эгоизм, и желание признания, и маленькая месть за недостижимость мечты. 

А еще… разница в 25 лет давала о себе знать. Роден старел, и желание молодого тела постепенно сменилось желанием иметь семейный уют, покой, заботливую и верную жену.

После разрыва Камилла Клодель еще 5 лет время от времени встречалась с Огюстом. Она страдала от депрессии, но постепенно достигала своих целей, хотя женщине в то время престиж в художественном мире, где доминировали мужчины, завоевать было трудно, а в скульптуре — практически невозможно. Несмотря на трудности, непонимание и протест непривыкших к подобному раскрытию женской личности современников, ей удалось завоевать признание среди искусствоведов, друзей Родена и любителей скульптуры.

И все-таки разрыв с главным мужчиной ее жизни закончился трагедией. У Камиллы началась паранойя — она перестала заботиться о себе, изолировалась от окружающих, уничтожала свои скульптуры. Результатом стало лечение в психиатрической клинике, где женщина провела 30 лет с диагнозом «шизофрения». 

Была ли Камилла душевнобольной? Отец Камиллы умер в 1913 году, через неделю ее поместили в психбольницу, скорее всего, без ее согласия, так как документ содержит всего 2 подписи — врача и брата. Возможно, П. Клодель, тоже художник, решил избавиться от знаменитой сестры. В пользу этого свидетельствуют некоторые документы, подтверждающие, что у Камиллы были истерики, но она не нуждалась в лечении в больнице.

Огюст безуспешно пытался вытащить Камиллу из больницы и до самой смерти заботился о ее художественном наследии, выделив одну из комнат в собственном музее, хотя та обвинила его в краже творческих решений. Умирая, он бредил и беспокоился о том, хватит ли Камилле денег на жизнь.

Сегодня бесспорно утверждение, что Клодель была блестящим скульптором и ее творчество особенным образом гармонично вписалось между эпохами — импрессионизмом, символизмом и модерном. Но это сегодня. В прошлом же веке более полувека ее работы были в забвении и были вновь открыты Рейн-Мари Парис, дочерью французского писателя и дипломата Поля Клодель, младшего брата художницы. Первая ретроспектива скульптур Камиллы Клодель состоялась лишь в 1951 году в музее Родена в Париже.

Любил ли Роден Розу? Любила ли Роза Огюста?

Роза прожила с Огюстом 53 года, пережив войну, отторжение, нищету и его предательство. В трудные моменты, спасая семью от голода, она бралась за любую работу, не гнушаясь мыть полы, стирать чужое белье, шить. Что бы ни случилось, она всегда ждала Родена дома, куда можно было вернуться любым — больным, нищим, отверженным. 

Навсегда Роден переехал к Розе лишь в 75 лет, когда после инсульта у него отнялась правая рука. В завещании он указал 3 наследников: сыну назначил содержание, все имущество отписал жене, а свои скульптуры — Франции. И только в этот момент, чтобы получить право на наследство, Роден и Роза обвенчались. 

Роза носила фамилию Роден всего две недели, так как умерла от воспаления легких. Вслед за ней через 9 месяцев ушел и Роден, туда, где его ждали две музы — две прекрасные женщины — Роза и Камилла.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96