(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Костел Святых Петра и Павла в Вильнюсе – лепная «жемчужина» в стиле барокко

Костел Святых Петра и Павла в Вильнюсе – лепная «жемчужина» в стиле барокко

Большинство ценителей лепного искусства и эксперты-искусствоведы сходятся в едином мнении, что столь изысканной и насыщенной лепной композиции, как внутреннее убранство собора в Вильнюсе, сложно найти во всем мире. Церковь Святых Петра и Павла в Литве — признанная жемчужина мирового барокко. Вступая в церковь, вы чувствуете себя в таинственном мире библейских персонажей, выполненных из гипса с точки зрения мировоззрения и философии барокко. Несмотря на то что убранство церкви содержит много отдельных деталей, они были объединены в единое целое, с зашифрованными секретными посланиями и историей церкви.

История собора Святых Петра и Павла в Вильнюсе

Костел Святого Петра и Павла — это римско-католическая церковь, расположенная в районе Антакальнис Вильнюса. Это центральная часть бывшего монастырского комплекса Канонов Регулярных Латеранских. В интерьере собора представлено около 2 000 уникальных гипсовых фигур Джованни Пьетро Перти и украшения Джованни Марии Галли. Церковь считается мировым шедевром художественного искусства.

Дата основания первой церкви на этом месте неизвестна. Пока проводили подготовительные работы для строительства этой церкви, рабочие нашли скульптуру неизвестного рыцаря. Это породило легенду о том, что первая деревянная церковь была основана легендарным предком семьи Гоштауэй Петрасом Гоштаутасом, задолго до официального обращения Литвы в христианство в 1387 году. Доподлинно же известно, что церковь была основана Войцехом Табором, епископом Вильнюсским (1492-1507) и сгорела в период войн с Российской Империей в 1655-1661 гг.

Постройка новой церкви была заказана Великим литовским гетманом и воеводой Вильнюса Казимиром Пацем. Говорят, что Пац был вдохновлен перестроить церковь после инцидента 1662 года, когда он прятался в руинах старой церкви и, таким образом, едва избежал смерти от мятежных солдат. Строительные работы начались 29 июня 1668 года (в день праздника святых Петра и Павла) под руководством Яна Заора из Кракова и закончены в 1676 году Джованни Баттиста Фредиани.

Пац привез итальянских мастеров Джованни Пьетро Перти и Джованни Марии Галли для оформления интерьера, однако работы были прерваны смертью основателя в 1682 году. По его последней воле, Пац был похоронен под крыльцом главного входа с латинской надписью на надгробной плите — Hic Jacet Pecator «Здесь лежит грешник». В конце 18 века молния ударила в церковь и сбила скульптуру, которая упала и сломала надгробный камень. Инцидент вызвал много слухов и породил множество мифов относительно страшных грехов Паца. Разбитая надгробная плита теперь закреплена на правой стене у главного входа.

Костел Святых Петра и Павла в Вильнюсе – лепная «жемчужина» в стиле барокко
Фото: источник

Строительство церкви было закончено братом Пака — епископом Жямайтии Казимиром Паком и освящена в 1701 году, а окончательные отделочные работы были завершены только в 1704 году.

Экстерьер и интерьер шедевра мирового барокко

Фасад имеет скромное убранство, а в качестве украшений используются классический балкон, отдельно стоящие колонны (впервые используемые в литовской церковной архитектуре), окна и карнизы. Центральный фасад обрамлен двумя колокольнями, круглыми внизу и восьмиугольными сверху. Все великолепие и роскошь церкви скрывается внутри, войдя куда, посетитель попадает в сказочное царство изысканной гипсовой лепнины.

Костер Святого Петра и Павла — одна из наиболее изучаемых церквей в Литве, однако главный автор плана декора неизвестен. Это мог быть сам основатель Пац, монахи Латеранских монастырей или итальянские художники, приглашенные для декорирования храма. Никакие документы, отражающие общий проект декора, не сохранились, поэтому различные искусствоведы пытались найти одну центральную тему: жизнь Паца и польско-литовские отношения, учение Святого Августина или театр в стиле барокко.

В декоре сочетаются самые разные символы, от местных (покровитель Вильнюсского Святого Кристофера) до итальянских святых (Фиделис Комо), от конкретных святых до аллегорий добродетелей. В интерьере церкви представлено огромное множество гипсовых декоративных элементов – цветочные и растительные мотивы (аконит, подсолнухи, руты, фрукты), различные предметы (военное оружие, бытовые инструменты, литургические орудия, снаряды, ленты), фигуры (святые, ангелы, солдаты), фантастические существа (демоны, кентавры), герб Паца, маски, выражающие различные эмоции. Все гипсовые фигуры индивидуализированы и редко повторяются. Эксперты считают, что архитекторы и скульпторы в процессе работы заимствовали идеи из других церквей в Польше и Италии — Церковь святых Петра и Павла (Краков), Часовня Сигизмунда Вавельского собора (Краков), Базилика Святого Петра (Ватикан).

Лепнина и гипсовая скульптура главного входа и центрального нефа

Главный вход окружен двумя большими гипсовыми скульптурами — святого Кристофера, несущего младенца Иисуса, и скелета-смерти (мрачный жнец с плащом и большой косой), стоящего на коронках и других символах власти. Символизм заключается в том, что святой Кристофер — защитник, но смерть по-прежнему ждет всех одинаково, и христиане должны готовиться к этому. В вестибюле изображена лепная сцена Страшного Суда с различными монстрами и демонами. В левой части вестибюля имеется небольшая комната, которая используется в качестве баптистерия.

Центральный неф украшен равномерно расположенными скульптурами из двенадцати апостолов. Здесь также представлено множество сцен пыток и преследований христиан в Римской Империи. Среди этих мучеников гипсовые фигуры Святого Себастьяна, рыцарей Святого Георгия и Мартина Турского, Святого Мориса и Фиванского легиона, Фиделиса Комо и Виктора Мавра. Однако они не заметны зрителю при первом взгляде, поскольку размещены в углублениях ниш. Именно поэтому убранство нефа скромное, представлено простыми белыми стенами, которые контрастируют с роскошными украшениями в других местах собора. Выход из центрального нефа и вход в каждую из четырех часовен имеет две аллегорические женские фигуры, представляющие восемь Блаженств из Нагорной проповеди и созданных в соответствии с иконографией Чезаре Рипы. Их расположение над входной аркой очень похоже на базилику Санта-Мария дель Пополо, однако они не расположены по порядку, а перегруппированы, чтобы лучше соответствовать тематике декорирования часовен.

Костел Святых Петра и Павла в Вильнюсе – лепная «жемчужина» в стиле барокко
Фото: источник

Лепное декорирование четырех часовен

В храме имеется четыре часовни, тематически представляющие женские достоинства: благочестие, великодушие, чистоту и усердие. Среди других лепных шедевров особенно выделяется фигура щедрости, которая представляет собой резкий социальный контраст между богатой дамой и нищим. Отдельного внимания заслуживает лепной потолок часовни святого Августина, который демонстрирует сцены казни и пыток ранних христианских мучеников, включая святых Фаусту и святую Феодору.

Часовня рыцарей имеет четыре фигуры солдат, которые стали раннехристианскими мучениками, в том числе святого Мартиниана, который помог святому Петру избежать тюрьмы. Часовня также отражает лепную сцену святого Казимира, чудесным образом помогающего литовцам в осаде Полоцка, пока святой Вацлав сражается со своим братом Болеславом Жестоким. Эта часовня ясно отражает интересы Паца (основателя), который посвятил большую часть своей жизни военному делу и считал себя рыцарем.

В трансепте расположены алтари двух братств, которые были активны в церкви – «Милосердная Богоматерь» и «Пять ран Христа». Эти братства существовали до того, как была построена нынешняя церковь, и поэтому декоративные образы унаследованы от предыдущей церкви. Потолок трансепта имеет лепные рельефы из жизни Марии и распятия Иисуса. Кафедра рококо была установлена ​​в 1801-1804 годах. Вырезанная из дерева в форме лодки, она поддерживается двумя тритонами снизу. Потолок украшен позолоченными лепными деталями, включая рельефы орла, быка, льва и ангела, которые символизируют четырех евангелистов.

Загадочная история главного алтаря

Заметной особенностью является отсутствующий главный алтарь, который известен только по описанию, найденному в архиве с 1766 года. Он был вырезан из темного дерева, позолочен и служил фокальным центром белого интерьера. У алтаря было два уровня. На верхнем уровне была расположена чудесная картина святого Петра, которая, скорее всего, была привезена из предыдущей церкви. Великолепный алтарь был окружен скульптурами двенадцати апостолов. На нижнем же уровне алтаря была изображена картина святого Павла, окруженная скульптурами, изображающими двенадцать языческих народов. Этот алтарь был перенесен в католическую церковь в Даугае в 1766 году, и до наших дней сохранились лишь его отдельные фрагменты.

С потерей алтаря образность святого Павла значительно уменьшилась внутри церкви. Алтарь как таковой не был заменен. Вместо этого Казимир Елски создал четыре пророка (Даниил, Иеремия, Исайя и Илия), а Франциск Смуглевич написал большую центральную картину, изображающую эмоциональное последнее расставание Святого Петра и Павла.

Потолок апсиды украшен тремя лепными рельефами, изображающими обращение Павла Апостола, призвание святого Петра, и передачу ключей от Небес и папской тиары Петру Христом. Эта сцена подчеркивает, что Петр и последующие Папы извлекали свою силу непосредственно от Бога и являются сильным контрреформационным органом. Над ними расположен рельеф Святого Духа, представленный в виде летящего голубя. Рядом с ним расположена латинская надпись, которая гласит – «domus dei aedificata est supra firmam petram» («Ваш дом построен на твердой скале»), текст которой перекликается с надписью у основания купола.

Чудесная сила исцеления фигуры Христа

Одной из главных святынь церкви святого Петра и Павла в Вильнюсе стала древняя деревянная фигура Христа, которая согласно преданиям обладает силой чудесного исцеления. Эта статуя расположена в левом углу между трансептом и хором и известна также как Иисус Антакальнис. Скульптура выполнена в натуральную величину (185 см), вырезана из древесины лиственных пород, одета в одеяния из белого шелка и фиолетового бархата, и имеет парик из натуральных черных волос. Копия статуи, изображенная в базилике Иисуса де Мединацели в Мадриде, является наиболее ярким примером испанского барокко в Литве.

Согласно каноническому преданию с 1804 года в голове скульптуры находятся священные реликвии. Изначально эта скульптура выставлялась в главном алтаре Троичной церкви, построенной Сапегой, пока храм не был преобразован в Восточную православную церковь в 1864 году. Именно в то время Иисус был перенесен в его нынешнее местоположение в собор святых Петра и Павла.

Лепной купол костела святых Петра и Павла

Купольный свод храма изображает четырех евангелистов, выполненных из гипса по технике сложной лепнины. Надпись, окружающая основание купола гласит — «Tu es Petrus et super hanc petram edificabo ecclesiam meam et portae inferi non praevale buntadversus eam». Переводится с латыни это как «Ты — камень, и на этом камне я построю свою церковь, и врата ада не одолеют Это».

Над надписью находятся скульптуры четырех докторов Церкви: Святого Иеронима, Святого Августина (его скульптура видна со входа), Святого Амвросия и Папы Григория I. Еще выше них расположено множество ангелов. Композиция завершается Богом-Отцом в центре купола, как-бы говорящим, что Бог все видит.

В центре купола висит лодочная люстра из латуни и стеклянных бусин, напоминающая, что Святой Петр был рыбаком. Изготовленная мастерами из Лиепаи и установленная в 1905 году, люстра имеет восемь подсвечников. Потолок над люстрой украшен пятью фресками, которые покрывают 14,94 м2 и являются вторыми по величине потолочными фресками в Литве. Три меньшие фрески над органом образуют триптих из жизни Святого Петра: исцеление калеки, побег из тюрьмы и видение листа с животными.

Великолепный лепной декор костела святых Петра и Павла в Вильнюсе – шедевр мирового гипсового искусства, художественную и историческую ценность которого невозможно переоценить.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96