(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

10 шедевров скульптуры из провинциальных музеев Франции

10 шедевров скульптуры из провинциальных музеев Франции

Франция — всеми признанная сокровищница, хранящая лучшие произведения искусства. Эта страна уже сама по себе шедевр, созданный природой и людьми, — благодатный теплый климат, роскошные пейзажи, красивый язык и местные жители, старинные улочки с колоритными домами и французскими балкончиками, превращенными в цветники, ароматный кофе и знаменитое французское вино — все это привлекает сюда толпы туристов. Но главное, что отличает Францию от многих других стран, — огромное количество музеев с необыкновенными интересными экспозициями. 

И, если вы думаете, что лучшие работы можно увидеть только в Париже, вы глубоко заблуждаетесь. Произведения искусства мастеров с мировым именем есть и в провинциальных музеях. Например, если говорить о скульптуре, в провинции выставляются работы Альберто Джакометти, Джона Прадье, Ники де Сен-Фалль, Камиллы Клодель…

Сегодня поговорим о 10 шедеврах из провинциальных французских музеев. Ими можно насладиться вдали от шумного Парижа.

1. Музей изобразительных искусств в Орлеане: «Бичевание Христа» Баччо Бандинелли

Основная коллекция скульптур итальянского Возрождения хранится в Лувре, но несколько таких работ есть и в других французских музеях. Например, в Музее изобразительных искусств Орлеана есть скульптура «Бичевание Христа», признанная настоящим сокровищем этого цветущего периода. Автор работы — флорентийский скульптор Баччо Бандинелли (1488—1560).

Музей изобразительных искусств в Орлеане: «Бичевание Христа» Баччо Бандинелли

Фото: источник

Бандинелли — главный соперник Микеланджело и фаворит Медичи — стал одним из главных художников при дворе Медичи, великих герцогов Тосканы, и основал академию художников в Ватикане (1531) и Флоренции (1550). Соперники и завистники изображали Бандинелли ревнивым, вспыльчивым и лишенным таланта, но сохранившиеся работы доказывают, что он был более выдающимся скульптором, чем многие его современники.

Одна из таких скульптур — «Бичевание Христа». На поверхности барельефа тонко выточено изображение Христа и палачей, хлещущих его веревками. Они запечатлены в полном движении с малейшими деталями. В барельефе можно рассмотреть скручивание обнаженных тел и каждую мышцу, выступающую под кожей.

2. Музей изобразительных искусств в Лионе: «Одалиска» Джеймса Прадье

Чувственную тему одалисок — гаремных женщин, заставивших всю Европу фантазировать в девятнадцатом веке, — иллюстрировали немногие скульптуры. Среди них — Джеймс Прадье (1790—1852), занявший одно из значимых мест во французской классической скульптуре.

Музей изобразительных искусств в Лионе: «Одалиска» Джеймса Прадье

Фото: источник

Скульптор французского происхождения создал известные рельефы на Триумфальной арке, статуи вокруг саркофага Наполеона I в церкви Инвалидов, скульптуры на площади Согласия, символизирующие Страсбург и Лилль, фигурные композиции с мифической тематикой — Три грации, Ниобида и другие известные во всем мире работы. Творчество Прадье относится к академическому направлению неоклассицизма, его отличают лирические акценты, в портретных скульптурах чувствуется влияние романтизма.

Прадье, создавая свою одалиску, был вдохновлен древней Венерой. В итоге мы видим не менее красивую восточную женщину в тюрбане. Художник порывает с традиционным приличием, представляя одалиску сидящей на полу в дерзкой естественной позе, показывая мягкость ее голой кожи, упругость спины и красоту изгибов, сублимированных полированным мрамором, предлагая необыкновенное сочетание реализма и идеала.

3. Музей изобразительных искусств в Реймсе: «Зачем родиться рабом?» Жан-Батиста Карпо

Этот полихромный гипсовый бюст необарочного скульптора Жан-Батиста Карпо (1827—1875) — одна из подготовительных работ для Фонтана четырех частей света (Сад Марко Поло, Париж). 

Музей изобразительных искусств в Реймсе: «Зачем родиться рабом?» Жан-Батиста Карпо

Фото: источник

Критики скульптуры середины девятнадцатого века во Франции обращали внимание на ее часто рабскую мимикрию древних произведений и на помпезность общественных памятников. Шарль Бодлер в своем эссе «Почему скульптура скучна» осуждал ограничения трехмерного скульптурного изображения. Более поздний сдвиг во вкусе в сторону более свободного и натуралистичного стиля иллюстрируется работой скульптора Второй империи Жан-Батиста Карпо. Порвав с традиционными подходами к историческим сюжетам и портретной живописи, Карпо наполнил свою скульптуру ранее невиданной свободой и непосредственностью.

Яркая работа — скульптура «Зачем родиться рабом?», представляющая скованную узами чернокожую женщину с напряженным взглядом. Она с болью и гневом ставит под сомнение справедливость своей судьбы и жалуется на бесчеловечное обращение с ней со стороны таких же людей, но рожденных в достатке и с белой кожей. Ее взгляд словно обращен в будущее, где она будет свободна.

4. Художественный музей Фабра в Монпелье: «Зима» Жан-Антуана Гудона

Выставленная в музее Фабра статуя девушки, задуманная как аллегория зимы, — одно из самых символичных творений Жан-Антуана Гудона (1741—1828).

Художественный музей Фабра в Монпелье: «Зима» Жан-Антуана Гудона

Фото: источник

Ж.-А. Гудон — один из лучших французских неоклассических скульпторов и портретистов XVIII века, известный своими реалистическими изображениями Вольтера, Дидро, Руссо и Людовика XVI. Автор создал множество бюстов известных деятелей эпохи Просвещения: политиков, философов, ученых и аристократов, включая первого президента Соединенных Штатов Джорджа Вашингтона, пригласившего его в Америку именно с этой целью.

Жан-Антуан Гудон еще в возрасте 20 лет выиграл Римскую премию, престижную награду, благодаря чему отправился в Рим для изучения античных и ренессансных работ. Через 10 лет, вернувшись в Париж, он начал выставлять свои скульптуры в салонах, быстро завоевав признание публики. Его работы отличали сходство с моделью и исключительно точное запечатление характеров.

Чтобы оценить мастерство скульптора, достаточно увидеть скульптуру «Зима», где замерзшая девушка, стоя с опущенной головой, кутается в потрепанную и изношенную шаль, из под которой видно обнаженное тело. Эта замерзающая молодая девушка буквально заставляет зрителя дрожать от холода, пробуждая сострадание. Но в то же время ее тело выглядит молодым и чувственным.

5. Дворец изящных искусств в Лилле: «Мари-Мадлен на коленях» Жоржа Лакомба

Великое спокойствие исходит от этой странной коленопреклоненной Марии Магдалины. Чистая и массивная святая из красного дерева, кажется, сгибается под тяжестью густых волос, выгравированных тонкими полосами, волнообразно прилегающими к ее ногам. При этом мастер Жорж Лакомб (1868—1916), создавший скульптуру, был атеистом, яростно выступавшим против любой идеи религии после того, как получил католическое образование, слишком строгое для его вкуса.

Дворец изящных искусств в Лилле: «Мари-Мадлен на коленях» Жоржа Лакомба

Фото: источник

Лакомб — единственный скульптор в модернистическом движении Наби, следующий завету чистых линий и массивных форм. Он работал в плоскости, то есть лепил в нижнем рельефе. Мастер изобразил эту библейскую фигуру, вдохновленный древним Египтом, бретонским народным искусством и работами Поля Гогена. Мария Магдалина стоит на коленях. Ее правая рука приложена к сердцу в знак благочестия. Левая рука опирается на бедро, как у резных фигур Древнего Египта. Это не случайно — у Лакомба была коллекция фотографий работ египетского отдела Лувра.

И хотя Мария Магдалина обычно богато украшена, ничто здесь не отвлекает взгляд зрителя. Суть этого произведения – это впечатление безмятежности и благочестия. Кажется, что такая скульптура была заказана по религиозным соображениям для украшения церкви. Но это не так: тему выбрал сам Лакомб. Это одна из двух его работ, изображающих библейскую фигуру, вторая — фигура Иисуса Христа, сохранившаяся в Бресте.

6. Музей искусства и промышленности в Рубе: «Благородный олень» Франсуа Помпона

Каменный белый медведь — любимое произведение детей, посещающих Музей д’Орсе в Париже. Но у этой скульптуры есть достойный конкурент — величественный бронзовый олень, установленный перед входом в бывшие ванны Piscine de Roubaix – мифический бассейн в стиле ар-деко, превращенный в уникальный музей скульптуры. Это также еще один великий шедевр скульптора-анималиста Франсуа Помпона (1855—1933). 

Музей искусства и промышленности в Рубе: «Благородный олень» Франсуа Помпона

Фото: источник

Родившийся в 1855 г. скульптор Франсуа Помпон внезапно прославился в возрасте шестидесяти семи лет благодаря «Белому медведю», выставленному в Осеннем салоне в 1922 году. «Благородный олень» был начат в конце XIX века, но его фигура с элегантными и авангардными линиями принесла знаменитость скульптору также лишь в 1920-х годах, когда его творения были наконец оценены.

В этот период вкус к полноценным и стилизованным формам стал частью доминирующего «возвращения к порядку». С тех пор скульптор добился реальных успехов — интеллектуальных и коммерческих. Ему было посвящено много книг, его слава распространилась за рубежом, а его скульптуры из камня, бронзы и фарфора, основанные на гипсовой модели, тиражировались в большом количестве.

7. Музей скульптуры Камиллы Клодель в Ножан-сюр-Сен: «Вальс» Камиллы Клодель

Абсолютный шедевр Камиллы Клодель (1864—1943) — скульптура «Вальсирующие» — наиболее известна в бронзовой версии. Но в музее в Ножан-сюр-Сен хранится вариант, выполненный из желтого песчаника, окрашенного морской зеленью, что придает более хрупкий, нежный и волшебный вид этой паре обнаженных танцоров, унесенных вихрем любви и чувственности. 

Музей скульптуры Камиллы Клодель в Ножан-сюр-Сен: «Вальс» Камиллы Клодель

Фото: источник

Выставленная в Ножан-сюр-Сен в музее, посвященном Клодель, эта головокружительная работа часто рассматривается как воскрешение разрушительной страсти, связывавшей ее с другим великим скульптором своего времени Огюстом Роденом.

Влюбленные кружатся в страстном танце, нежно обнимаются, их руки переплетаются. Эта скульптура изначально задумывалась как воплощение легенды, описывающей разделение полов и появление из одного тела двух половинок, с этого момента постоянно ищущих друг друга, чтобы снова создать одно целое, но в итоге стала символом неразрывной любви.

8. Музей современного искусства в Ницце: «Нана Нуар Вверх ногами» Ники де Сен-Фалль

В галерее «MAMAК» в Ницце, посвященной работам Ники де Сен-Фалль (1930—2002), можно увидеть одну из интереснейших скульптур этого автора: «Нана Нуар, стоящая на руках». Ники де Сен-Фалль — единственная женщина, принятая в общество Nouveaux Réalistes, представляющее художественный авангард эпохи, в значительной степени мужской.

Музей современного искусства в Ницце: «Нана Нуар Вверх ногами» Ники де Сен-Фалль

Фото: источник

Ники де Сен-Фалль — франко-американская художница, работавшая в направлении нового реализма. Ее работы разрушали традиционные представления о женщинах и деконструировали классические архетипы. Скульптуры Сен-Фалль представляют собой конгломерат повседневных предметов и мусора, свидетельствующий о потребительском отношении общества, процветавшее в те годы.

Одна из первых работ в коллекции «Нана» — Nana Noire Upside-down. Эта сетчатая структура, покрытая смесью ткани, краски и клея и украшенная цветными шерстяными нитями, формируется в женщину, делающую колесо в красочном трико. 

Вся коллекция, создаваемая с 1965 г., представляет собой красочных пухлых веселых женщин, выражающих женскую силу и свободу. Именно она, став глотком свежего воздуха, сделала художницу знаменитой.

9. Музей Гране в Экс-ан-Провансе: «Падающий человек» Альберто Джакометти

Скульптура «Падающий человек», находящаяся в музее Гране, создана самым дорогим скульптором прошлого века Альберто Джакометти (1901—1966). Это блестящий конкурент самой символической работе автора «Человек, который ходит». 

Музей Гране в Экс-ан-Провансе: «Падающий человек» Альберто Джакометти

Фото: источник

Альберто Джакометти – один из важнейших скульпторов ХХ века. С юности он получил художественное образование в Школе изящных искусств и Школе индустриальных искусств в Женеве. Но классика была Джакометти не интересна. Первоначально он был вдохновлен примитивной скульптурой и древними культурами – в частности шумерской, египетской, кикладской, африканской и аборигенной. Затем на творчество Джакометти оказали влияние сюрреалисты. 

Самые известные фигурные скульптуры с характерной вытянутой формой были созданы Джакометти в послевоенный период. Скульптуры все чаще ссылались на экспрессионизм, приобретая новое индивидуальное измерение. Пример такой работы — падающий человек. 

Сведенный к тонкой растянутой фигуре, этот неуравновешенный персонаж, кажется, находится на грани падения. Хрупкое, как спичка, его бронзовое тело вполне может сломаться при падении. Эта скульптура — поэтическое воскрешение человеческого состояния во всей его суровости и хрупкости.

10. Музей современного искусства метрополии Лилля в Вильнев-д’Аск: «Южный крест» Александра Колдера

Эта абстрактная скульптура из стали, выполненная в 1969 году американским художником Александром Колдером (1898—1976), асом металлических мобилей, развернута в самом сердце парка скульптур ЛАМ.

Музей современного искусства метрополии Лилля в Вильнев-д'Аск: «Южный крест» Александра Колдера

Фото: источник

Колдер наиболее известен своими скульптурами, но он также рисовал картины, создавал графику и сценографию для театра, оформлял ювелирные изделия. Родители настояли на обучении Колдера в Технологическом институте Стивенса, что впоследствии и сказалось на его творчестве. Он начал создавать статичные скульптуры из проволоки и железных листов, а затем строить подвижные кинетические скульптуры, перемещаемые сначала вручную или на мотоцикле, а затем при помощи воздуха. Знание математики и физики позволяло идеально проектировать и воплощать в жизнь все задуманное. 

Инновационные решения не имели ничего общего с традиционно понимаемой скульптурой. Работы Колдера напоминают каких-то нереальных существ — они двигаются, но в то же время интересны и интригующи.

Например, «Южный крест». Это странное сооружение, более семи метров в высоту, буквально подвешено в воздухе благодаря умной игре баланса и рою красных и синих фигур — цепляясь за тонкие металлические стержни, они незаметно движутся по ветру. Искусствоведы называют «Южный крест» монументальным резюме мастера!

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96