Скульптор Джон Флаксман (Лексман) – представитель классического британского неоклассицизма
Этот скульптор, произведения которого считаются классикой венецианской эпохи, работал в стиле неоклассицизма. В его работах прослеживаются традиции античности, эпохи Возрождения и других классических направлений.
Флаксман создал такие шедевры как «Ярость Атамаса», «Аполлон и Марпесса», скульптурные изображения по библейским и античным мотивам. Еще одно его известное произведение – памятник Горацио Нельсону.
Великий скульптор — сын формовщика гипсовых барельефов
Дон Флаксман (Лексман) родился в 1755 году в Йорке. Его отцом был формовщик, отливавший гипсовые слепки для своего магазина. С юных лет молодого человека увлекали античные скульптуры и барельефы. В 15 лет он поступил в Лондонскую королевскую Академию, а уже через пять лет начал создавать свои первые произведения.
Свою карьеру Флаксман начал как дизайнер всемирно известной керамики Джозии Веджвуда. Параллельно скульптор разрабатывал эскизы медалей для монетного двора.
В 1787 году Флаксман отправился в Рим, где занимался гравюрами к античным художественным произведениям. Однако через некоторое время он опять вернулся к скульптуре. Возвратившись в Лондон, скульптор начал работу над самыми разными произведениями — от монументальных композиций до погребальных памятников, созданных для церквей, включая собор Святого Павла и Вестминстерское аббатство.
Скульптор прославился своими погребальными памятниками из гипса, выполненными в особой манере. В них делался акцент на чувство потери, а не на помпезность, характерную для того времени.
До нас дошли эскизы, по которым можно проследить как художник создавал свои произведения. Глядя на них, легко оценить глубину художественного мышления и тонкость работы. Даже предварительные наброски выполнены с ювелирной точностью и тонкостью.
Небольшие сцены с ангелами и траурными фигурами, детали для погребальных мемориалов, показывают, как скульптор разрабатывал композиции, стремясь сделать их совершеннее. Сохранилась даже модель памятника Джорджиане, графине Спенсер, с отпечатками ладоней художника, навсегда оставленными на его задней поверхности.
Фото: источник
Погребальный памятник Флаксману
В Лондонском музее выставлена эскизная модель и большой гипсовый слепок погребального памятника, датируемого 1804 годом. Обелиск, который создал Флаксман для своей кончины, имеет следы рук скульптора и прекрасно передает энергетику произведения.
На гипсовом эскизе изображены две женские фигуры, скорбящие и обнимающиеся над урной — символом вечности. Так показана связь с классическим прошлым и напоминание о смерти. Стела увенчана фронтоном с акротерией и центральной пальметтой. Видна пустая область, куда потом планировалось нанести даты рождения и смерти.
Более крупная гипсовая модель является промежуточной стадией в изготовлении мраморного памятника. Это изысканная скульптура, фактурно гладкая, очень близкая по деталям и отделке к полномасштабному мраморному памятнику.
Оставшиеся эскизы особенно ценны, поскольку сам памятник, расположенный когда-то в церкви Святого Стефана на Колман-стрит в Лондоне, не сохранился. Зато в музеях остались скульптуры и барельефы, которые до сих пор хранят память о своём создателе — Джоне Флаксмане.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (257)
- О дизайне интерьера (140)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность
- Реставрация и консервация гипсовой лепнины: чем они различаются и когда могут быть полезны
- Как гипсовая лепнина влияет на акустику помещения
- Гипсовая лепнина для оформления окон: роскошь и элегантность