Как менялось оформление гипсовых потолков на протяжении истории
Гипсовые элементы использовались в дизайне потолков еще с античных времён. Не будем заглядывать вглубь тысячелетий, а поговорим об оформлении этой зоны начиная с XVII века. Тем более что, казалось бы, забытые варианты после триумфа интерьерной ретромоды стали снова популярны.
Барокко 1600-1830 гг
Это время можно смело назвать золотым веком гипсовой лепнины. Европа кипела творчеством, ремесленники продвигали границы искусства все дальше и дальше. В воздухе летали пьянящие молекулы свободы, а творческий мир чувствовал ослабление железной хватки инквизиции.
Строгость, лаконичность и симметрия начали сдавать свои позиции, а на их место пришли яркие и асимметричные конструкции. Узорная отделка начиналась с потолка и спускалась вниз, чтобы окутать пространство роскошью. Темное резное дерево сменилось светлой лепниной, на которую легко наносить краску, сусальное золото и другие покрытия.
Даже церковь ухватилась за новый стиль, превратив храмовые интерьеры в величественные творения, отражающие божественную силу. Потолочные конструкции церковных зданий изобиловали украшениями, а сами культовые строения стали походить на дворцы и замки знати.
Для украшения потолков и применялись разнообразные гипсовые украшения:
- Фрески – заполняли потолочное пространство. На них изображались библейские сцены, херувимы и небеса. Часто украшали внутреннюю поверхность куполов, обильно декорированных лепниной.
- Позолота – золочение считалось способом демонстрации богатства. Золотом покрывали лепные элементы, добавляя роскоши, и усиливали блеск люстр.
- Цветочные элементы – светские здания украшали лепными элементами с растительным рисунком. Особенно были популярны корзины, наполненные цветами. Украшения часто покрывали позолотой или окрашивали в яркие тона.
- Барочный стиль, в принципе, отличается буйством красок, обилием золота и лепных украшений. Сейчас он имеет более сглаженный характер, но он такой же яркий, а иногда – кичащийся роскошью. За это его предпочитают многие богатые клиенты.
Рококо 1650-1790 гг
Стиль рококо – французская интерпретация барокко, имеющая более свободную форму, но не менее помпезная. Никто лучше не воплощал стиль и смысл рококо, чем Людовик XIV, известный как «король-солнце». Во времена его правления были созданы Версаль и Лувр, стены которых декорированы белым, цветным или золоченым гипсом.
Чем отличаются потолки в стиле рококо:
- Скромной отделкой по сравнению с яркими, иногда даже помпезными стенами. Часто довольствовались большой централизованной розеткой и люстрой. Иногда к ним добавляли дополнительные уменьшенные лепные розетки с миниатюрными источниками света.
- Однотонной окраской – самым популярным был бледно-голубой оттенок, имитирующий небо. В больших комнатах цвет стен переходил на потолок, усиливая ощущение открытого пространства.
- Гипсовыми плинтусами, служащими окантовкой стен. Эти элементы декора украшались цветочными элементами – распускающимися цветами, вьющимися лозами и покрывались сусальным золотом.
В наши дни золочение, гипсовые плинтуса и потолочные люстры не менее популярны. Они давно стали классикой и не ассоциируются с определенным стилем.
Фото: источник
Неоклассицизм, или палладианизм, 1730-1925 гг
Неоклассицизм был первым истинно британским архитектурным направлением. Заимствовав элементы рококо, романского стиля и других культурных наследий, палладианизм быстро получил известность. Отличительные черты потолков, выполненных в этой стилистике, – симметрия и четкие пропорции.
Потолочные конструкции украшают:
- Кессонно-пересекающиеся балки, опирающиеся на колонны. Их оформление совпадает с дизайном стен и всего помещения.
- Розетки – размещаются по центру или в определенной зоне, например в потолочной нише.
- Лепные уголки, проходящие вдоль верхней части стены, на месте ее стыка с потолком.
- Карнизы – большие или маленькие, в зависимости от масштаба помещения.
Все эти гипсовые украшения популярны до сих пор, и, скорее всего, еще долго будут применяться при отделке помещений.
Модерн 1890-1914 гг
Штукатурка, стекло с подсветкой и необычная живопись с эффектом иллюзий – три самых популярных метода отделки потолка в стиле модерн. Гипс используется для создания декоративных трехмерных узоров по потолочному краю, а живопись его органично дополняет.
Парижские кафе в те годы украшали гипсовые виноградные лозы и другой лепной декор. Гипс служил чистым холстом, на который умелые художники добавляли элементы. Лепнина поднималась от верхней части стен и изгибалась по потолку.
Стыков в месте соединения стены и потолочной поверхности не было. Эту зону замазывали, формируя полукруглый свод, как в средневековом замке. Такое оформление встречается в домах 60 – 70-х годов прошлого века и даже в современных интерьерах, декорированных под старину.
Для украшения домов применялись многослойная лепнина и богатые потолочные розетки – своеобразная дань французским традициям. Новые технологии и штукатурные смеси позволили сделать потолочный декор более богатым, сияющим лазурью, золотом и яркими красками.
С изобретением электричества архитекторы начали проектировать потолки под электрические лампочки, еще больше оживив позолоту и цвета. Естественное освещение тоже было важно, поэтому в комнатах располагали высокие окна, проемы которых отделывали гипсом.
Для украшения потолков и стен применялись:
- Гипсовые карнизы – за ними часто скрывали светильники.
- Молдинги – располагали по краю арок, ниш и просто вдоль стен.
- Медальоны и розетки – дополнительно украшали люстру.
В конце XIX и начале XX века лепнина уже не была такой помпезной и яркой, как во времена барокко или рококо, но смотрелась богато и украшала интерьер. Тенденция декорировать потолки гипсом сохранилась и после революции. Такое оформление можно увидеть в домах шестидесятых, семидесятых и даже восьмидесятых годов прошлого века.
Сейчас, когда многие предпочитают личные постройки типовым многоэтажкам, лепнина получила второе рождение. Мастера разрабатывают интересные варианты, умело сочетая стили и методы, дошедшие до наших дней.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (271)
- Об архитектуре и дизайне (252)
- О дизайне интерьера (135)
- О ремонте (56)