(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Женщины в скульптурном искусстве: непростая судьба Луизы Гранеро

Женщины в скульптурном искусстве: непростая судьба Луизы Гранеро

Долгое время мир искусства был сосредоточен только вокруг выдающихся скульпторов и художников мужчин, которые собирали все лавры, награды и всемирное признание. Женщины в этом мире могли быть лишь обнаженными моделями, не имеющими никакого творческого начала. Такая несправедливая модель мира искусства во многом объясняется бесправностью женщин во всех странах в период средних веков, эпохи возрождения и барокко.

Новый мир меняет ориентацию не только в социально-политической, но и в творческой сфере. Благодаря этому на сцену мирового искусства, наконец, вышли великолепные женщины-художницы, среди которых яркой звездой сияет скульптор Луиза Гранеро.

Женщины-художницы сегодня

Огромный интерес к работам Луизы Гранеро у ценителей скульптуры появился сразу же после открытия одноименной выставки «Женщины-художницы сегодня», которая проходит в Европейском музее современного искусства в Барселоне. Именно здесь раскрылась великолепная ретроспектива Луизы Гранеро. Во многом своим ошеломительным успехом выставка обязана сыну этой выдающейся женщины — Энрике Гальсеру, который всячески способствовал ее проведению.

Центральной темой выставки стали сложности, которые возникали на пути талантливых женщин, стремящихся реализоваться творчески в своей художественной деятельности.

Судьба женщины, матери, скульптора

Луиза родилась в 1924 году в небогатой семье в Андалузии, которая в поисках работы была вынуждена переехать в Каталонию. Несмотря на тяжелое материальное положение, все члены семьи увлекались творчеством, активно интересовались современным искусством. В мемуарах Луизы Гранеро неоднократно упоминается влияние женской части семьи на ее творческое формирование. Мать, тетя, сестра и бабушка Луизы общались с представителями творческой интеллигенции и даже позировали лидеру национального модернизма, художнику Рамону Касасу.

В десятилетнем возрасте девочка уже поняла, что родные не смогут оплатить ее образование. Обучаться грамоте и основам гуманитарных наук ей пришлось самостоятельно. Благодаря богемному окружению родственников, девочка довольно рано начала позировать и помогать художникам. Судьбоносным для нее стало знакомство с Терезой Кондеминас, которая помогла начинающему таланту развиться. Она попросила помощи у своего супруга, который был действующим профессором искусств и ремесел. Именно он помог Луизе поступить в школу изящных искусств.

В отсутствии помощи со стороны семьи, девочка самостоятельно оплачивала свое обучение в школе, подрабатывая моделью для художников и скульпторов. Эта работа помогла Луизе взглянуть на творчество изнутри. Она начала помогать многим скульпторам в работе, создавала свои первые скульптуры из гипса и начала участвовать в конкурсах. В 18 лет Луиза Гранеро впервые поучаствовала в барселонской муниципальной выставке.

В 1949 году Луиза вышла замуж за Энрике Гальсера, что стало судьбоносным решением не только в личной, но и в творческой судьбе женщины. Рождение сына, консервативный патриархальный супруг, работа помощницей в мастерской Энрике Монжо – все это отнимало у мастера подавляющую часть времени. В своих воспоминаниях Луиза описывает, насколько сложно ей было совмещать роль «домашней рабыни», зарабатывание денег и творчество. Супруг никогда не поддерживал жену и даже создавал препятствия, когда она пыталась работать над своими скульптурами ночью.

Несмотря на все препятствия, сложный график, отсутствие времени на сон и отдых, Луиза не только не отказалась от своего призвания, но и сдала экзамены в Мадриде, став первой женщиной – профессором скульптуры в Испании.

После всех тягот и препятствий, в 1968 году женщине удалось организовать первую персональную выставку. В этот же период Луиза начала преподавать и стала членом Королевской академии изящных искусств. Основной сферой деятельности мастера стало создание уличных скульптур, украшающих центральные аллеи, парковые зоны и ландшафтные композиции Барселоны, Пальмы-де-Майорки, Сарагосы и множества других городов Испании и мира. Талантливой художницы не стало в возрасте 87 лет в 2012 году.

Феминизм и красота естественного женского тела в работах Луизы Гранеро
Фото: источник

Феминизм и красота естественного женского тела в работах Луизы Гранеро

Несмотря на большое количество работ, созданных на протяжении долгой жизни, признание коллег и экспертов, всемирная слава пришла к Луизе Гранеро уже после смерти. Персональная выставка скульптора, которая была открыта 20 мая 2018 года, вызвала настоящий ажиотаж среди посетителей. Реакция на работы мастера была неоднозначная, однако равнодушных не осталось.

Работы Луизы Гранеро – это естественная, не приукрашенная красота женского тела в разных его проявлениях. Большой творческий цикл мастера был посвящен созданию фигур девочек подросткового возраста. В других же работах Луизы прослеживается четкая связь с событиями ее жизни. Героини скульптора вместе с ней переживают периоды влюбленности, беременности, полного подчинения мужчине, уныния и творческого рассвета. Подобно птице Феникс, женщины Луизы Гранеро возрождаются к жизни после долгого угнетения.

Многие обыватели обвиняют скульптора Гранеро в чрезмерной реалистичности и феминизме. Женщины, воплощенные в ее скульптурах, не вызывают сексуальных желаний и эротических мыслей. Они самодостаточны, наполнены внутренней силой и энергией, прекрасны в своем несовершенстве. В отличие от многих скульпторов-мужчин, Луиза стремилась изобразить не безупречность женского тела, а силу женской души.

На контрасте с работами Гранеро, выставку дополнили скульптурами других мастеров, которым позировала Луиза. Здесь очень четко прослеживается разница в отношении творца к модели. Большинство скульпторов относились к ней, как к «материальной ценности», в то время как сама талантливая художница демонстрировала самодостаточность своих моделей.

Признание женского творчества стало еще одним важным шагом на пути к справедливому равноправному обществу.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96