Скульптура и мозаика — вечный союз
Мозаика и скульптура — классическое сочетание. Казалось бы, между ними нет ничего общего – мозаика плоская, а скульптура объёмная. Но именно эти особенности позволили двум направлениям не просто существовать вместе, а прекрасно дополнять друг друга.
Мозаика и лепнина — сочетание материалов, известное с древности
Еще древние ацтеки покрывали поверхность своих скульптурных произведений мозаикой. Во многих музеях можно увидеть маски и другие ритуальные предметы, покрытые бирюзовыми мозаичными элементами.
Эта тенденция была распространена и в Древнем Риме, где мозаикой украшали лепные фонтаны. Ей также декорировали ниши и арки, причём мозаика прекрасно сочеталась с гипсовыми скульптурами и другими лепными элементами.
Лепнина и мозаика — триумфальное возвращение
После падения Рима искусство мозаики и лепнины пришло в упадок, чтобы потом вернуться снова. Уже в раннехристианские и византийские времена в полу появляются необычные фигурные крестильные купели, полностью покрытые мозаикой, иногда они украшались фигурными лепными элементами.
Такие произведения встречаются и в Африке, особенно в Тунисе, где мастера мозаики достигли небывалого совершенства. Там и сейчас распространено сочетание цветного покрытия и лепнины, но, к сожалению, вместо мозаики нередко используется дешевая пластмасса.
В последующие века сочетание лепнины с мозаикой было тоже очень популярно. Насколько она красиво смотрится, можно убедиться, оценив великолепные интерьеры базилики Сан-Марко 12 века. Такое оформление позволило совместить яркость мозаичной поверхности и пластичность скульптуры.
Лепнина и мозаика в XIX–XX веках
С таким сочетанием экспериментировал Антонио Гауди в парке Гуэль, Доме Бальо, Доме Мила и Храме Святого Семейства в период между концом XIX и началом XX века. Эта техника называется тенкадиз и представляет собой уложенную плитку, разломанную на мелкие куски.
Чтобы посмотреть на другие современные мозаичные скульптуры, нужно вернуться в Италию. Здесь в 1933 году в Риме проходила выставка искусства Центральной Америки – области, куда входят Мексика Никарагуа и Гондурас. В этих произведениях произошло обратное соединение жанров – из мозаики были выложены картины, где изображены лепные вазы, колонны, балюстрады. Мозаичные панно также украшали изображения птиц и плодов
Еще одна выставка, посвященная соединению лепнины и мозаики, прошла в 2018 году в Художественном музее итальянского города Равенна. Автор скульптур – Деоро Ороде – скульптор–самоучка из Милана, который занимается мозаикой и живописью, пытаясь их соединить между собой.
Его бюсты и изображения животных, благодаря мозаике приобретают блестящую и сюрреалистичную согласованность. Они становятся переливающимися и драгоценными, в том числе благодаря обильному использованию золотых мозаичных элементов.
Фото: источник
Автором новой вариации классического сочетания лепнины и мозаики, применяемой Деоро Ороде, был Лючио Фонтана (1899-1968) — многогранный художник с особым видением мира. Этот абстракционист известен далеко не всем, причём известность ему принесли необычные картины с разрезами и дырками. Но даже не все искусствоведы знают, что Лучо Фонтана когда-то был традиционным скульптором, причём происходил он из старинной династии скульпторов и закончил миланскую Академию Брера. Поэтому его пристрастие к скульптуре вполне объяснимо.
В этой же технике работал и Мирко Базальделла (1910-1969). Его ужасающая маска покрыта разноцветной мозаикой, состоящей из ярких фрагментов – красных, черных, зеленых, бирюзовых.
Мозаичный дом
Во Франции дорожный мастер Раймон Исидор проделал интересную работу. Более, чем за двадцать лет, с 1936 по 1962 год, он покрыл свой дом и его обстановку фрагментами керамики.
Дом был превращен в “ковер”, состоящий из цветной лепнины, оклеенной мозаикой. Получился довольно странный интерьер, который затем долгое время использовали дизайнеры, конечно, в менее концентрированном виде.
Лепные осьминоги, одежда, перчатки и стулья, покрытые мозаикой — новые варианты старинного искусства
У разных авторов можно встретить весьма необычное сочетание лепных элементов и мозаики:
- Мариалуиза Тадей создала синего осьминога, лежащего на лужайке Йоркширского парка в Великобритании. Авторша сказала про свою скульптуру, что это вызов обществу потребления. Сложно сказать, как совмещаются осьминог и потребление, но существо с красно-синими щупальцами и зелеными глазами выглядит очень симпатично.
- Скульптуры Атоса Онгаро более традиционные. Эта техника схожа с той, что была у древних ацтеков. Мозаика покрывает классические статуи, делая их яркими и необычными. Выглядит интересно, свежо и даже гламурно.
- Легендарное гигантское кресло «Proust» от Алессандро Мендини — итальянского дизайнера и архитектора. Этот гигантский предмет мебели, покрытый мелкими мозаичными элементами, является символом возрожденного постмодернизма в дизайне.
- Афон Онгаро вместе с Алессандро Мендини создали целую коллекцию гигантских предметов, сверкающих мозаикой. Здесь можно увидеть лепные золотые пиджаки, кружки, ботинки, торшеры, перчатки.
Пожалуй, самая необычная и трогательная работа, выполненная в такой технике — могила русского танцовщика Рудольфа Нуриева, похороненного на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа.
Надгробье, созданное художником-декоратором Эцио Фриджерио, изображает кавказский килим – тип ковра, который очень любил Нуриев. Отделка имеет двадцать оттенков красного и десять – золотых. Авторам удалось достичь невероятной иллюзии – ковёр выглядит одновременно мягким и твёрдым, жарким и холодным, а сам памятник представляет собой сплав барокко и авангарда.
В этих произведениях максимально органично объединены возможности мозаики и лепнины. Отрадно, что современные мастера могут найти применение старинным техникам и способам оформления лепных изделий, известным со времен ацтеков.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность