Принципы дизайна гипсовой скульптуры
Ведущие искусствоведы утверждают, что универсальных канонов дизайна в скульптуре в настоящее время не существует, поскольку принципы организации скульптурных элементов в композиции отличаются от стиля к стилю.
Таким образом, фактически различия между основными стилями работы с гипсом в значительной степени основаны на признании отличий в основополагающих принципах дизайна.
Принцип аксиальности — главный в классической скульптуре
Искусствовед Эрвин Панофски пытался определить принципиальную разницу в дизайне романской и готической скульптуры. Он утверждал, что формы романских гипсовых изделий были задуманы как проекции из плоскости наружу, в то время как готические формы создавались центрированными по оси внутрь. В итоге принцип аксиальности был рассмотрен Панофским как основной в классической скульптуре.
Современные принципы скульптурного проектирования определяют подходы скульпторов к таким фундаментальным вопросам, как ориентация, пропорция, масштаб, артикуляция и баланс.
Ориентация
Для понимания и описания ориентации элементов скульптуры по отношению друг к другу зрителю требуется некая пространственная схема отсчета, обеспечиваемая системой осей и плоскостей.
Ось — это воображаемая линия, проходящая через симметричный или почти симметричный объем или группу. Таким образом, все основные компоненты человеческого тела имеют свои собственные оси, в то время как вертикальная фигура имеет одну вертикальную ось, проходящую по всей длине. Объемы могут вращаться или наклоняться по своим осям.
Опорные плоскости — это воображаемые плоскости, к которым могут относиться движение, положение и направление объемов, осей и поверхностей. Основными опорными плоскостями являются фронтальная, горизонтальная и две профильные.
Принципы, определяющие характерные позы и пространственные композиции вертикальных фигур в разных стилях скульптуры, имеют в базисе оси и четыре кардинальных плоскости. Например, уже упомянутый принцип аксиальности или принцип фронтальности, определяющий дизайн архаической скульптуры.
В скульптурировании важно учитывать противопоставление — позу, в которой балансируются части тела (верхняя и нижняя), наклон или скручивание в противоположных направлениях, как у фигур Микеланджело.
В стоящей греческой скульптуре классического периода часто используется сбалансированная «хиастическая» поза — позиция, в которой вес тела концентрируется в основном на одной ноге, создавая тем самым контраст напряжения и расслабления между противоположными сторонами фигуры.
Фото: источник
Пропорция
Пропорциональные отношения существуют между линейными измерениями, площадями, объемами и массами. Все три типа пропорций сосуществуют и взаимодействуют в скульптуре, способствуя ее выразительности и красоте.
Отношение к пропорциям среди скульпторов значительно различается. Некоторые из них, как абстрактные, так и фигуративные, используют математические системы пропорций.
- Например, главной заботой греческих скульпторов была утонченность и идеализация естественных человеческих пропорций.
- Индийские скульпторы использовали иконометрические каноны, или системы тщательно связанных пропорций, которые определяли соотношение всех значительных размеров человеческой фигуры.
- Африканские и другие племенные скульпторы основывают пропорции своих фигур на субъективной важности частей тела.
Неестественные пропорции могут использоваться для выразительности или адаптации скульптуры к окружающей среде. Так, удлинение фигур на Королевском портале Шартрского собора делает и то, и другое: оно усиливает потусторонний смысл композиции, а также объединяет скульптуры с колончатой архитектурой.
Фото: источник
Иногда необходимо адаптировать пропорции скульптуры в соответствии с ее положением по отношению к зрителю. Например, фигура, расположенная высоко над зданием, обычно увеличивается в верхних частях, чтобы противостоять эффектам ракурса. Это следует учитывать, когда работа, предназначенная для такой позиции, выставляется на уровне глаз в музее.
Масштаб
Масштаб скульптуры следует рассматривать в связи с масштабом ее окружения. Если это один элемент в более крупном комплексе, таком как фасад здания, он должен гармонировать с остальными элементами.
Другой важный момент, который скульпторы должны принимать во внимание при разработке композиций на открытом воздухе, — это тенденция элемента, особенно если смотреть вверх, выглядеть менее массивно, чем в студии.
Поскольку человек склонен связывать масштаб скульптуры с физическими размерами человека, эмоциональное воздействие колоссальной фигуры и маленькой статуэтки будет различным.
В древней и средневековой скульптуре относительный масштаб фигур в композиции часто определяется их значимостью. Например, рабы намного меньше, чем короли или дворяне. Этот эффект называют иерархической шкалой.
Соединение
Соединение одной формы с другой может быть осуществлено различными способами. Во многих работах французского скульптора 19-го века Огюста Родена четких границ нет: одна форма импрессионистически объединяется с другой, создавая непрерывно текущую поверхность.
В работах греческого скульптора Праксителя формы мягко и тонко смешиваются с помощью плавных, размытых переходов. А старинная индийская скульптура и поверхностная анатомия мужских фигур в стиле греческого скульптора Поликлета четко очерчены и сформулированы.
Фото: источник
Одно из главных различий между работами итальянских и северных ренессансных скульпторов заключается в том, что итальянцы предпочитают работы, состоящие из четко выраженных, отчетливых единиц формы, а северные европейцы выделяют отдельную часть, подчиняя ей остальные.
Баланс
Баланс или равновесие автономной скульптуры имеет три аспекта.
- Во-первых, скульптура должна иметь реальную физическую устойчивость. Это может быть достигнуто путем естественного равновесия, то есть делая скульптуру достаточно устойчивой за счет естественных опор. Это достаточно легко выполнить с четвероногим животным или наклонной фигурой.
- Второй аспект баланса — композиционный. Состояние динамического или статического равновесия формируется за счет взаимодействия сил и распределения веса внутри композиции.
- Третий аспект баланса относится только к скульптуре, которая представляет собой живую фигуру.
Фигура живого человека балансирует на двух ногах, но кажется, что она в движении. Такой эффект может быть передан в скульптуре путем тонких смещений формы, напряжения и расслабления отдельных элементов.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (242)
- Об архитектуре и дизайне (207)
- О дизайне интерьера (102)
- О ремонте (43)
Последние статьи
- Как сделать барельеф самостоятельно: материалы и инструкция
- Барельеф в современных интерьерах – модно, стильно, красиво!
- Уроки дизайна: эклектичный стиль — когда можно позволить себе все
- Небольшая статуэтка возрастом 2 700 лет оказалась древней гирей
- Раскрашенные скульптуры и сфинкс с колье в Метрополитен-музее – ученые ломают стереотипы