Ханс Арп — авангардная скульптура, понятная всем
Поэт, скульптор, график Жан Арп (1886–1966 гг.) — один из основателей арт-движения дада (дадаизм) в Цюрихе. Его имя неотделимо от истории авангарда. Арп создавал формы, внедрял инновации, изобретал знаки, пропагандируя абстракцию. Его пластика, вдохновленная спонтанностью природы, не имеет сухости геометрии. Этот мастер, один из немногих, прошел через смуту XX в., не отрекаясь от мечты и поэзии форм.
По словам современников, Жан Арп превращал в искусство что угодно. Наиболее известен своими биоморфными (основанными на естественных формах) скульптурами из гипса, камня и бронзы. Арп также, будучи разносторонне талантливым, выражал себя в картинах, рисунках, коллажах и стихах.
Его подход к форме, называемый искусствоведами органической абстракцией, был удивительно последователен. В его волнистых линиях явно читаются линии природы и тела, оставаясь при этом полностью абстрактными. Гений Арпа заключался в подаче визуальной информации так, как будто он впервые в жизни ее видит. В его работах всегда доминируют трансформация, рост и метаморфозы.
Образование Х. Арпа — окружение решает все
Ганс Петер Вильгельм Арп родился в 1886 году в Эльзасе в смешанном браке: мать была француженкой, отец — немцем. На тот период Эльзас был частью Германии, став потом французским регионом. Возможно, именно эти условия неопределенности сформировали путь Арпа как художника. На протяжении жизни мастер так и не определился с национальностью. Неполностью французский и неполностью немецкий, Арп называл себя «Жан», когда говорил по-французски, и «Ганс», когда говорил по-немецки.
Ганс начал изучать искусство в Страсбурге, переехал в Веймар, закончил свое образование в Париже и к 1911 году стал соучредителем первого современного художественного альянса в Швейцарии, Der Moderne Bund. С Der Moderne Bund он недолго работал с русским абстракционистом Василием Кандинским и экспрессионистами — творческой группой Der Blaue Reiter («Синий всадник») в Мюнхене. Вскоре, по возвращению в Париж, в его круг общения вошли известнейшие личности — итальянский скульптор-экспрессионист Амедео Модильяни, испанский кубист Пабло Пикассо, французский основоположник орфизма Робер Делоне, поэт-авангардист Гийом Аполлинер, поэт и художник Макс Жакоб.
Основатель движения дадаизма
Спасаясь от ужасов Первой мировой войны, Арп переехал в Цюрих, где участвовал в основании движения дада в международном и независимом художественном пространстве. Заявленная цель общества состояла в том, чтобы создать анархию в искусстве. Это был своеобразный бунт против устоев культуры и классических ценностей. Именно здесь, среди широкой международной аудитории анархистов, лучше всего соответствовавшей его темпераменту, он нашел свою нишу.
Как и сам Арп, течение дадаизм было международным и междисциплинарным, стремящимся разрушить академические устои в искусстве. Вдохновленный общим настроением хаоса, случайности и бессмыслицы, художник увлекся коллажами, создавая их из обрывков бумаги, случайно упавших на лист.
Эти годы были чрезвычайно продуктивными. Арп создавал коллажи и гобелены, сотрудничая с Софи Тоубер. Ещё одно увлечение — деревянные рельефы со слоистыми биоморфными формами. Будучи послом дадаизма, в 1918 году Арп сформировал круг единомышленников в Берлине, куда вошли художница Ханна Хёх, теоретик искусства Рауль Хаусман, художник и писатель Курт Швиттерс.
Фото: источник
На заре 1920-х годов Арп стал публиковаться в популярных журналах Merz, Mécano, De Stijl, La Révolution Surréaliste. В 1922 году скульптор женился на своей подруге, родственной душе и коллаборационистке Таубер. К сожалению, жена рано трагически умерла.
В 1925 году Арп стал соучредителем другого крупного движения: сюрреализма. Его работы появились на первой сюрреалистической выставке в галерее Пьер в Париже вместе с работами итальянского представителя метафизической живописи Джорджо де Кирико, немецко-французского авангардиста Макса Эрнста, немецко-швейцарского графика Пауля Клее, французско-американского сюрреалиста Мана Рэя, живописца и графика Андре Массона, каталонского абстракциониста Жоана Миро.
В это время Арп начал пользоваться значительным коммерческим успехом. В 1926 году он получил крупный заказ во Франции на редизайн интерьера исторического танцевального зала Aubette. Этот проект он завершил с женой и нидерландским скульптором Тео ван Дусбургом. Вновь открытый в 2006 году зал был провозглашен рецензентом как «Сикстинская капелла абстрактного искусства».
К концу 1920-х годов, полностью погруженный во французские сюрреалистические круги, Арп провел свою первую персональную выставку в Галерее Surréaliste в Париже, стал французским гражданином и поселился во французской коммуне Кламар.
Пик творческого расцвета — рождение скульптур
1930-е годы были чрезвычайно плодотворными. Можно сказать, что все десятилетие Арп находился на пике творческих сил и достиг полного роста как скульптор. В 1937 году его скульптуры были включены в крупные выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке: «Кубизм и абстрактное искусство и фантастическое искусство», «Дада», «Сюрреализм».
Однако Арп продолжал свою работу и с полюбившейся бумагой, публиковал свои стихи во французских сюрреалистических журналах Minotaure и Le Surréalisme. Убежденный сторонник сюрреализма и абстракции, он помог основать сразу две международные организации, поддерживающие абстрактное искусство, и присоединился к третьей в Швейцарии.
В 1940 году он снова бежал от немецкой оккупации, на этот раз в коммуну Грасс на юге Франции. В конце 1942 года случилась трагедия: его жена трагически погибла, отравившись угарным газом из-за неисправной печи в доме друга в Цюрихе, где проживала пара. Смерть жены привела Арпа к глубокой депрессии, длившейся более 5 лет. Скульптор ушел от публики и сосредоточился в основном на поэзии и каталоге творчества жены.
Когда Вторая мировая война закончилась, он вернулся в Кламар и снова начал заниматься скульптурой, и к концу 1940-х годов в его жизнь вошла новая женщина. Маргарита Хагенбах была коллекционером и другом, она заботилась о его переписке и других административных обязанностях, сопровождала мастера в его первой поездке в США по случаю персональной выставки художника в Нью-Йорке в 1949 году.
Сначала пара скрывала отношения, поэтому в поездке они остановились в разных местах. Маргарита разместилась в отеле, а Ганс гостил у австрийского художника и архитектора Фредерика Кислера. Романтические отношения продлились ещё 10 лет, в итоге закончившись браком.
Растущая репутация Арпа в США вызвала интерес архитекторов, в том числе архитектора-модерниста Вальтера Гропиуса. Архитектор помог Арпу с получением заказа на создание крупномасштабной скульптуры для Гарвардского центра выпускников в Кембридже (Массачусетс). В 1953 году Арп выполнил свою первую монументальную скульптуру «Облачный пастух» для Университета Каракаса в Венесуэле.
Фото: источник
Последнее десятилетие — неугасающий талант
Арп продолжал работать с почти сверхчеловеческой энергией на протяжении всего последнего десятилетия своей жизни. К середине 1950-х годов его слава стала международной. Он получил престижный гран-при за скульптуру на La Biennale di Venezia в 1956 году. Но, не успокоившись, художник и дальше продолжал организовывать крупные персональные выставки.
Среди триумфов его последнего десятилетия были две крупные ретроспективы в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Национальном музее современного искусства в Париже и три масштабных рельефа для парижского отделения ЮНЕСКО, для университетов Каракаса и прикладных наук в Брауншвейге.
Плохое здоровье помешало скульптору путешествовать, и в 1959 году он наконец женился на Маргарите Хагенбах. Вместе они купили виллу в Локарно (Швейцария), до сих пор принадлежащую фонду Arp. Арп умер в Базеле 7 июня 1966 года от сердечного приступа, оставив после себя богатое наследие, до сих пор считающееся значимой частью истории искусства.
Наследие Ханса Арпа
Арп внес вклад в ошеломляющее множество дисциплин — от скульптуры и архитектуры до литературы, и может называться соучредителем движения дадаизма. Его органически вдохновленные скульптуры на первой сюрреалистической выставке в 1925 году сыграли неотъемлемую роль в соединении двух движений и формировании будущего сюрреализма.
Его поэзия, основанная на случайной игре слов, вдохновляла прогрессивных поэтов — румынско-французского поэта Тристана Тцара и француза Гийома Аполлинера. На его работах также учился широкий круг арт-художников. Отголоски его биоморфной скульптуры видны в проектах столов и стульев американского дизайнера Чарльза Имза и финского архитектора и дизайнера Ээро Сааринена.
В более широком смысле Арп знаменит не только биоморфизмом — он был первым в рандомизации результатов искусства. Это, пожалуй, его самый большой вклад, вдохновляющий многочисленные движения, в том числе дадаизма, сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.
Достижения Х. Арпа
Работа Арпа прочно укоренена в природе. Его самые абстрактные композиции предполагают органические формы. Это разжигает любопытство у зрителя.
Один из первых художников, сделавших случайность частью работы, Арп воспринимал случай как соавтора. Это изменило правила игры в изобразительном искусстве. До этого момента западные художники стремились к квалифицированному уровню контроля процесса творчества и результата.
Арт не начинал работу с предмета, как это было принято. Он сначала создавал форму, называя свои работы после того, как они были завершены. Таким образом он стремился свести к минимуму вмешательство сознания в процесс творчества.
Арп стал связующим звеном между двумя самыми яркими течениями начала XX века — дадаизмом и сюрреализмом.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность