(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Восстановление гипсовых памятников на кладбище

Восстановление гипсовых памятников на кладбище

Старинные кладбища — это не просто погосты, часто это уникальное сочетание необычных и разнообразных исторических памятников, своего рода отчет о социальной истории общества и богато представленный растительный и животный мир. Кладбища стали убежищем для древних деревьев и многих разновидностей мхов, лишайников и папоротников, редко встречающихся в природе сейчас. Все больше и больше таких мест признаются исторически значимыми памятниками.

Широкое использование погостов как общественного пространства привело к повышенному вниманию специалистов, занимающихся охраной памятников. В связи с том, что большая часть надгробий, особенно выполненных из гипса, находится в плохом состоянии, рано или поздно встает вопрос об их реставрации.

В этой статье рассматриваются некоторые механизмы восстановления погостов, принятые в цивилизованных странах и вполне применимые в наших условиях.

Основные причины разрушения старинных кладбищ

Многие люди считают, что в разрушении старинных кладбищенских памятников виноваты исключительно вандалы. Но так ли это? Увы, в большинстве случаев источником гибели уникальных сооружений, содержащих элементы гипса, — надгробий, памятников, часовен, усыпальниц — являются вполне адекватные люди. Неправильный уход и неграмотная реставрация приносят гораздо больше бед, чем толпа хулиганов.Чтобы не быть голословными, приведем ряд примеров.

  • Учитывая исконное значение посадок возле памятников, неудивительно, что растительность является одним из главных виновников дестабилизации и разрушения гипсовых памятников, установленных на погостах. Плющ, хмель, дикий виноград и другие виды древесных лиан легко вторгаются в каменную кладку оснований памятников, разрушая ее. С разрушением фундамента гибнет и надгробие.
  • Еще одна причина — обвитие гипса зеленью. Под буйной растительностью формируется влажная, плохо проветриваемая среда, постепенно разрушающая хрупкий материал. Такие условия идеальны для образования грибков и плесени, буквально разъедающих гипс.
  • Следующий виновник разрушения исторических надмогильных памятников — оседание почвы из-за неправильной нагрузки надстройки. Зачастую такие сооружения достраивались в течение многих столетий, так как каждое поколение стремилось усовершенствовать родовую усыпальницу. Печальный итог такой деятельности — крен с последующим разрушением. А если под постройкой был оборудован склеп, то ей и вовсе грозит обвал. Неграмотная реставрация в данных случаях порой приводит к открытию человеческих останков.
  • Следующей ключевой причиной разрушения гипсовой поверхности и структурного распада сооружений является присутствие железных креплений, которые широко использовались в качестве структурных связей в памятниках. Со временем железо подвергается повышенной влажности, проникающей через поры и трещинки, и ржавеет. В результате коррозии металлическая конструкция меняется в объеме, оказывая давление на окружающий раствор, это приводит к растрескиванию поверхности. Со временем приток воздуха к металлу усиливается, в результате чего механизм распада и объемного увеличения железа ускоряется, что в конечном итоге приводит к полному разрушению.
  • Надгробные плиты и кресты, содержащие надписи, также подлежат разрушению из-за выветривания и кристаллизации солей, проникающих в пористую структуру раствора и каменной кладки. Удаление солей нельзя производить самостоятельно, так как начинать реставрацию следует с установления природы солей и выявления путей их попадания. Если оставить данный процесс без внимания, то он приведет к дезагрегации и потере детализации на поверхности.
  • Сглаживание барельефа на гипсовой поверхности также часто связано с выветриванием, если архитектурное сооружение имеет неправильное расположение или острый угол наклона.

Обследование и реставрация гипсовых монументов

Механизмы распада, описанные выше, приводят не только к потере памятников, а и к постепенному запустению кладбища. Сильно поврежденные надстройки больше не могут выполнять свое назначение, за ними перестают следить, территория заполняется дикой растительностью. Загущение посадок приводит к разрушению оставшихся сооружений. В Европе в таких случаях, когда имеются опасения по поводу судьбы исторически ценных погостов, принимаются немедленные меры по их восстановлению.

Работы начинаются с оценки ущерба и описания состояния всех кладбищенских сооружений. На основании результатов формируется доклад, необходимый для получения финансирования. Также данный документ является важным инструментом в построении стратегии реставрации кладбищенской территории и отдельных объектов, расположенных в ее пределах.

Подробное описание кладбища и рекомендации для формирования бюджета и фронта работ предоставляют полную информацию о текущем состоянии памятников, а также о приоритете их восстановления. Специалист по гипсу, составляющий свою часть отчета, разрабатывает рекомендательную схему реставрации надгробий, которая включает описание местоположения, дизайна и состояния каждого памятника на кладбище.

Привлечение меценатов и волонтеров

Мы все понимаем, что реставрация даже одного исторически ценного памятника, будь он сделан из гипса или другого материала, — удовольствие дорогое, что уж говорить о восстановлении целого кладбища. Не нужно думать, что проблема финансирования возникает только в России, другие страны также не отличаются сверхбогатой казной, способной обеспечить все запросы хранителей старины. В данном случае за границей вопрос решается привлечением меценатов и волонтеров из различных слоев общества. Иными словами, восстановление значимых памятников — задача, практически всегда воплощаемая общими силами.

Сбор необходимых средств производится в несколько этапов.

  • Подробный отчет, составленный и подписанный экспертами, предоставляется в местные органы власти. Те, изучив полученные сведения, обозначают сумму, которую можно выделить сразу. Еще часть закладывается в бюджет на предстоящий период.
  • Далее объявляется конкурс на гранты, включающие работы по реставрации отдельных памятников и объемных работ по благоустройству территории. Реставрационный объем работ распределяется в зависимости от материала, подлежащего восстановлению. Например, гипсовые памятники должны ремонтировать мастера из студий, производящих гипсовую лепнину, а металлические ограды, выполненные методом ковки или литья, будут восстанавливать кузнецы. Благоустройство ландшафта кладбища, как правило, ложится на плечи волонтеров.
  • На этом же этапе происходит поиск и отбор волонтеров, среди которых могут быть местные краеведческие сообщества, сотрудники музеев и библиотек, учащиеся школ и профильных учебных заведений.

Реставрация гипсовых монументов и других исторически важных сооружений — задача очень увлекательная, она дает прекрасную возможность для исследования социальной истории сообщества, личностей, захороненных под памятниками. В Европе такие мероприятия часто проходят под патриотической и исторической эгидой, где школьникам и студентам прививаются навыки бережного отношения и уважения к прошлому своей родины. Такие проекты дают молодому поколению понимание значимости церкви, веры и самого кладбища как местного исторического наследия.

Технические моменты

Как было сказано выше, объем работ делится на отдельные гранты. Принимать участие в конкурсе на реставрацию могут исключительно профессиональные мастерские, имеющие технические возможности и людские ресурсы.

Компании представляют портфолио выполненных работ аналогичного характера, рекомендации и результаты экспертиз. Например, если предполагается восстановление гипсовой лепнины или скульптуры, то мастерская, подающая заявку, должна иметь богатое портфолио, включающее не только современные работы, а и объекты, подвергавшиеся реставрации. Кроме этого, задача экспертов такого предприятия — составить подробный план процесса, указать необходимые технические и материальные ресурсы, подтвердив наличие требуемого. Также мастерская должна подготовить отчет по оценке риска на каждом этапе.

Честный выбор победителя гранта — это не только залог успешности предприятия, но и дополнительный аргумент для общественности, придающий большую значимость проекту. Волонтеры должны понимать, что участвуют в серьезном процессе наравне с маститыми мастерами — реставраторами и художниками.

Ознакомьтесь с каталогом гипсовых изделий Gessostar

cмотреть все гипсовые изделия

Особенности проектов по восстановлению погостов

Помимо удаления растительности, материалы и методы, используемые при восстановлении кладбищенских сооружений, очень похожи на те, которые применяются для сохранения внешней архитектуры реликтовых зданий и внутренней церковной скульптуры. Процедура, как правило, включает следующие этапы:

  • демонтаж небезопасных конструкций;
  • удаление всех железных креплений, выполненных из ржавеющих материалов;
  • восстановление опор и фундаментов;
  • установка нового материала сердцевины с креплениями из нержавеющей стали;
  • тщательная очистка поверхностей;
  • ремонт деталей поверхности, включая памятные надписи и барельефы;
  • постройка защитных укрытий и консервация поверхности гипса.

Наверное, не стоит говорить о том, насколько важно, чтобы каждый этап был пройден с большой заботой, вниманием к деталям и аккуратностью, ведь результат работ должен быть полностью идентичен оригиналу в его первозданном виде.


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96