(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Гипсовые суды – самый большой музей подделок

Гипсовые суды – самый большой музей подделок

Речь идет о Гипсовых (архитектурных) судах – большой коллекции копий и слепков из гипса, хранящихся в лондонском музее Виктории и Альберта. Журналисты The Builder сравнили впечатления от этой экспозиции с первым восхождением на Монблан, но некоторые искусствоведы считают ее самой крупной коллекцией фальшивок.

В музее представлены авторские копии, позволяющие людям увидеть шедевры со всех стран мира.

История появления коллекции

Музейные экспозиции из слепков и копий были очень популярны в XIX веке. Для этого в Москве, русский ученый – историк, археолог, искусствовед Иван Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой, открыл Музей Изящных искусств. В Англии слепки приобретал музей Виктории и Альберта, где и сейчас можно увидеть копии известных произведений – «Давида» Микеланджело, колонны Траяна, могилы святого Петра. Причины покупки копий банальна – принц Альберт, раньше закупающий большое количество оригинальных скульптур, посчитал, что ему не хватит денег на закупку авторских работ, и решил перейти на копии.

С оригиналов делались многочисленные формы, в которые заливали гипсовый раствор. После высыхания элементы лепнины соединяли между собой и дорабатывали. Получались качественные копии, которыми до сих пор любуются посетители. Музей также был задуман для обучения студентов, которые могли оттачивать свое мастерство на рисовании слепков.

Правительственная школа дизайна начала не только делать, но и покупать готовые слепки декоративного искусства всех периодов и стран. Самыми ранними приобретениями были архитектурные детали с панно и барельефов французского и итальянского Возрождения. Позже к ним прибавились скульптуры.

Постепенно экспозиции перестало хватать места, часть произведений пришлось вынести в коридор и переставить на другие этажи. Поэтому было решено построить галереи – Архитектурные суды, спроектированные генералом Генри Скоттом. Высота комнат в 25 м была спланирована с расчетом на гипсовые слепки Колонны Траяна, приобретенные музеем в 1864 году. 

Рядом с каждой копией поместили описания и фотографии оригиналов. Путешествовать тогда было сложно, поэтому посещение музея для жителей Лондона было единственным способом взглянуть на чудеса европейской скульптуры.

История появления коллекции

Избавиться от копий

На протяжении многих лет Музей Виктории и Альберта продолжал пополнять свою гипсотеку, пока искусствоведы, преподаватели художественных школ и некоторые сотрудники не начали возмущаться присутствием копий. Одни беспокоились по поводу ущерба, нанесенного оригиналам в процессе копирования. Другие утверждали, что современным школам скульптуры не нужно академическое обучение по слепкам. В 1928 году Консультативному совету музея предложили избавиться от копий. Но руководство приняло решение сохранить работы, и время показало правильность этого решения.

Из-за войн и других событий часть оригиналов была утрачена, а их копии сохранились. Например, рельеф конца XV века, изображающий Христа, омывающего ноги Апостолам, остался только в виде слепка утраченного произведения. Нередко на копии видны детали, которые на оригинале невозможно разглядеть из-за плохой реставрации, загрязнения или выветривания. Сейчас эти произведения снова используются для обучения, поскольку они создают впечатление масштаба и трехмерности, которое не может передать ни одна фотография.

Самые известные произведения, представленные в литых судах

Самый крупный экспонат — копия колонны Траяна, созданной в 113 году до н. э. На этом массивном сооружении размещены рельефы, изображающие сцены завоевательных походов римлян. В музее представлена копия, сделанная в 1874 году со слепков наполеоновского периода.

Второе произведение, которое бросается в глаза, — копия статуи Давида Микеланджело. Ее передал в 1857 году королеве Виктории герцог Тосканы Леопольд II. Копия шедевра была подарена британцам, чтобы сгладить конфликт, возникший из-за запрещения вывоза из Флоренции картин Доменико ди Томмазо Бигорди, известного, как Доменико Гирландайо. 

Самые известные произведения, представленные в литых судах

Королева, потрясенная наготой Давида, заказала в компании D. Brucciani & C фиговый лист, подходящий по пропорциям. При посещении музея высокопоставленными лицами, лист крепили на специальные крючки. Сегодня гипсовый фиговый листок – еще один популярный экспонат.

Поражает своей красотой копия могилы святого мученика Петра, состоящая из лепных панно и небольших колонн. Экспонат скопирован Доменико Бруччиани в 1866 г. с произведения, созданного в 1188 г. скульптором Матео де Компостела. Бруччиани и его команда использовали желатиновые формы, точно передающие сложные детали резьбы. Им удалось завершить работу всего за два месяца, учитывая размер и сложность скульптуры – это рекордный срок. На барельефах рассказана библейская история Страшного суда и изображены пророки, святые и ангелы. Ширина копии – около 41 метра.

Поражает своей масштабностью копия главных западных дверей Эксетерского собора. Слепок был куплен музеем в 1892 году за 190 фунтов стерлингов 16 шиллингов 4 пенни у компании «Jean Pouzadoux & Daughters». 

Барельеф Богородицы с Младенцем Христом в центре делит портал на две части. В нижней половине изображены четыре ветхозаветных пророка – Исайя, Иезекииль, Даниил и Иеремия. Над ними находятся двенадцать Сивилл – языческих прорицательниц, почитаемых средневековыми христианскими учеными за предсказание рождения, смерти и воскресения Христа. Изображения обрамляют гирлянды из гранатов, желудей, гроздьев винограда. Там же изображены лев, дракон и другие фантастические животные. 

Поражает тонкостью работы слепок капители — богатой верхней части колонны, созданной французским архитектором эпохи Возрождения Филибером Делормом для дворца Тюильри в Париже. Этот французский королевский дворец, построенный в 1564 году, пострадал во время Парижской коммуны в 1871 году и был полностью снесен несколько лет спустя. Оригинал верхней части колонны утерян. Осталась только музейная копия.

Сейчас, когда из-за политических событий в мире остается все меньше оригиналов лепных произведений, ценность копий возрастает. Поэтому реплики работ известных мастеров могут оказаться единственным напоминанием о былой красоте шедевров.

источник изображений


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96