Вечная красота: скульптурные изображения спортсменов
Современные эталоны красоты мало чем отличаются от античных. Нас также привлекают мускулистые тела, а понятие об идеальных пропорциях сохранилось практически без изменений. Поэтому мы до сих пор восторгаемся совершенством Дискобола и копьеносца Дорифора. Давайте в преддверии грядущей пекинской олимпиады вспомним самые известные скульптурные античные изображения атлетов и спортсменов.
Барельеф 3000-1450 гг. до н.э.
Этот агатовый барельеф найден в могиле воина-грифона в греческом городе Пилосе. Удивительно, насколько точно и детально выполнено изображение, высекаемое мастером на камне шириной всего 3,4 см. Обратите внимание на мускулатуру и движения атлетичных бойцов. Даже сейчас далеко не все мастера могут похвастаться такой точностью деталей.
К сожалению, этот период оставил осень мало скульптурных произведений. Только после темных, плохо изученных веков с 800 г. до н.э. начал появляться узнаваемый античный стиль в искусстве.
Статуи атлетов 800-479 гг. до н.э
В этот период появились куросы – статуи молодых мужчин, устанавливаемые возле храмов. Юноши изображались стоящими в полный рост с немного выдвинутой вперёд ногой. Руки плотно прижаты к бёдрам или немного согнуты.
У статуй четко прослеживаются пропорции, строго соблюдавшиеся древними скульпторами. Поэтому даже в наше время атлеты кажутся идеально сложенными. Для чего устанавливали такие скульптурные изображения, пока неизвестно. По одной из версий это были изображения древних солдат, а по другой – атлетов. Самая известная скульптурная композиция того времени Клеобис и Битон найдена в Дельфах.
В те годы изображали спортивных юношей и девушек. Больше всего таких изображений нашли в Спарте – государстве, где царил культ тела, а мужчины и женщины были атлетичными и хорошо сложенными.
Древний скульптор изобразил спортсменку в короткой тунике, занимающуюся подвижным видом спорта. Учёные считают, что скульптура спартанки украшала сосуд.
Классические скульптуры спортсменов 500-300 гг. до н.э.
Произведения этого периода лучше всего знакомы любителям искусства. И тогда, и сейчас красивой считалась классическая обнаженная натура. Но не все знают, что многие сохранившихся греческие скульптуры тех лет на самом деле – римские версии.
Римляне любили греческое искусство и старались сделать гипсовые копии произведений. Римские реплики сохранились в гораздо большем количестве по сравнению с греческими оригиналами. Именно благодаря римлянам мы можем любоваться прекрасными статуями.
Одно из самых известных произведений того времени – скульптура Дорифора. Это имя означает «копьеносец», поскольку он, вероятно, первоначально держал в руке копье. Автора Поликлейта называют лучшим скульптором мужчин, а главными героями его работ были атлеты с идеальными телами. Мастер интересовался пропорциями тела и даже написал эссе на эту тему.
В статуе показан баланс между мышечным напряжением и расслаблением. Атлет стоит одной ногой вперед, как в более ранних древнегреческих изображениях. Оригинальная статуя утеряна, но Дорифор был так любим в римском мире, что было создано множество версий этого произведения. Одна из них, найденная в Помпеях, хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.
Фото: источник
Второе известное скульптурное произведение – статуя дискобола. Она настольно полюбилась римлянам, что они сделали много копий греческого оригинала. Детально проработанной мускулатурой спортсмена восхищаются и сейчас. На самом деле метнуть диск из такого положения довольно сложно. Но зато юноша смотрится красиво и поражает атлетическим сложением. Самая известная римская реплика Дискобола выставлена в Национальном музее Рима.
Статуи эллинистического и римского периода (323-146 гг. до н.э.)
Этот период длился от смерти Александра Македонского до римского завоевания Греции. Скульптура стала не такой идеализированной, поэтому изображения выглядят более реалистично:
- Фарнезский Геркулес – увеличенная копия, созданная скульптором Гликоном с более раннего произведения Лисиппа. Статуя изображает легендарного героя, имевшего мощное спортивное тело. Статуя была изготовлена для терм Каракаллы в Риме, чтобы мифологический атлет с суровым выражением лица наблюдал за купающимися римлянами. Скульптура выставлена в Национальном археологическом музее Неаполя.
- Боксер на отдыхе, известный как Кулачный или Квиринальский боец. В отличие от римских копий греческих произведений это оригинал. Нашли статую бойца в 1885 году при раскопках на самом высоком Квиринальском холме Рима. Утомленный сидящий обнаженный боксер с порезами на руках после драки демонстрирует мускулистый торс. Его губы рассечены, нос перебит, ухо разорвано, а на лице и теле видны следы поединков.
- Скульптура атлетически сложенного эллинистического царя, найденная рядом с боксером. Что это за правитель, до сих пор не установлено. Скорее всего, в древности скульптуры стояли рядом. И теперь они обе выставлены в национальном музее Рима.
Античные спортсмены были популярны не меньше современных. Медалей тогда не было, поэтому их награждали венками из лавра, сосновых веток или дикого сельдерея. Спортсмен-победитель также получал красную шерстяную повязку. Момент ее вручения изображает скульптура Полидекта «Диадумен», выставленная возле Олимпийского музея в Лозанне. Благодаря древним историкам мы многое знаем о том, как проходили игры, а скульпторы показали нам, как выглядели спортсмены и атлеты тех лет.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (257)
- О дизайне интерьера (140)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность
- Реставрация и консервация гипсовой лепнины: чем они различаются и когда могут быть полезны
- Как гипсовая лепнина влияет на акустику помещения
- Гипсовая лепнина для оформления окон: роскошь и элегантность