(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Ряд популярных заблуждений о гипсе

Ряд популярных заблуждений о гипсе
«Существует только один способ сделать это, и это — правильный путь», — часто говорят мастера и проектировщики. Однако после того, как мы получаем новые результаты посредством анализа и общей аналитики, становится очевидно, что есть много правильных путей, если вопрос касается реставрации лепнины.

Широко распространено мнение, что существуют идеальные пропорции для базовых покрытий. Тем не менее, анализ показывает, что каждый древний мастер мог использовать свой состав,  который варьируется от “грубой консистенции к тонкой” и от “твердого материала до мягкого”. Может изменяться содержание и качество песка (его может не быть вообще), извести, волокон (иногда их нет, в то время, как в других элементах они могут присутствовать в таком избытке, что листы основания под лепнину можно буквально свернуть, как ковер, без значительного повреждения. Удивительно, но часто аналитики находят белые или цветные волокна, почти невидимые при рассмотрении под увеличительным стеклом.

В литье качество гипса может быть разным в зависимости от местности, уровня благосостояния заказчика, близости гипсовых шахт и традиций (в некоторых районах гипс стал применяться чаще  в только 19 веке, когда этот материал стал более доступным).

Методы, используемые в отделке, также существенно различаются. Популярные заблуждения включают следующие утверждения.

  • Чтобы получить сведения о материалах, использованных при отделке, нужно взять образцы из швов между кирпичами и каменной кладкой. Это общая ошибка происходит благодаря современной практике с цементными штукатурками, когда вся поверхность отделывается одним составом. На самом деле, раньше штукатурка часто наносилась неравномерно толстым слоем с разным составом, что сказывалось на скорости высыхания, результате сушки и приводило к снижению растрескивания.
  • Нанесение верхнего слоя производилось стандартными скребками по типовой схеме. Такое встречалось, но чаще традиционная практика не преобладала и каждый мастер разрабатывал свою методику. В Woodchester Mansion потолки были “поцарапаны” крестообразно, а вот стены были обработаны шпателем с плоским лезвием. В замке Thirlestane слои штукатурки были нанесены с помощью грубого гребня.
  • Растрескивание в базовых покрытиях является неприемлемым. В викторианском особняке Woodchester мы можем наблюдать грунтовки, подлежащие растрескиванию, но трещинки как правило, минимальны. Дальнейшая работа с нанесением штукатурки и литья проводилась после полного высыхания грунтов, поэтому мастера были уверены, что никаких новых трещин или углубления существующих не будет.
  • Верхние слои всегда тоньше, чем грунты. Опять же, это часто справедливо, особенно в интерьерных работах, но не всегда. Бывает, что верхние слои толще  базовых почти в два раза.
  • Слои становятся тоньше с приближением к поверхности. Хотя это правило и соблюдается в большинстве случаев, но существуют и исключения. Например, римские бани в городе Бат имеют верхние штукатурные слои общей толщиной 30 мм, тогда как подлежащее покрытие составляет 20 мм. В начале 19 века использовался прием, когда первичный слой имел  толщину 5-10 мм, в то время как последующие пласты отделки колебались между 20-35 мм в одном сегменте.

В заключение стоит сказать, что самостоятельная реставрация, без помощи специалистов, равноценна дешевой заплатке, которую легко определит любой опытный мастер. Такая работа значительно снижает стоимость гипсовой отделки, если не обесценивает ее полностью. Понимание состава материала, его изучение, отказ от традиционных инструментов являются ключом к сохранению исторического наследия в должном виде. Современная классическая практика быстрой реставрации “на современный манер” может считаться лишь дешевой подделкой, на которую настоящий мастер никогда не пойдет.


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96