(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Мифы, предубеждения и актуальность методов ремонтно-реставрационных работ

Мифы, предубеждения и актуальность методов ремонтно-реставрационных работ
Исследования, проведенные в предыдущие годы в ходе ремонтно-реставрационных работ, привели к значительному пополнению сведений и знаний о методах, используемых при изготовлении первых гипсовых изделий, но мало кто из специалистов решился документировать и озвучивать свои мысли для широкой публики и коллег. Ян Константинидес — известный в Европе реставратор — изучил многие факторы, касающиеся использования традиционной штукатурки и гипсовых слепков, после чего опроверг некоторые популярные мифы и заблуждения. Его работа, несомненно, представляет интерес для всех, кто занимается реставрацией памятников старины или имеет отношение к этому делу.

Викторианские технологии изготовления художественных гипсовых изделий

В то время как стилистическое развитие таких предметов на протяжении веков хорошо документировано, викторианские технологии гипсово-штукатурных работ относительно мало изучены. Источники не содержат реальной информации о материалах и методах работы ремесленников того времени. Авторитетный учебник Миллара, содержащий массу сведений о декоративной штукатурке и гипсе, является “библией” для большинства специалистов, но ограничен тем, что он описывает состояние искусства лепнины, относящейся только к викторианской эпохе правления короля Эдуарда.

В последние годы понимание и признание художественной ценности работ викторианского периода поднялись на более высокий уровень, в то же время сохранение, ремонт и обновление исторических гипсовых памятников искусства многое потеряли из-за механизации некоторых этапов. Бытует мнение, что гипсовая лепнина не требует особенного внимания, поэтому очень часто можно увидеть, как неловко проводится ремонт и, что обидно, участки гипса, подлежащие реставрации, запросто подменяются новым гипсом с совершенно иной структурой, чем у оригинала.

А ведь любой мастер, имеющий достаточный опыт работы с гипсом, легко отличит ручную лепнину на потолках “из раннего Якова” от ее замены твердой штукатуркой. К сожалению, волокнистая (фиброзная)  гипсовая смесь применяется при восстановительных работах все реже. В итоге изменение материалов и методов могут значительно влиять на структурную целостность исторически важных изделий. Добавление гипса, например, заставляет смесь быстрее твердеть, излишек воды также радикально влияет на время работы, по этим причинам  качество декоративной обработки может значительно ухудшиться.

Гипс в больших количествах встречается в скромных древних работах, но еще чаще можно обнаружить известковую смесь, содержащую волокна. В определенные периоды доля гипса в настенной штукатурке и в литых элементах была настолько мала, что несущественно влияла на качество смеси. После отливки молдинги дополнительно дорабатывали вручную, чтобы добавить контраста и выразительности, поэтому все слепки немного отличаются друг от друга. Также состав гипса викторианской эпохи позволял изделиям слегка деформироваться, что придавало живость и индивидуальность лепнине, технология изготовления которой совершенно не похожа на методы второй половины 18 века и современные техпроцессы выполнения гипсового декора. В тот период элементы литья делались в точных формах без ручной доработки, поэтому все слепки были идентичны. Реставрационная работа высочайшего качества — это идеальное воспроизведение утраченного элемента, полностью сохраняющее характер изделия.

Например, в Thirlestane и ряде других шотландских замков с потолками, выполненными странствующими мастерами, литье обогащено волокнами и известью. Специалисты умудрялись делать гипс настолько гибким, что он мог оборачиваться тонким пояском.

Несмотря на важность соблюдения технологии, только в последнее время были сделаны реальные попытки, чтобы понять всю природу материала и условий изготовления гипсового литья. Также можно отметить ряд существенных изменений в отношении современных мастеров к реставрации — теперь она воспринимается ими как искусство, а не вид бизнеса. Самое главное, теперь общепризнано, что гипсовый раствор, выполненный в викторианскую эпоху, имеет мало общего с материалами, используемыми в современном строительстве.

Анализ гипсовых изделий

К сожалению, некоторые мастера часто далеки от того, чтобы сохранить истинный состав материала, и лишь настоящие специалисты понимают, что перед реставрацией очень важно провести анализ раствора, так как именно состав гипсовой смеси является ключевым фактором в программе сохранения лица изделия.

Анализ оригинала лучше всего проводить отдельно, на этапе заключения контракта, для грамотной спецификации работ. Кстати, некоторые заказчики предусматривают в основном договоре запрещение тщательного исследования в дальнейшем, так как это может значительно удорожить стоимость всего проекта. Своевременная грамотная аналитика, а также честное и стабильное взаимодействие между аналитиком, мастером и историком имеет решающее значение в успешности всех реставрационных работ.

Аналитик не только смотрит на составляющие материалов, но также интерпретирует методы изготовления. Типы материалов соответствуют геологии, хронологии и социальным изменениям. Специалисты по такого рода анализу, как правило, изучают тип и количество волокон, их присутствие или отсутствие во всех элементах, отмечают наличие и тип шлифовки,  а также, каким образом производилась сушка, были ли усадочные трещины и т.д. Эта информация является вспомогательной для аналитика в выявлении количественного совокупного состава, классификации и происхождения извести, гипса, связующего вещества, наличия гидравлических добавок и органических компонентов, таких как масла, жиры или клеи.


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96