(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Скульптура и мозаика — вечный союз

Скульптура и мозаика - вечный союз

Мозаика и скульптура — классическое сочетание. Казалось бы, между ними нет ничего общего – мозаика плоская, а скульптура объёмная. Но именно эти особенности позволили двум направлениям не просто существовать вместе, а прекрасно дополнять друг друга.

Мозаика и лепнина — сочетание материалов, известное с древности

Еще древние ацтеки покрывали поверхность своих скульптурных произведений мозаикой. Во многих музеях можно увидеть маски и другие ритуальные предметы, покрытые бирюзовыми мозаичными элементами.

Эта тенденция была распространена и в Древнем Риме, где мозаикой украшали лепные фонтаны. Ей также декорировали ниши и арки, причём мозаика прекрасно сочеталась с гипсовыми скульптурами и другими лепными элементами.

Лепнина и мозаика — триумфальное возвращение

После падения Рима искусство мозаики и лепнины пришло в упадок, чтобы потом вернуться снова. Уже в раннехристианские и византийские времена в полу появляются необычные фигурные крестильные купели, полностью покрытые мозаикой, иногда они украшались фигурными лепными элементами.

Такие произведения встречаются и в Африке, особенно в Тунисе, где мастера мозаики достигли небывалого совершенства. Там и сейчас распространено сочетание цветного покрытия и лепнины, но, к сожалению, вместо мозаики нередко используется дешевая пластмасса.

В последующие века сочетание лепнины с мозаикой было тоже очень популярно. Насколько она красиво смотрится, можно убедиться, оценив великолепные интерьеры базилики Сан-Марко 12 века. Такое оформление позволило совместить яркость мозаичной поверхности и пластичность скульптуры.

Лепнина и мозаика в XIX–XX веках

С таким сочетанием экспериментировал Антонио Гауди в парке Гуэль, Доме Бальо, Доме Мила и Храме Святого Семейства в период между концом XIX и началом XX века. Эта техника называется тенкадиз и представляет собой уложенную плитку, разломанную на мелкие куски.

Чтобы посмотреть на другие современные мозаичные скульптуры, нужно вернуться в Италию. Здесь в 1933 году в Риме проходила выставка искусства Центральной Америки – области, куда входят Мексика Никарагуа и Гондурас. В этих произведениях произошло обратное соединение жанров – из мозаики были выложены картины, где изображены лепные вазы, колонны, балюстрады. Мозаичные панно также украшали изображения птиц и плодов

Еще одна выставка, посвященная соединению лепнины и мозаики, прошла в 2018 году в Художественном музее итальянского города Равенна. Автор скульптур – Деоро Ороде – скульптор–самоучка из Милана, который занимается мозаикой и живописью, пытаясь их соединить между собой.

Его бюсты и изображения животных, благодаря мозаике приобретают блестящую и сюрреалистичную согласованность. Они становятся переливающимися и драгоценными, в том числе благодаря обильному использованию золотых мозаичных элементов.

Мозаика и лепнина - сочетание материалов, известное с древности

Фото: источник

Автором новой вариации классического сочетания лепнины и мозаики, применяемой Деоро Ороде, был Лючио Фонтана (1899-1968) — многогранный художник с особым видением мира. Этот абстракционист известен далеко не всем, причём известность ему принесли необычные картины с разрезами и дырками. Но даже не все искусствоведы знают, что Лучо Фонтана когда-то был традиционным скульптором, причём происходил он из старинной династии скульпторов и закончил миланскую Академию Брера. Поэтому его пристрастие к скульптуре вполне объяснимо.

В этой же технике работал и Мирко Базальделла (1910-1969). Его ужасающая маска покрыта разноцветной мозаикой, состоящей из ярких фрагментов – красных, черных, зеленых, бирюзовых.

Мозаичный дом

Во Франции дорожный мастер Раймон Исидор проделал интересную работу. Более, чем за двадцать лет, с 1936 по 1962 год, он покрыл свой дом и его обстановку фрагментами керамики.

Дом был превращен в “ковер”, состоящий из цветной лепнины, оклеенной мозаикой. Получился довольно странный интерьер, который затем долгое время использовали дизайнеры, конечно, в менее концентрированном виде.

Лепные осьминоги, одежда, перчатки и стулья, покрытые мозаикой — новые варианты старинного искусства

У разных авторов можно встретить весьма необычное сочетание лепных элементов и мозаики:

  • Мариалуиза Тадей создала синего осьминога, лежащего на лужайке Йоркширского парка в Великобритании. Авторша сказала про свою скульптуру, что это вызов обществу потребления. Сложно сказать, как совмещаются осьминог и потребление, но существо с красно-синими щупальцами и зелеными глазами выглядит очень симпатично.
  • Скульптуры Атоса Онгаро более традиционные. Эта техника схожа с той, что была у древних ацтеков. Мозаика покрывает классические статуи, делая их яркими и необычными. Выглядит интересно, свежо и даже гламурно.
  • Легендарное гигантское кресло «Proust» от Алессандро Мендини — итальянского дизайнера и архитектора. Этот гигантский предмет мебели, покрытый мелкими мозаичными элементами, является символом возрожденного постмодернизма в дизайне.
  • Афон Онгаро вместе с Алессандро Мендини создали целую коллекцию гигантских предметов, сверкающих мозаикой. Здесь можно увидеть лепные золотые пиджаки, кружки, ботинки, торшеры, перчатки.

Пожалуй, самая необычная и трогательная работа, выполненная в такой технике — могила русского танцовщика Рудольфа Нуриева, похороненного на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа.

Надгробье, созданное художником-декоратором Эцио Фриджерио, изображает кавказский килим – тип ковра, который очень любил Нуриев. Отделка имеет двадцать оттенков красного и десять – золотых. Авторам удалось достичь невероятной иллюзии – ковёр выглядит одновременно мягким и твёрдым, жарким и холодным, а сам памятник представляет собой сплав барокко и авангарда.

В этих произведениях максимально органично объединены возможности мозаики и лепнины. Отрадно, что современные мастера могут найти применение старинным техникам и способам оформления лепных изделий, известным со времен ацтеков.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96