(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Грандиозная афера с гипсовой статуэткой. Мошенник обманул музей на 440000 фунтов, а потом заработал на издании книг

Грандиозная афера с гипсовой статуэткой

Хотя это история произошла ещё в 2003 году, и её главный участник раскаялся, нет гарантии, что другие скульпторы, создающие фейковые произведения искусства, не отливают сейчас очередной «шедевр». История примечательна тем, что мошенник нажился дважды – сначала продал за большие деньги статую, сделанную на заднем дворе, а потом ещё получил гонорар за книгу, в которой описал свои преступления.

Литературное издание пользовалось популярностью и перепечатывалось. Поэтому мошенник, который после выхода из тюрьмы раскаялся и пообещал больше не создавать лже-произведений искусства, возможно, выпустит еще не один тираж, получив дополнительную прибыль. Но самое удивительное, что он смог обмануть маститых экспертов.

Шон Гринхалх — автор псевдопринцессы

Мастер-фальсификатор обманул музей Болтона, который заплатил 440000 фунтов за «египетскую реликвию», созданную из гипса в сарае на заднем дворе. Эксперты по каким-то причинам признали его детище статуей «Принцессы Амарны» – шедевром 3000-летней давности времен фараонов.

Гипсовая статуэтка высотой 20 дюймов (примерно 51 см) была проверена специалистами Британского музея, а позже продана лондонским аукционным домом Christie’s Музею Болтона в 2003 году за 440000 фунтов. Когда обман раскрылся, статуэтка была названа высокодетализированной подделкой, и Гринхалх был заключен в тюрьму на четыре года.

Позже в 2011 году мошенник, выйдя на свободу, издал книгу «История подделки», которая была раскуплена, поэтому пришлось делать допечатку тиража. Возможно, она еще будет переиздаваться, обеспечивая гонорары мастеру фейков.

Автор подделки годами обманывал экспертов, а помогали ему родители

Судебное дело привлекло внимание всего мира. Выяснилось, что Гринхалх, его отец Джордж и мать Олив обманывали художественные учреждения с июня 1989 года по март 2006 года.

Криминальное трио не ограничивалось египтологией:

  • В 1989 году Джордж Гринхалх отвез в Манчестерский университет маленький серебряный предмет с якобы древнеанглийской надписью и крестом. Эта «реликвия» была куплена за 100 фунтов стерлингов, а позже стала предметом научной диссертации.
  • В 1993 году они продали акварель, выдав ее за произведение Томаса Морана.
  • Позже была вылеплена скульптура Фавна, выданная за произведение Поля Гогена.
  • В течение семи лет «семейная артель» производила самые разные артефакты – от римской тарелки до статуэтки гуся Барбары Хепуорт. За это время они заработали более 1,6 млн фунтов.

Мошенники, как и другие преступные гении, погорели на мелочи. Семейный бизнес был разоблачен, когда три «ассирийских» каменных рельефа, доставленные в Британский музей, оказались поддельными. Эксперты заметили орфографическую ошибку в клинописи, заподозрили неладное и обратились в Скотланд-Ярд.

Шон Гринхалх - автор псевдопринцессы
Фото: источник

По данным столичного подразделения полиции по искусству и антиквариату, трио, возможно, работало не ради выгоды, а пыталось таким образом опозорить экспертов от мира искусства. Об этом говорит факт, что семья жила довольно скромно в муниципальном доме, что весьма странно для людей, имеющих такой достаток. Видимо, водить за нос мир искусства им было гораздо интереснее, чем тратить деньги.

Шон Гринхалх считал себя непризнанным гением. Он действительно был довольно талантлив, но не мог продавать свои работы. В этом он винил отсутствие у него художественного образования. Поэтому мошенник решил показать искусствоведам и экспертам их предвзятое отношение к авторам, которые тоже могут создавать шедевры мирового уровня. В своей книге он утверждает, что часть его подделок до сих пор находятся в музеях, которые даже не подозревают, что в экспозициях выставлены фейки.

«Египетская принцесса» стала квинтэссенцией обмана. Автор удивляется, как искусствоведы Британского музея клюнули на явную подделку. В книге он называет ее «испорченной работой», которую нужно было разбить об забор, а не идентифицировать, как 3000-летний артефакт. Мошенник утверждает, что однажды бросил ее на пол, но потом приклеил обратно отколовшиеся детали.

Технология изготовления была простой. Мошенник вылепил статую из гипса, затем смазал её маслом, чтобы она казалась старой и поместил в щелочной раствор, придавший статуэтке коричневатый оттенок. Он пишет, что вместе с «Принцессой Амарной» сделал копию еще одной статуи из Лувра, которая лежала в кухонном шкафу вместе с другими подделками.

Гринхалх рассказывает, что он впервые попытался продать принцессу Амарну Лондонскому аукционному дому. Источником ее происхождения были расплывчатые ссылки на малоизвестные издания о Египте. Сделка не увенчалась успехом, и «шедевр» пылился в шкафу еще 18 месяцев.

Затем его отец Джордж, связался с музеем Болтона. Гринхалх пишет, что они надеялись снова выставить «принцессу» после получения мнения музея. Безусловно, преступное семейство хотело заработать, но такого триумфа никто не ожидал.

Гринхалх пишет, что музейный египтолог приходил к ним дважды, смотрел статуэтку и посоветовал его отцу попросить четверть миллиона, но затем увеличил цену до полумиллиона. Статуэтка ходила туда-сюда между лабораториями и экспертами 18 месяцев, прежде чем продажа была завершена. Ее автор удивляется, что эксперты за это время так и не смогли внимательно рассмотреть статуэтку.

Ему сказали, что «предмет старины» был научно исследован дважды. Но даже ребенок, вооруженный дешевым микроскопом и кусочком лакмусовой бумаги, реагирующим на щелочь, мог обнаружить, что гипс чем-то обработан. Поэтому мошенник справедливо считает, что исследователи тоже должны были понести наказание. Они частично виноваты, что подделка оказалась в витрине музея. Возможно, исследователи действительно плохо выполнили свою работу.

Статуя какое-то время выставлялась в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а потом была передана в Скотланд-Ярд в образовательных целях. Туда же передали и остальные подделки Гринхала.

Эта поучительная история говорит еще и о том, что красота художественного произведения заключается не в имени мастера, а в природе материала, особенно такого как гипс. Поэтому, заказав гипсовые изделия в современной мастерской, можно получить шедевр, не уступающий мировым гениальным произведениям, многие из которых, мягко говоря, выглядят «на любителя».

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96