Гипсовые барельефы помогают слепым видеть картины, а зрячим – лучше понимать живопись
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 39 млн слепых и 246 млн слабовидящих людей. Еще недавно они не могли оценить красоту «Сикстинской Мадонны», «Моны Лизы», «Венеры» Боттичелли и других живописных шедевров. Но в 1999 году сотрудники Института слепых имени Франческо Кавацца в Болонье, Италия, задались вопросом, как сделать картины доступными для людей с нарушениями зрения.
Из картины – в барельеф
Поскольку незрячие люди привыкли опираться на тактильные ощущения, живописные шедевры для них решили превратить в рельефные гипсовые изображения. Тогда с помощью пальцев слепые и слабовидящие посетители музеев смогут оценить красоту картин.
Из всех видов гипсовых рельефов было решено выбрать три:
- горельеф (высокий рельеф) – состоит из изображений, значительно выступающих над поверхностью гипса. Гипсовая работа напоминает скульптурную композицию, сзади которой подложен фон;
- барельеф (низкий рельеф) – выпуклые элементы таких лепных произведений слегка выступают над поверхностью;
- стиаччато – на работах, выполненных в этой технике, разница между плоскими и выпуклыми частями заметна, только если провести по поверхности пальцами.
Было решено создать сложные лепные работы, сочетающие все три варианта рельефов. За образец взяли изображение «Дверь в рай» Лоренцо Гиберти, расположенное на баптистерии во Флоренции. Его отличительная черта – уменьшение рельефности изображения по мере удаления от переднего плана.
Живописные произведения сфотографировали и полученные изображения схематически поделили на слои. Элементы, расположенные на переднем плане, сделали выпуклыми, по мере удаления от переднего плана детали картин выступали все меньше. Горельеф переходил в барельеф и в стиаччато. Работы получились красивыми, живыми и легко «читались» с помощью пальцев.
Был создан тактильный музей Антероса, в котором разместили «гипсовые картины». Первым стал лепной вариант «Последнего ужина» Леонардо да Винчи, затем были изготовлены барельефные переводы «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли и «Окиты» Китагавы Утамаро.
Сейчас экспозиция насчитывает более 40 объемных картин. Теперь люди, лишенные зрения, могут понять, как выглядели святые, какую форму имеют плоды на ветках, нарисованные художниками, и почувствовать силу морской волны на гипсовых репродукциях маринистов. Посетители, обладающие остаточным зрением, имеют возможность с помощью оптических приспособлений прочитать находящееся рядом историческое и художественное описание каждого произведения. В музее проводятся экскурсии в сопровождении слепых и зрячих гидов.
Как создаются рельефные картины
Преобразование оригинальной картины в рельефную копию – сложный процесс. Команда, состоящая из историков, искусствоведов, психологов, специалистов по изучению тактильного и оптического восприятия, изучает оригинальное художественное произведение. Они стремятся понять стиль композиции и выбирают детали, подходящие для превращения в рельефное изображение.
Затем команда художников и скульпторов создает прототип из глины, проверяемый слепыми. Картина должна быть удобной для тактильного восприятия и легко переводиться в мыслях в живописное произведение. При положительных результатах глиняный прототип воспроизводят в гипсе.
Фото: источник
Все барельефы намеренно сделаны белыми, а о цветах оригинальной картины рассказывает сотрудник музея. Информация хорошо воспринимается посетителями, ослепшими в позднем возрасте и понимающими, чем один цвет отличается от другого. Такой метод позволяет лучше понимать произведения.
Картины для слепых понравились и зрячим
Барельефы, выставленные в музее, привлекли и посетителей с нормальным зрением. Было интересно посмотреть на известные живописные произведения, выполненные в виде объемных изображений. Люди закрывали глаза и трогали гипс, чтобы ощутить красоту искусства с помощью осязания, обычно не используемого в музее.
Осязание картин – нелегкая задача. Приходится прилагать усилия, чтобы сосредоточиться, воссоздать формы, прочувствовать разные слои перспективной композиции, запомнить каждую деталь и сформировать в голове изображение. Но затраченные усилия оправдываются. Эстетические ощущения от такого знакомства с произведениями произведений искусства переходят на новый уровень. Соединение зрительных и тактильных ощущений позволяет намного лучше понять известные шедевры.
Позже примеру Италии последовали другие страны. Тактильные залы были открыты в Лувре, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Афинском музее для слепых. Позже рядом со скульптурными копиями картин стали прикреплять кусочки холста, чтобы слепые и слабовидящие люди ощутили материал, на котором написано произведение.
Была переведена в трехмерный формат даже Ватиканская пинакотека, основанная Пием VI в XVIII веке. Там можно ознакомиться с гипсовыми вариантами «Ангела, играющего на лютне» Мелоццо да Форли, «Смещения Христа» Караваджо и другими шедеврами.
Фото: источник
Перевод двухмерных живописных произведений в гипсовые трехмерные открыл новую страницу в истории лепнины. Многие посетители уходят из музея с желанием повесить дома такую же красоту. В гипсовые мастерские начали обращаться клиенты, желающие заказать барельефы с известных картин.
Часто такие заказы делают по практическим соображениям, поскольку ухаживать за гипсом проще, чем за живописью. В отличие от полотен лепнине не нужен определенный температурный режим, она не пересыхает, не покрывается трещинами и всегда выглядит прекрасно. Благодаря такой интересной технике, разработанной для слепых людей, в европейских домах появились лепные произведения искусства, не уступающие по красоте и оригинальности традиционной живописи.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (238)
- Об архитектуре и дизайне (202)
- О дизайне интерьера (97)
- О ремонте (41)