(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Яркие цвета древних скульптур. Почему многие уверены, что классическая лепнина должна быть белой

Яркие цвета древних скульптур. Почему многие уверены, что классическая лепнина должна быть белой

Многие считают, что классические гипсовые статуи и украшения должны быть белыми. Поэтому, решив заказать лепнину в мастерской гипса, заказчики нередко даже не рассматривают цветные варианты, даже в ущерб общему интерьерному решению.

На самом деле произведения из гипса, которые мы привыкли считать белыми, такими не были. Просто информация об их цвете утеряна.

Открытие невероятно ярких цветов древних скульптур. Древние греки окрашивали свои произведения

В 1811 году группа английских и немецких ученых наткнулась на храм Афайи на острове Эгина в Греции, который датируется примерно 500 г. до н.э. Были обнаружены остатки лепнины с восточного и западного фронтонов с изображением сцен Троянской войны. И хотя они обветрились и частично сломаны, на камне присутствуют явные следы красной и синей краски.

В 2006 году немецкие археологи Винзенц Бринкманн и Ульрике Кох-Бринкманн внимательно изучили одну из этих фигур храма Афайи, используя луч света и ультрафиолетовую фотографию. Они обнаружили, что троянский лучник, низко присевший с натянутым луком, когда-то был раскрашен в разные цвета, от шапки до ног. Его одежду украшали орнамент и изображения животных, а лук был золотым.

В нескольких музеях Европы есть лепные изображения лучников, которые имеют белый цвет. На самом деле все эти скульптуры – древние реплики (копии), поэтому и не имеют оригинальной окраски. Исходные артефакты из храмов, где они были установлены, давно уничтожены.

Это пример иллюстрирует одну из причин, связывающих белый цвет со скульптурой. Поскольку в музеях часто выставлены гипсовые реплики известных произведений лишенные цвета, посетители думают, что оригиналы имели такую же расцветку. На самом деле многие музейные экспонаты – древние копии.

Откуда еще пошло мнение о преобладающем белом цвете лепных украшений и скульптур

Это заблуждение восходит к историку искусства XVIII века Иоганну Иоахиму Винклеману. Хотя он признавал, что цвет использовался в древности, он преуменьшал его важность. Главным считалась форма.

Винклеманн явно почитал белизну камня, написав в 1764 году: «Белый цвет, который отражает больше всего лучей света, легче всего воспринимать. Поэтому чем белее скульптура, тем красивее она будет выглядеть. Поэтому историк искусства не только преуменьшал важность окраски произведений, но и продвигал белизну как идеал.

Влияние Винклемана было таким, что, несмотря на свидетельства, полихромия продолжала обсуждаться на протяжении всего XIX века. На руку историку сыграл наличия множества белых копий известных шедевров. Каждая эпоха диктует свои цветовые каноны, и в тот момент, когда изготавливались реплики, белый цвет считался благородным, подчеркивающим красоту изгибов. Кроме того, он делал предметы более крупными — монументальными. Поэтому копии не окрашивали.

Развеять этот миф удалось только в начале шестидесятых годов, когда на помощь искусствоведам пришли ультрафиолетовая фотография, рентгеновская люминесценция, флуоресценция, ультрафиолетовый и инфракрасный метод. С их помощью ученые исследовали частицы краски, содержащиеся в древнем выцветшем пигменте, доказав, что древние произведения были намного ярче, чем принято считать.

Древние статуи из гипса были цветными

Полихромия — раскрашивание красками — была широко распространена в древности, в том числе при отделке статуй. К этому выводу пришли ученые из Мюнхена и Сан-Франциско, изучавшие оригиналы лепных изображений. Такой подход дает совершенно иное видение статуй, украшающих классические галереи музеев по всему миру.

Как ученые «раскрасили» статуи

Фото: источник

По словам Рене Дрейфуса, куратора отдела древнего искусства и интерпретации Музея изящных искусств Сан-Франциско, классическое искусство было в основном полихромным. Краска на статуях и лепнине во многих случаях просто утрачена. Скульптуры и элементы гипсовой лепнины в ходе раскопок «вычищали» от грязи, земли и пепла, полностью теряя следы пигмента и х золочения.

Но иногда цвета на поверхности скульптур и украшений сохранились:

  • При раскопках окрестностей Помпеи были обнаружены красивые полихромные лепные произведения. В этом городе, погибшем в одночасье из-за извержения вулкана, все было покрыто слоем пепла, предохранившим краску от стирания и выгорания.
  • В 1805 году британский ученый Эдвард Додуэлл и итальянский художник Симоне Помарди отправились в Грецию. Там они заметили блеклый цвет на Парфеноне. На написанных ими картинах видны остатки краски. Причем просто поразительно, насколько ярче они были в 1805 году, чем сегодня.

В древности помимо обычая разрисовывать статуи, были и другие методы улучшения их внешнего вида. Некоторые произведения были позолочены, украшены цветным стеклом и минералами. Просто время стерло их красоту.

Как ученые «раскрасили» статуи

Новые технологии открыли безграничные возможности изучения старинных произведений. Оказалось, что фигуры с Акрополя носят ярко-сине-красные одежды, желтые плащи, а их волосы окрашены в желто-охристый цвет. У скульптур были воссозданы нагрудники из сусального золота, окруженные узором из листьев.

В 1972 году в море у побережья Калабрии, Италия, обнаружили две бронзовые статуи. Их отличали необычные детали – глаза из камней разного цвета, рты из меди и серебряные зубы.

Исследователи воссоздали внешность статуй с помощью современных физико-химических технологий и 3D-моделирования. Оказалось, что у статуй были медные ресницы, губы, соски, и глаза, инкрустированные камнем, а сами они были раскрашены.

Поэтому, решив украсить помещение в классическом стиле цветными лепными элементами, не нужно переживать, что они там будут выглядеть неуместными. Наоборот, такой подход можно считать более современным и научно подтвержденным.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96