Селда Клаучек: гипс — источник вдохновения
Селда (Селестин) Клаучек — чешский скульптор, мастер по гипсу, дизайнер, педагог и палеонтолог — родился в Праге в 1885 г. Тогда никто и подумать не мог, что этот ребенок станет одним из создателей неповторимого облика Чехии, который приводит в восторг туристов до сих пор.
История жизни и творчества
С. Клаучек учился в Школе прикладного искусства в Праге с 1878 по 1881 год. Затем продолжил учебу в Школе прикладного искусства в Вене, в мастерской Э. Кенига. Получив диплом, мастер преподавал декоративную скульптуру в различных студиях в Германии, в частности, в Школе декоративно-прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне.
С 1888 скульптор получил профессорское звание, и перешел в Школу декоративного искусства в Праге, где он руководил студией декоративного рисунка и лепки. В это время он тесно сотрудничал со студией художественного мастерства профессора Эммануила Новака и с керамической мастерской.
Любовь к гипсу у Клаучека развилась в юности, когда он собирал минералы и окаменелости для своей коллекции. В дальнейшем, этот выдающийся человек, благодаря своим исследованиям и сотрудничеству с палеонтологами Национального музея в Праге, прошел путь до уважаемого исследователя, опубликовав свои открытия в профессиональных изданиях.
Фото: источник
Творчество и достижения
Как мастер, С. Клаучек был главным образом заинтересован в изучении и создании орнамента и разработок в декоративном искусстве в области гипсовой лепнины и низкого рельефа.
Стилистически он вышел из историзма, разрабатывая эскизы чисто ренессансного, барочного и эклектического орнамента. По его замыслам выполнение лепных работ осуществлялось как в экстерьере, так и в интерьере, в каминах, мебели, керамике, светильниках и других предметах художественного творчества.
До 1900 года мастер разрабатывал орнамент в стиле модерн, став одним из ведущих чешских дизайнеров в стиле модерн и натурализма. Также благодаря его мастерской был оформлен образцовый интерьер Школы прикладного искусства на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
В 1908 году его мастерская участвовала в выставке декоративно-прикладного искусства в Вене.
Как художник Клаучек был активным до старости, но после Первой мировой войны перестал продвигать идеи модернизма и работал только по частным контрактам.
Фото: источник
Лучшие работы
Графический дизайн его и выпускников его школ сохранился на сотнях фасадов бюргерских домов. Особенно много красивых зданий было создано в Праге, Пльзени и других чешских городах, а также в Вене.
Особенно интересны следующие работы:
- Декорирование фасада и интерьера рыцарского дома Йозефа Воханка, Прага 1 (1898 г.).
- Здание бывшего Провинциального банка Королевства Богемия на Освальда Поливки № 858 / II в Праге 1.
- Здание бывшего пражского городского сберегательного банка Антонина Виля и Освальда Поливки, № 536 / I в Праге 1 (1892 г.).
- Церковь Святого Петра в Праге. Фасад был спроектирован Антонином Вилем. Клаучек является автором рисунков сграффито на фасаде и покровителей в люнетах.
- Дитрихштейнский (Вальтеровский дворец) в Праге 1. Сегодня это резиденция Апостольской нунциатуры.
- Декоративная полоса на постаменте Мыслбека, мемориал на Вацлавской площади в Праге 1.
- Отделка фасада и коридоров многоквартирного дома по проекту архитектора Матея Блеха в Праге 2, Сметанова набережная № 235 / II.
- Декоративное оформление здания Западно-чешского музея в Пльзене, Копецкий парк.
- Декоративная отделка императорских люксов Хофбурга в Вене, недавно отреставрированная архитектором Фридрихом Оманном.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность