Грамотная реставрация гипсовой лепнины
Многие люди считают, что гипсовая лепнина достойна реставрации, но мало кто понимает, что современный материал абсолютно не подходит для этих целей, ведь состав смеси, использованный в исторических зданиях, даже менее ста лет назад, очень отличался от того, что продается сейчас в магазине. Тем более, любой реставратор, осмотрев помещение, подтвердит, что современная гипсовая штукатурка, расфасованная в мешки, абсолютно непригодна для оштукатуривания и восстановления лепного декора древних зданий.
Почему для реставрации нужна особая гипсовая смесь
Если вы рассмотрите старую гипсовую лепнину и ту, что получается из современных смесей, сразу же заметите разницу в плотности, цвете, хрупкости и прочих параметрах. Современные материалы слишком жесткие и хрупкие, чтобы соответствовать особым требованиям, учитываемым в реставрации. Большая часть смесей не сможет выдержать “движения” здания, присущего старинным постройкам, и будет разрушаться, ломаясь при попадании влаги. Штукатурные материалы, устойчивые к воздействию сырости, содержат водоотталкивающие добавки, которые уплотняют поверхность стены и препятствуют ее «дыханию».
Именно поэтому все больше специалистов склоняются к мысли о необходимости использования особого состава штукатурки для старых стен и потолков. В некоторых случаях признается целесообразность применения смеси извести и гипса, ускоряющего высыхание. Некоторые работы требуют добавления песка или других компонентов. Если речь идет о восстановлении зданий 19 века, то здесь реставратора могут ждать такие сюрпризы, как наличие добавок в виде льняных или деревянных волокон в исторических слоях. Какой именно метод подойдет, сколько времени будет сохнуть каждый слой (иногда это занимает до месяца), может определить только специалист, имеющий соответствующие контрольно-измерительные приборы и возможность выполнить химический анализ образцов в лаборатории.
Большинство викторианской лепнины производилось на месте вручную, поэтому она состоит из относительно небольших сборных декоративных элементов. А некоторые здания прошлого века отделывались крупногабаритными карнизами и молдингами, которые изготавливались в мастерских и транспортировались к месту для крепления. При реставрации важно учитывать даже этот момент. В любом случае важно понимать, что магазинный состав и формы гипсовой лепнины часто могут быть неуместны в историческом здании, поэтому важно, выбирая подрядчика и метод восстановления, быть осторожными, дабы не “выплеснуть ребенка вместе с водой”. А о самостоятельной реставрации не может быть и речи.
Историческое использование гипсовой штукатурки
Гипс — далеко не новое изобретение. Мы знаем, что гипсовая штукатурка активно использовалась у древних египтян при строительстве пирамиды Хеопса. Все последующее время гипсовые изделия появлялись в разных концах света, однако данные о составе гипсовой штукатурки до 19 века ограничены. Где-то она использовалась вместе с известью, где-то для литья декоративных элементов чистый гипс применялся, где-то преобладала известь.
Особенно важно установить состав гипса для восстановления мелких литых декоративных украшений, таких, как листья, фрукты, цифры и геральдические эмблемы, используемые в лепном декоре многократно. Получить идеально четкие детали, полностью идентичные реставрируемым, очень сложно, особенно будет заметна разница при несоответствии раствора, если предполагается дальнейшее окрашивание элементов. Иногда литье выполнялось не из алебастра, а из извести, хотя это и занимает больше времени, чем при использовании гипсового раствора. Такой прием особенно активно использовался в 18 веке, мастера выбирали его из-за возможности вносить изменения в деталь после ее извлечения из пресс-формы. Использование извести и гипса в разных случаях может быть также связано с местными традициями, с наличием материалов. Это все нужно учитывать при выборе тактики реставрации.
Позже, с конца 19 века, методы работы и используемые материалы стали более стандартизированы. Понимание штукатурных методов и практики этого периода хорошо известны благодаря книге Уильяма Миллара, опубликованной в 1897 году. В книге описывается «передовой опыт» методов работы и стандарты, которые должны были соблюдать мастера по гипсовой лепнине в Европе. В это время гипс был легко доступен и популярен, поэтому многие богатые дома и сохранили гипсовую лепнину того времени. Однако книга была настольной лишь для известных мастеров, все остальные творили, опираясь на опыт учителей и собственное понимание, поэтому, даже зная период создания гипсового литья, нельзя быть полностью уверенным в составе гипса и методах его отливки. К примеру, мог использоваться жженый гипс, чистый гипс, импортируемый из Парижа, или местное сырье.
Конечно, вы можете посчитать интерес к идеальному восстановлению лепнины несколько академическим и, переступив через все вышесказанное, начать реставрацию, невзирая на характеристики реставрируемого объекта. В итоге получится копия, внешне похожая на исходник, что для многих заказчиков покажется хорошим достижением цели. Но уже через некоторое время базовый материал может начать разрушаться, и вот тогда в полной мере сработает истина о том, что скупой платит дважды. Поэтому, если вам в руки попало бесценное богатство — старинная лепнина, распорядитесь этим наследием с умом — пригласите для реставрации профессионалов, которые выполнят работы в идеально приближенном к оригиналу варианте.
Также читайте по теме:
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (271)
- Об архитектуре и дизайне (252)
- О дизайне интерьера (135)
- О ремонте (56)