Связь гипсовой скульптуры с другими видами искусства
Многие ценители гипса считают гипсовую скульптуру отдельным, уникальным направлением. На самом же деле скульптурирование из любого материала тесно связано с другими направлениями современного искусства.
Настоящий мастер, создавая очередной шедевр, обязательно учитывает физические и пропорциональные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, использует знания в области дизайна. Также мастер по гипсу — это ещё и талантливый художник, знающий возможности использования цвета, тени и других важнейших элементов, делающих готовую работу настоящим произведением искусства.
Связь скульптурирования и архитектуры
Скульптура тесно связана с архитектурой уже много веков. Ведь именно гипс выступает в качестве главного архитектурного украшения и основы для классического дизайна при постройке самых красивых и значимых сооружений.
Вряд ли вы найдете хоть один дворец, собор или старинную церковь, где нет лепнины. И это понятно — только гипс позволяет производить масштабную отделку потолков, стен, лестниц и других элементов здания. Он придает торжественность, великолепие и позволяет изобразить любые сцены, воплотить любые образы, способные впечатлить даже малообразованного человека.
Вспомните ваши чувства и эмоции, которые вы испытывали при входе в любой из старинных дворцов. Пространство, роскошь, торжественность — все это останется, даже если убрать мебель и другие элементы дизайна.
Но будут ли такими же впечатления, если убрать всю гипсовую отделку? Конечно нет! Потому что гипсовые изделия, созданные настоящими мастерами и умело вписанные в элементы здания, сами по себе произведения искусства.
Фото: источник
Архитектура, как и скульптура, связана с трехмерной формой. И хотя центральной проблемой при проектировании зданий является организация пространства, а не массы, существуют стили архитектуры, которые в значительной степени эффективны благодаря качеству и организации твердых форм.
Древние стили каменной архитектуры, в частности египетской, греческой и мексиканской, как раз основаны на скульптурных компонентах. Кроме того, большинство зданий, рассматриваемых снаружи, представляют собой композиции массы. В то же время рост популярности пространственной скульптуры настолько тесно связан с развитием архитектуры, которое стало возможным благодаря современным строительным технологиям, что можно сказать – многие скульпторы 20-го века относились к своим работам именно архитектурно.
Связь гипсовой скульптуры и живописи
Некоторые формы рельефной скульптуры очень близко подходят к искусству живописи, графики, гравюры и т. д. И работы скульпторов, которые активно используют технику кьяроскуро (игру светотени) и создают скорее представления, а не отдельные композиции, выражающие движения и события, не содержащие яркие эмоции героев, именно «живописны». Например, работа Бернини «Экстаз Святой Терезы» (Санта Мария делла Виттория, Рим).
Фото: источник
Связь гипсовой скульптуры, металлической и глиняной посуды
Границы между скульптурой, глиняной посудой и искусством металлообработки не четкие — многие керамические и металлические артефакты имеют все основания считаться скульптурой. Связь между работами промышленных дизайнеров и скульпторов растет и сегодня. Техники скульптурного моделирования, а иногда и сами скульпторы часто участвуют, например, на начальных этапах проектирования дизайна новых автомобильных кузовов.
Тесные отношения, существующие между скульптурой и другими видами изобразительного искусства, подтверждаются количеством художников, которые легко переключаются с одного на другое. Например, Микеланджело, Бернини, Пизанелло, Дега и Пикассо были и великими художниками, и скульпторами одновременно.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)