(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Великолепные барельефы Триумфальной арки и гробницы Галерия

Великолепные барельефы Триумфальной арки и гробницы Галерия

Одна из самых важных достопримечательностей древнего греческого города Салоники и всей Греции – сохранившиеся части роскошного дворца императора Галерия. Иногда этот дворец называют погребальным комплексом, несмотря на то, что он так и не стал настоящим мавзолеем. По оценке ученых его строительство велось в конце III — начале IV веков. В разные времена этот дворец использовался как христианская церковь и исламская мечеть.

Уникальные лепные барельефы и колонны, сохранившиеся с момента возведения погребального комплекса, уже более 30 лет внесены в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Скульптуры и лепнина Триумфальной арки Галерия

Самое монументальное из сохранившихся строений дворца Галерия – Триумфальная арка, которая была построена в честь победы императора над Сасанидской империей. Изначально эта конструкция состояла из двух протяженных стен, длиной 37 метров каждая, соединенных арочным сводом. Каждая стена состоит из четырех колонн, богато украшенных великолепными барельефами и скульптурами.

Ценителей скульптурного искусства со всего мира Триумфальная арка Галерия привлекает комплексом каменных барельефов. Каждая деталь скульптурной композиции изначально была выполнена из гипса, после чего высечена из камня талантливыми греческими мастерами. Верхнюю часть арки украшают гирлянды из цветов и листьев, символизирующие красоту и силу природы.

Стены колонн скульпторы использовали как полотно для создания исторического повествования. Множество сложных барельефов рассказывают зрителю о грандиозном Персидском походе императора Галерия. Интересно, что стиль создания этих барельефов считается классической техникой древнеримского искусства. Фигуры людей и животных в этих лепных композициях не всегда выглядят реалистично. Например, лошади часто значительно меньше людей.

Скульптуры и лепнина Триумфальной арки Галерия
Фото: источник

Историки отмечают динамичные и интересные сюжеты скульптурных изображений. Изучая их, можно узнать необычные детали уклада жизни тетрархов и простых людей той эпохи. Рассмотрим подробнее несколько барельефов Триумфальной арки Галерия:

Жертвоприношение

Центральный барельеф Южной колонны изображает сцену принесения благодарственной жертвы верховным богам Олимпа – Зевсу и Гераклу. В те времена в Римской империи действовал политический режим тетрархии. При таком режиме государством управляет одновременно четыре равноправных правителя. Барельеф «Жертвоприношение» изображает двоих из четырех тетрархов – Галерия и Диоклетиана. Правители изображены возле алтаря. Со всех сторон их окружают женщины в длинных одеяниях. Искусствоведы считают, что эти силуэты женщин аллегорически изображают Мир, Вселенную, Согласие и Процветание.

Извинение

Одной из самых необычных сюжетных линий скульптурного оформления Южной колонны считается сцена «Извинение». На ней автор изображает скульптуры двух женщин, которые символизируют страны, захваченные Галерием, – Армению и Месопотамию. Сам император склонил перед женщинами головы, извиняясь за покорение.

Прибытие императора в один из восточных городов

Этот лепной сюжет расположен на одном из сводов Южной колонны. На нем скульптор изобразил прибытие императора Галерия в армянский город Ериза. На барельефе четко видны ворота города и многочисленные горожане, приветствующие и прославляющие прибытие монарха. В руках они держат знамена и цветы. Сам же император окружен стражей и восседает на колеснице. Интересной деталью лепной композиции ученые считают довольно четкое изображение скульптуры богини Анаит. Скульптура установлена в армянском храме. В мифологии Армении Анаит — одна из главных богинь любви и плодородия.

Честь покорителю Востока

Еще один барельеф, посвященный покорению восточных стран, изображает Галерия без доспехов и оружия. Скульптурная композиция представляет императора, сидящего на большом камне, перед древнегреческой богиней победы Никой. Богиня награждает правителя лавровым венком. За спиной Ники растягивается массивная повозка, запряженная слонами. На повозке расположились дары, которые к ногам военачальника подвозит женщина, символизирующая воинскую честь и славу.

Галерий принимает персидское посольство

После покорения Персидских стран Галерий принял делегацию, которую прислал к нему на поклон побежденный царь Нарсес I. Этому событию посвящена еще одна скульптурная группа Южной колонны Триумфальной арки. Мастер изобразил Галерия в окружении отважных воинов, на щитах которых виден воинственный сын Зевса — Геракл. Перед победителем преклонили колени персидские воины, молящие о пощаде. Также скульптор изобразил фигуры двух женщин амазонок и представителей семьи побежденного царя Нерсеса I.

Скульптуры и лепнина Триумфальной арки Галерия
Фото: источник

Битва на земле курдов

Одна из самых масштабных скульптур Северной колонны посвящена кровавому сражению на земле курдов. По задумке скульптора поле битвы укрывают многочисленные тела павших в бою воинов. Император представлен мужественным всадником, поражающим врага длинным копьем. Личное участие Галерия в опасных сражениях подчеркивается, указывая на отвагу полководца. Примечательно, что среди многочисленных римских воинов скульптор изобразил также будущих цезарей – Константина и Лициния. Автор художественного повествования указывает, что римлян поддерживают боги, изобразив среди участников сражения богиню победы Нику и богиню охоты Артемиду.

Милосердие

Большая часть Северной колонны украшена лепными сюжетами о милосердии и сострадании Галерия. Все они изображают детей, женщин, стариков и покоренных солдат. Император не проявляет к ним жестокости. Из этого у зрителя создается ощущение благородства и добродетели правителя. Историки считают, что сам тетрархий лично курировал создание Триумфальной арки. К сожалению, большая площадь Северной части архитектурного комплекса безвозвратно утеряна и не подлежит реставрации.

Строительство дворца было посвящено непобедимому Солнцу – небесному покровителю Римских тетрархов. Внутреннее убранство богато фресками и мозаиками, однако до сих пор историки не пришли к единому мнению о времени оформления внутренней части дворца. Сюжеты мозаик сочетают элементы эллинистических мотивов и христианских сказаний. Ежегодно миллионы людей посещают Грецию, чтобы своими глазами увидеть красоту скульптурного и архитектурного наследия великой империи.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96