(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Историки доказали – гипс во время античности и средневековья не был «мрамором для бедняков», а считался полноправным художественным материалом

Историки доказали – гипс во время античности и средневековья не был «мрамором для бедняков», а считался полноправным художественным материалом

Многие считают, что лучшие статуи античного мира и Средневековья были мраморными, а гипс использовался как его бюджетный заменитель и материал для изготовления копий. Поэтому его нередко называют «мрамором для бедняков». На самом деле не было никакого приоритета. Это доказали английские ученые — научные сотрудники Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Гипс или мрамор – чем руководствовались скульпторы при выборе материала

В те годы не было многих привычных для нас вещей – 3D моделирования, компьютерной графики, разнообразного электроинструмента, даже электрического освещения. Поэтому лепные произведения создавались вручную в сложных условиях. Трудно поверить, но огромные дворцовые украшения, скульптуры и монументальные фрески – ручная многолетняя работа, которую в наше время могут выполнить опытные мастера скульптурной мастерской в более короткие сроки.

Лепнина и обработка мрамора были настоящим «сборником секретов», которые передавались мастерами ученикам. Поэтому средневековый или античный скульптор стоял перед нелегким выбором — предпочесть мрамор или лепить из гипса.

Любой из этих двух путей был достаточно тернистым, и выбор больше зависел от предпочтений мастера, его понятий о прекрасном, имеющихся навыков. При этом учитывалось, какую функцию будет выполнять произведение, и где оно будет установлено. Кроме того, большинство средневековых и античных произведений делались на заказ, поэтому мастер исходил из предпочтений заказчика.

Откуда пошло мнение, что мрамор превосходит гипс, и правда ли это

В сложившейся ситуации виновато отсутствие четкой терминологии:

  • Мрамор, несмотря на окруживший его «ореол благородства», – обычный известняк, перекристаллизованный в особых физико-химических условиях. Его основу составляет кальцит, имеющий формулу CaCO3. Существует еще доломитовый мрамор — известняк с примесью доломита.
  • Гипс очень близок по молекулярному составу к мрамору, поскольку является гидросульфатом кальция с формулой CaSO4·2H2O. Такую же формулу имеет и алебастр.

То есть все эти материалы — «братья», ведь их основу составляет кальций. В химических формулах сложно разобраться даже нашему современнику, что тогда говорить о средневековых временах и античности, когда знания о химии и физике были более скудными.

Гипс или мрамор – чем руководствовались скульпторы при выборе материала

Фото: источник

В англоязычном варианте путаница сохраняется и сейчас. Словом «алебастр» обозначается гипс, который применяют для лепки скульптур и строительных работ, и материал древних статуй. Все это и привело к предубеждению относительно гипса, как некого бюджетного «заменителя» мрамора.

Исследователи, внедрившие такое мнение, также опирались на древних мастеров, которые вначале свои произведения делали гипсовыми, а потом уже переносили их на мрамор. Оказало влияние и копирование римлянами греческих статуй, копии которых были из гипса. На самом деле причина кроется в удобстве обработки, пластичности и податливости материала. Лепить из гипса было гораздо проще, а сами слепки можно использовать, как шаблоны для получения многочисленных копий.

В Древнем Риме была целая индустрия изготовления реплик классических произведений. Поэтому гипс чаще применяли не из-за дешевизны, а просто из-за удобства обработки. Ведь в арсенале скульптора в те годы не было никаких современных технологий.

Неизвестные гипсовые шедевры

Еще одна причина, по которой мрамор считают более благородным материалом – слабая изученность гипсовых произведений. Тем, кто хочет понять, насколько прекрасен старинный гипс и какие возможности дает этот материал, нужно изучить многочисленные средневековые гробницы, алтари XV века в Сарагосе и Вике и барельефы того времени.

Гипс применялся в те годы даже для изготовления гробниц «сильных мира сего». Примеры — гробница Карла Благородного в соборе Памплоны и великолепные усыпальницы в Сен-Николас-де-Толентен в Бру. Из этого материала делались гробницы Рене Анжуйского и Энгельбрехта из Нассау в Бреде. Из него же сделана крышка саркофага принца Иоанна, сына католических королей Фердинанда и Изабеллы, в соборе Авилы. 

Поэтому можно с уверенностью сказать, что гипс ценился во все годы нисколько не хуже мрамора, и ни в коем случае не был его «бедным двоюродным братом». Скорее — это материал королей.

За что средневековые и античные скульпторы ценили гипс

  • Гипс — материал нежный, податливый, с ним легко работать, и он прекрасно подходит для создания скульптур, требующих особого внимания к деталям.
  • Гипсовую поверхность легко отполировать, золотить и красить. Поэтому ей можно придать любую фактуру, сделав похожей на мрамор, золото, бронзу, серебро, слоновую кость и другой материал. Причём это будет выглядеть красиво и благородно.
  • Гипс хорошо реставрируется. Его поверхность можно затереть свежим алебастром и отполировать. Клеится он также довольно легко. Проделать все это с мрамором гораздо сложнее.
  • Гипс легко отливается в любые формы, поэтому из него можно делать украшения интерьера, скульптурные композиции и практически любые лепные изделия вне зависимости от их формы. С мрамором такое проделать невозможно — придется каждый раз работать с отдельным куском, что значительно усложняет работу.

Популярности гипса способствовало наличие крупных месторождений. В Англии он залегает на юге Дербишира и в Стаффордшире. В Италии особо чистый гипс добывают в Тоскане, а во Франции – в карьерах Ланьи недалеко от Парижа. Этот материал есть и в других европейских странах, причем добыча ведется еще с древних времён.

Разнообразная гипсовая лепнина всегда пользовалась спросом. Популярна она и сейчас. Во многих странах возрождается интерес к гипсовой лепнине и интерьерными украшениями из него, а современные технологии позволяют создавать настоящие гипсовые шедевры, которые по праву оценят потомки.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96