Методы и приемы, применяемые в скульптурном искусстве
Искусство скульптуры нельзя отождествить ни с каким конкретным ремеслом, даже если скульптор специализируется на резьбе по камню, гипсовому литью или металлообработке. Искусство принуждает к служению любые ремесла, которые соответствуют его целям.
Технологии и методы
Технологии, разработанные для более утилитарных целей, легко адаптируются к скульптуре. Поэтому полезные предметы и скульптурные изображения часто производились в одной мастерской, иногда одним и тем же мастером.
Методы и приемы, используемые при изготовлении глиняных горшков, бронзовых украшений, каменных колонн, гипсовых предметов быта, по сути те же, что и в скульптуре. Например, методы репуссе (выбивки чеканки), литья металла, кузнечного дела, обработки листового металла и сварки, которые используются для изготовления функциональных предметов и декоративных металлоконструкций, также используются в металлической скульптуре. А подготовка, формование, глазирование, отделка и обжиг глины в основном одинаковы и в утилитарной керамике, и в гончарной скульптуре.
Новые методы, используемые сегодня скульпторами, тесно связаны с новыми технологиями, применяемыми в строительстве и промышленном производстве.
Скульптор: дизайнер и мастер
Отличие произведения искусства от бытового предмета складывается из его формы, образного содержания и выразительности. Воплощение этих параметров — забота дизайнера. Тогда как цель ремесленника — выполнение работы в той или иной технике и материале по заданным параметрам.
Бытовая вещь может быть красивой, и даже талантливой, но это ещё не произведение искусства. А истинный предмет искусства не всегда полезен в быту, но его ценность от этого не снижается.
Скульптор часто выступает в роли дизайнера и мастера.
Выбор приемов, используемых при создании скульптур, в значительной степени зависит от желаемого эстетического эффекта и способа манипулирования материалом самим художником. Примеры: выразительное использование глины в моделях Родена или использование долота в очень низких рельефах флорентийского скульптора Донателло. Приемы абсолютно разные — результат один: восхитительные произведения искусства.
Физический процесс обработки материалов является для многих скульпторов неотъемлемой частью искусства скульптуры. Также как и реакция на рабочие качества материала: пластичность, твердость и текстуру. Дизайн и мастерство тесно переплетаются в работе, которая является очень личным выражением таланта и мировоззрения.
Даже когда прямая обработка материала для выразительности работы не столь важна, все равно разделить роли художника как дизайнера и мастера невозможно. Качества и взаимосвязи форм в предметах искусства всегда настолько тонкие и сложные, что они не могут адекватно восприниматься и реализовываться простым ремесленником.
Фото: источник
Пример: сравните гипсовые статуэтки советских времен и гипсовые работы, изготовленные талантливым скульптором. Один и тот же сюжет может выглядеть ширпотребом или необычайно красивой вещью, пригодной для коллекции.
Многие аспекты дизайна вносятся в процессе работы. Например, Микеланджело выводил важные аспекты композиции именно в процессе создания шедевра.
Полное слияние дизайна и мастерства может быть невозможным, если проект очень большой или трудоемкий. Поэтому, многие скульпторы брали учеников и помощников. Традиция коллективной работы существовала и во времена Фидия (5-й век до Н.Э.), и в эпоху Генри Мура (20-й век).
Глобальные проекты — коллективный труд мастера и помощников
Обычно скульптор делегирует ассистентам первые трудоемкие этапы работы или некоторые из менее важных частей изделия. Сам же выполняет последние этапы и самые ответственные элементы.
Скульптор может действовать как архитектор или промышленный дизайнер. Он может вообще не заниматься прямой работой над готовой скульптурой. В этом случае его вклад заключается в предоставлении исчерпывающих технических характеристик в виде рисунков и масштабных моделей для работы.
Это исключает возможность личного участия в обработке материалов. Работы такого рода имеют безличное качество, как в архитектуре и промышленном дизайне.
Безличный подход к скульптуре был одобрен многими скульпторами 1960-х годов. Его поддерживали Уильям Такер, Дональд Джадди, Уильям Тернбулл. Они использовали труд квалифицированных анонимных мастеров, получая масштабные, точные и простые скульптурные формы, которые называются «первичными структурами».
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (281)
- Об архитектуре и дизайне (267)
- О дизайне интерьера (145)
- О ремонте (61)